«Роль финансового омбудсмана в защите прав потребителей на финансовом рынке» Автор: Дмитрий Янин, КонфОП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные нарушения допускаемые банками при кредитовании населения и меры, принимаемые Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области для их пресечения.
Advertisements

Основные нарушения допускаемые банками при кредитовании населения и меры, принимаемые Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области для их пресечения.
Банковский омбудсмен: преимущества для банков и граждан 10 ноября 2010 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Круглый стол.
Управление Роспотребнадзора по городу Санкт- Петербургу ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Заместитель руководителя.
Конкуренция на рынке потребительского кредитования Федеральная антимонопольная служба.
Проблемы правого регулирования кредитных карт: развитие законодательства и судебная практика.
Количество обращений в сфере предоставления гражданам- потребителям кредитов и оказания им иных финансовых услуг.
Банковский омбудсмен: преимущества для банков 3 сентября 2010 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Круглый стол «Альтернативное.
Проблемы правого регулирования кредитных карт: правовая природа отношений, тарифы и комиссии, типичные споры, развитие законодательства.
1 Специальная программа кредитования в рамках Соглашения, заключенного между Сбербанком России и Правительством Республики Беларусь.
Образовательный кредит 2012 год. Образовательный кредит 2 - это кредит, предоставляемый абитуриентам и студентам образовательных учреждений на оплату.
Требования к документации на рынке ипотечного кредитования: как избежать споров с заемщиком Игорь Шкляр Руководитель Юридического Департамента ЗАО «КБ.
Конкуренция на рынке потребительского кредитования Федеральная антимонопольная служба.
1 Добровольное коллективное страхование заемщиков банка 17апреля 2012.
[Название] Образовательный кредит Управление розничного кредитования Май 2010.
Трансформация ипотечных продуктов в условиях кризиса Вячеслав Михайлов, Директор по ипотечному кредитованию, Альфа-Банк, филиал «Санкт-Петербургский»
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Структура договора потребительского кредитования Банк Хоум Кредит Гонтаренко Александр Павлович Москва, , Банковская Юридическая конференция.
М.Д. Кашапов, заместитель Председателя Национального банка Республики Башкортостан Банка России Седьмая научно-практическая конференция «БАНКИ. ПРОЦЕССЫ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заместитель директора Института развития образования,
Транксрипт:

«Роль финансового омбудсмана в защите прав потребителей на финансовом рынке» Автор: Дмитрий Янин, КонфОП

Ключевые элементы системы защиты прав потребителей в РФ Законодательство о защите прав потребителей (18 лет) Государственный надзор на федеральном уровне (с марта 2004 года - Роспотребнадзор) Деятельность общественных организаций и муниципальных органов по защите прав потребителей.

Недостатки системы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг Слабый государственный контроль в сфере защиты прав потребителей и конкуренции, по сравнению со странами ЕС и США Отсутствие единого регулятора Низкая степень саморегулирования бизнеса, Неразвитость общественных институтов по защите прав потребителей, Низкая степень информированности потребителей.

Рост кредитов населению в России и странах ЦВЕ (в процентах) (in percentage) Country Average Romania Russia Lithuania Latvia Bulgaria Estonia Slovakian.a Hungary Czech Republic Slovenian.a Poland Croatia Weighted average (without Russia)

Особенности рынка потребительского кредитования в РФ Отсутствие специального регулирования в сфере кредитования до настоящего времени До лета 2008 года отсутствие требования об обязательном информировании потребителей о полной стоимости кредита в годовых процентах, + общие проблемы: финансовая безграмотность получателей кредитов, при сложности продукта.

Как обманывают потребителей: - распределение высокой платы за кредит между: годовой процентной ставкой, платой за выдачу кредита, ежемесячной комиссией, страховкой, тем самым, создавая у потребителя иллюзию дешевизны кредитного продукта; - навязывание платных дополнительных услуг как банковских, так и третьих лиц (страхование жизни, трудоспособности, залогового имущества, ведение ссудного счета); - навязывание конкретных исполнителей навязанных услуг (например, отказ потребителю в свободном выборе страховой компании при обязательном страховании по условиям кредитного договора); - непропорциональный размер штрафа за несоблюдение потребителем условий договора кредитования (фиксированный штраф за недоплату по кредиту – независимо от суммы недоплаты);

Что было сделано: с 2004 года, в РФ была начата кампания по повышению качества информирования заемщика об условиях кредитования, в которой задействованы различные регуляторы. Результатами активности госорганов стали: отказ лидеров рынка от практики манипулирования со ставками по кредиту (июль 2007 года) нормативное регулирование в области расчета полной стоимости кредита, а также многочисленные публикации в СМИ направленные на разъяснение заемщикам их прав. а также многочисленные публикации в СМИ направленные на разъяснение заемщикам их прав.

Чего не было сделано: 1.Принятие законодательства о потребительском кредите, о банкротстве физического лица, о запрете ростовщичества (запрет на выдачу сверхдорогих кредитов населению – установление мах. кратности ставке рефинансирования) 2.Содействие формированию институтов саморегулирования бизнеса в сфере банковских услуг – банковский омбудсман.

Лучшая практика - Великобритания. Ежегодно разрешение более споров

Возможные действия омбудсмана: 1.Рассмотрение текущих жалоб потребителей. 2.Выработка стандартов, регламентирующих практику взаимоотношений банков и граждан. 3.Информирование регулятора, общественности о типичных нарушениях, статистики обращений.

Механизм создания: Обязательность участия в работе Обмудсмана для банков имеющих соответствующую лицензию на работу с гражданами.

Спасибо. Дмитрий Янин – председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфоП)