Как написать сочинение на Едином государственном экзамене Алгоритм подготовки к части С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Advertisements

Особенности построения части С. Все, что человеческий разум способен понять и во что он способен поверить - достижимо. Наполеон Хилл.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задание части С ЕГЭ по русскому языку? Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 34 Что необходимо.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
ЕГЭ, русский язык Задание С Определение позиции автора.
Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста Цели урока: 1.Рассмотреть этапы написания сочинения; 2.Рассмотреть критерии оценивания сочинения;
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

Как написать сочинение на Едином государственном экзамене Алгоритм подготовки к части С

Формулировка задания части С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Поэтапная работа над текстом I – IV этапы посвящены работе над содержанием текста: I этап соответствует К1 (формулировка проблем исходного текста); II этап соответствует К2 (комментарий к сформулированной проблеме исходного текста);

III этап соответствует К3 (отражение позиции автора исходного текста); IV этап соответствует К4 (аргументация собственного мнения по проблеме). V – VII этапы посвящены работе над речевым оформлением сочинения: V этап соответствует К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения);

VI этап соответствует К6 ( точность и выразительность речи); VII этап – проверка работы и исправление ошибок. Работа с критериями К7 – К12 осуществляется на всех этапах подготовки к написанию сочинения (грамотность).

Как правильно понять исходный текст 1.О чём?(Ты увидишь тему.) 2.Какие вопросы рассматривает автор?(Ты найдёшь проблемы.) 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?(Ты найдёшь основную проблему текста.) 4.Зачем автор написал текст?(Ты определишь цель.) 5.Как автору удалось помочь тебе определить цель?(Ты увидишь роль языковых средств.) 6.Как автор сам отвечает на поставленные вопросы?(Ты поймёшь авторскую позицию.)

Формулировка проблемы исходного текста Проблема – это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Ответ может быть неоднозначным, так как основной элемент проблемы – противоречие. Весь текст- исследование этого вопроса (проблемы).

Комментарий одной из проблем текста Комментарий – это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации. Формулируя проблему на первом этапе работы, вы старались понять текст, взаимозависимость всех его частей. В комментарии результаты вашего исследования и нужно объяснить, но уже не себе, а тому, кто будет читать сочинение.

При создании логизированной модели большое значение приобретает работа с каждым абзацем текста. Именно абзац членит текст на логические и объединяемые по смыслу части. Абзац – это микротекст, завершённый этап работы. В нём есть тема, её развитие и завершение. Особого подхода требует художественный текст. Комментируя такой текст, вы должны в соответствии с анализируемой проблемой дать объяснение деталям сюжета, поступкам и характерам героев.

В работе можно использовать следующие конструкции: -- автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает) интересную (сложную, серьёзную, неразрешимую, злободневную, острую) проблему… -- в статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема)… -- самыми убедительными доводами являются…

-- также автор отмечает… -- автор исследует…отмечает…и на основе этого делает вывод о … -- свои рассуждения… начинает с замечания о том, что… -- чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что… -- автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает… -- …! Сколько написано (говорилось) об этом. Но такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придаёт новое звучание.

Работа по определению позиции автора текста Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо (чаще всего так и бывает в текстах научного, делового и публицистического стилей), но может выражаться и в подтексте (обычно встречается в текстах художественного и публицистического стилей). Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда автор использует иронию.

Для того чтобы отразить позицию автора, можно опираться на следующие конструкции: -- автор (писатель, публицист…) не поучает своих читателей, не осуждает…Он только стремится быть услышанным и понятым нами. -- автор допускает возможность… -- автор не обличает, не критикует. Он обращает наше внимание… -- автора волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает, привлекает)…

-- по его убеждению… -- автор обеспокоен, (встревожен)… -- автор откровенно иронизирует… -- тревога автора не случайна… -- для автора очень важно (единственно возможным является)… -- чтобы усилить мысль о … автор … -- автор, давая право выбора читателю, тем не менее достаточно чётко обозначает своё отношение к …

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства (не менее двух). Если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения.

Если используется читательский опыт, то примеры из художественных, публицистических произведений или исторические факты должны передаваться без искажений, кратко (нельзя увлекаться пересказом) и соответствовать той позиции, которую доказываете. Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно. Если текст построен на несогласии с автором, то читающему сочинение должно быть понятно, что есть основания для такой позиции.

Для того чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы: -- я с интересом прочитал(а)… -- я убеждён(а) (часто думал, получил подлинное удовольствие, с удивлением понял, искренне заинтересовался, согласен)… -- можно согласиться с автором в том, что… -- мне показалось интересным (актуальным, значимым)… -- по моему мнению…

-- вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как… -- хотелось бы отметить… -- нельзя оставаться равнодушным, так как… -- меня особенно взволновало то, что… -- невольно задумываешься о том, что… -- начинаешь понимать, что… -- мы привыкли к … но … -- может показаться, что … но … -- позволю себе высказать свою (иную) точку зрения…

-- нельзя не согласиться с автором в том, что … однако … -- я разделяю точку зрения автора, но … -- я с интересом прочитал статью, но … -- текст произвёл на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны … но с другой … -- доводы автора достаточно убедительны, но… -- кто из нас не знает(не слышал, не читал, не размышлял)… но задумывались ли мы о …

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения Сочинение должно иметь вступление, основную часть и заключение. Основная логика сочинения отражает этапы подготовки и последовательность критериев оценивания, поэтому в тексте необходимо наличие следующих содержательных блоков:

1.Представление (формулировка) темы и проблемы исходного текста. Вступление 2.Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 3.Формулировка и характеристика позиции автора исходного текста. 4.Изложение автором сочинения собственного мнения. Заключение Заключение

Сочинение должно отражать логику развития вашей мысли, и эта логика должна быть понятна читателю. Чтобы было удобнее работать, можно составить логическую схему или план. Важно помнить о смысловой цельности и о средствах межфразовых связей (таких, как вводные слова и обороты, наречия, служебные части речи).Например: вообще, словом, например, во-первых, очевидно, в первую очередь, с одной стороны, с другой стороны, безусловно, видимо, как известно, и всё-таки, прежде всего, подводя итог.

Цели вступления: привлечь внимание и обозначить проблемы. Цели заключения: подвести итог и оставить хорошее впечатление. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

Возможные варианты вступления 1.Определение темы текста. 2.Анализ (краткое перечисление) разных (возможных) точек зрения на проблему. 3.Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуальности. 4.Перечисление проблем исходного текста. 5.Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного». 6.Изложение автором сочинения собственной позиции.

7.Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях. 8.Ассоциативное вступление (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема). 9.Лирическое вступление. Можно сочетать различные варианты вступлений. Но обязательно вступление должно быть энергичным и небольшим по объёму(2-5 предложений). Каким бы ни было вступление, пишущий должен представить читателю автора исходного текста, хотя бы назвать его фамилию.

Возможные варианты заключения 1.Общий вывод. 2.Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3.Изложение собственной позиции. 4.Следствие.Рассуждение о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения. Замечания о влиянии этого текста на общественную ситуацию, на литературный процесс.

5.Расширение проблемы. 6.Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений

Точность и выразительность речи Речевое и стилистическое оформление текста – очень трудная работа, так как важно уметь писать не только не допуская ошибок, но и используя средства выразительности. Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. Следует обратить внимание на умение использовать риторические фигуры. Они придают тексту динамичность, создают ощущение диалогизации речи.

Проверка работы и исправление ошибок Текст сочинения необходимо перечитать; если нужно, внести исправления. Важно проверить правильность содержания, логику вашей мысли, последовательность и связность изложения. Убедиться, нет ли фактических, логических, грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.