1 МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ НА БИЗНЕС Руслан Ибрагимов Вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ НА БИЗНЕС Руслан Ибрагимов Вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам.
Advertisements

П Р И М Е Р Ы регулирующего воздействия на телекоммуникационный рынок Поправки в Гражданский кодекс РФ Поправки в ФЗ «О связи» Поправки в ФЗ «О рекламе»
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Программа повышения квалификации «Антикоррупционные механизмы в сфере государственного.
Итоги законодательной деятельности Новгородской области за 9 месяцев 2006 года Программой законопроектной работы Программой законопроектной работы планировалось.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Нимерницкая Ирина Андреевна. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Транксрипт:

1 МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ НА БИЗНЕС Руслан Ибрагимов Вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам

2 ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БИЗНЕС (микроэкономика) Попытки введения регулирования цен, в некоторых отраслях - контроль тарифообразования Ужесточение правил работы бизнеса, в т.ч. за счет новых правил регулирования Снижение цен на фоне повышения расходов на обслуживание бизнеса БИЗНЕС Снижение рентабельности бизнеса влечет: технологическую стагнацию падение конкурентоспособности сокращение налогов невозможность выполнения социальных обязательств экономический регресс Рост издержек - снижение рентабельности БИЗНЕС ДЕЙСТВУЕТ В ЖЕСТКОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ СРЕДЕ

3 ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БИЗНЕС (макроэкономика) Снижение рентабельности Уход бизнеса из низкорентабельных секторов экономики, сокращение доли малого и среднего бизнеса Укрупнение бизнеса ( монополизм) Введение дополнительного прямого регулирования Снижение конкуренции, рост цен и издержек Законодательство является важнейшим фактором инфляции, характер его влияния подлежит дополнительному изучению Сокращение инвестиционной привлекательности и потребительских благ 6

4 СРЕДНЕГОДОВОЙ ЭФФЕКТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ОТ ПРИНЯТИЯ «НЕПРОСЧИТАННЫХ» ЗАКОНОПРОЕКТОВ НА БИЗНЕС (ПО ОЦЕНКЕ НА 2011 ГОД)* МОЖЕТ СОСТАВИТЬ ДО 10 % ГОДОВОЙ ВЫРУЧКИ КРУПНОЙ КОМПАНИИ ** _____________________________________ * На основе расчетов по ряду ключевых законопроектов, затрагивающих бизнес МТС, внесенных в Государственную Думу РФ по итогам 1 полугодия 2011 года ** На примере крупной российской компании с ежегодным оборотом млрд. рублей. ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗЛИШНЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

5 ГОСУДАРСТВО МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС Государству и бизнесу необходим диалог на уровне экспертов в целях оценки регулирующего воздействия законопроектов на бизнес Диалог возможен в форме оценки регулирующего воздействия законопроектов со стороны общественных организаций, представляющих интересы бизнеса Оценка регулирующего воздействия со стороны бизнеса носит рекомендательный характер и должна приниматься во внимание при разработке и принятии законопроектов ДИАЛОГ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ОЦЕНКА УЧЕТ ОЦЕНКИ 1 2 3

6 ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС Сокращение расходов на обеспечение избыточных регуляторных требований, создание режима благоприятствования бизнеса, формирование полноценной конкурентной среды Перераспределение сэкономленных ресурсов в интересах потребителя, развития и модернизации производства Создание условий для инноваций Сбалансированная экономика ПРОСЧИТАННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

7 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВОЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Иные субъекты законода- тельной инициативы КОНСТИТУЦИЯ РФ РЕГЛАМЕНТЫИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Часть 3 ст. 104 Законопроекты, предусматрива- ющие расходы федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства Российской Федерации Регламент Государственной Думы от г. при внесении законопроекта представляется финансово- экономическое обоснование (п. «г» части 1 ст. 105) Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ (утв. пост. Правительства РФ от ) в Правительство для рассмотрения представляются: - законопроект; - ФЭО; -заключения, предусмотренные п. 60 Регламента Правительства РФ; - заключение ИЗиСП (п. 27) Правила подготовки НПА ФОИВ … (пост. Правительства РФ от ) проекты НПА могут направляться: в Минфин – для оценки последствий для бюджета; в МЭР – для оценки регулирующего воздействия; в Минюст – для правовой и антикоррупционной экспертизы, Минюст на основании оценки МЭР направляет в ФОИВ представление об отменен или изменении НПА, затрудняющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов (пост. Правительства РФ от ) в Концепции должны быть определены социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона (п. 3) Постановление Правительства РФ от «Об экспертизе НПА ФОИВ в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности…» - введена проводимая в МЭР России ретроспективная экспертиза НПА ФОИВ;- МЭР России вправе вносить предложения об изменении федеральных (конституционных) законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Регламент Правительства РФ от г. Проекты актов вносятся в Правительство РФ с пояснительной запиской, содержащей расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений (п. 53); Проекты федеральных законов направляются на правовую и антикоррупционную экспертизы в Минюст России (п. 60); Проекты актов о государственном контроле и надзоре, техническом регулировании направляются в МЭР России для оценки регулирующего воздействия (п. 60.1) Существующий порядок оценки регулирующего воздействия не охватывает законопроекты, вносимые в Государственную Думу иными субъектами права законодательной инициативы (исключая Правительство Российской Федерации)

8 Оценку регулирующего воздействия на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности следует включить в документы, прилагаемые к законопроекту: возможна интеграция в текст пояснительной запиской, ФЭО должно наряду с прогнозом возможных затрат бюджетов всех уровней содержать оценку материальных издержек предполагаемых субъектов регулирования (независимо от формы собственности), осуществляющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность Уполномоченный орган в составе «Большого (расширенного) Правительства РФ»* в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ (до 2 чтения) по решению ответственного Комитета Государственной Думы проводит в соответствии с разработанной методикой экспертизу проектов федеральных законов, прямо или косвенно влияющих на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, заключение которой представляет в ответственный Комитет Заключение Уполномоченного органа носит информационный характер и подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ, а в случае необходимости – в Совете Федерации РФ Примечание: перечень изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ приведен в приложении ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИЗНЕС *«Большое (расширенное) Правительство Российской Федерации» – новая структура в системе управления, система обратной связи, основанная на объединении различных общественных сил: партий, в т.ч. оппозиционных, Общероссийского народного фронта, экспертных сообществ, неправительственных общественных организаций, гражданских союзов

9 Перспективные площадки для интеграции экспертных оценок Р оссийский С оюз П ромышленников и П редпринимателей ОПОРА РОССИИ Т оргово- П ромышленная П алата РФ БОЛЬШОЕ (РАСШИРЕННОЕ) ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ПОДГОТОВКА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ПОЗИЦИИ с оценкой регулирующего воздействия на бизнес

10 Изменения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ* в целях совершенствования процедуры оценки регулирующего воздействия на бизнес 1. Внести изменения в часть 1 статьи 105: 1.1) дополнить новым пунктом об обязательном представлении с законопроектом материалов о наличии или отсутствии в законопроекте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности; 1.2) в целях уточнения содержания ФЭО, представляемого с законопроектом, пункт «г» дополнить положением о том, что кроме сведений о затратах бюджетов всех уровней при реализации вносимого законопроекта, ФЭО должна включать оценку материальных затрат субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, независимо от формы их собственности. 2. Внести изменения в статью 112: 2.1) часть 1 дополнить положением о том, что по решению ответственного Комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя ответственного Комитета Государственной Думы может быть направлен для проведения экспертизы регулирующего воздействия в уполномоченный орган в составе «Большого (расширенного) Правительствао Российской Федерации» **; 2.2) часть 5 дополнить положением о том, что заключение по результатам проведенной экспертизы регулирующего воздействия по законопроекту наряду с иными документами рассматривается на заседании ответственного Комитета. 3. Часть 2 статьи 114 дополнить подпунктом о включении заключения экспертизы регулирующего воздействия законопроекта, проведенной по решению ответственного Комитета, в перечень документов, представляемых ответственным Комитетом в Совет Государственной Думы Российской Федерации с материалами субъекта права законодательной инициативы для внесения на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. 4. Часть 2 статьи 118 дополнить положением о том, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении представитель ответственного Комитета информирует депутатов Государственной Думы о результатах экспертизы данного законопроекта с оценкой регулирующего воздействия. 5. Часть 1 статьи 122 дополнить новым пунктом о расширении перечня документов, направляемых вместе с текстом законопроекта ответственным Комитетом в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении, за счет включения в него заключения экспертизы регулирующего воздействия законопроекта. 6. Часть 2 статьи 123 дополнить положением о том, что выступающий в начале второго чтения представитель ответственного Комитета сообщает об итогах рассмотрения в ответственном комитете законопроекта и заключения Экспертного Совета по результатам экспертизы регулирующего воздействия, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. * утв.постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г II ГД ** Статус Экспертного Совета может быть дополнительно проработан в случае положительного решения о необходимости его создания П Р И Л О Ж Е Н И Е

11 П Р И М Е Р Ы регулирующего воздействия на телекоммуникационный рынок Поправки в Гражданский кодекс РФ Поправки в ФЗ «О связи» Поправки в ФЗ «О персональных данных» Телекоммуникационный рынок

12 Новая редакция Гражданского кодекса РФ Всего дополнительные расходы для бизнеса – до $ 10 млн Одновременно часть денежных средств, идущих на оплату иностранных консультантов, выводится из российской экономики Необходимость для компаний, листингированных за рубежом, дублировать функции независимых директоров ведет к фактическому включению последних в оба звена структуры управления таких компаний Увеличение расходов на вознаграждение независимых директорам на 50 млн рублей в год Запрет на сделки под условием, зависящим от воли одной из сторон (отсутствует в зарубежных юрисдикциях) (ст. 157 проекта ГК) Сохранение практики осуществления ряда сделок в иностранных юрисдикциях ведет к дополнительным среднегодовым расходам в сумме около $ 2-5 млн на иностранных консультантов, судебные и иные издержки Введение обязательной двухзвенной структуры управления и требование включения независимых директоров в состав коллегиального исполнительного органа (части 3, 5 ст. 65.3, ст. 97 проекта ГК) Дублирование нотариусом услуг регистратора при проведении общего собрания акционеров в акционерных обществах (часть 4 ст. 65.3) Необоснованное удорожание проведения общего собрания акционеров в акционерных обществах (в компаниях масштаба МТС - на млн руб в год) Редакция отдельных статей Оценка регулирующего воздействия* ________________________________________ *Расчеты проведены оценочно для крупной российской компании

13 Поправки в ФЗ «О связи» и статью 1245 ГК РФ Двойная оплата абонентами вознаграждения за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях, т.к. при покупке оборудования и материальных носителей уже оплачивается сбор в размере 1% стоимости Невозможность разграничения функций использования сетей связи для воспроизведения контента и для иных целей + невозможность определения реального объема трафика потребления контента Перспектива увеличения стоимости услуг связи для абонентов Оценка регулирующего воздействия Введение сбора в размере 2% для операторов связи за свободное ________________________________________ *Расчеты проведены оценочно несколькими крупными российскими компаниями Дополнительные ежегодные расходы для бизнеса около $ 90 млн (в условиях 2010 г)* воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений Поправки в закон «О связи» и ГК РФ

14 Введение избыточных, сложно выполнимых технических требований защиты персональных данных (ПДн) в информационных системах персональных данных без учета категории используемых операторами персональных данных Поправки в ФЗ «О персональных данных» Вынужденное неисполнение малым и средним бизнеса законодательных требований, характерных для защиты гостайны Дополнительная финансовая нагрузка на операторов ПДн без учета особенностей использования ими данных Расходы на обеспечение работы систем ПДн в соответствии с Законом 5-6 % годового ВВП России (примерно соответствует доле химической промышленности или строительства в ВВП) Оценка регулирующего воздействия + – Дополнительные расходы МТС: единовременно на приведение системы обработки и хранения ПДн в соответствии с требованиями законодательства $40 миллионов Ежегодно на поддержание работы систем $2-4 миллиона Поправки в Федеральный закон «О персональных данных»* * Внесены Федеральным законом от N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»

15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!