«Концессии в ЖКХ как основа для перехода к стратегическому управлению коммунальным комплексом Д.Ю.Хомченко Фонд «Институт экономики города»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Advertisements

Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Полномочия ОМС в сфере коммунального хозяйства по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Фонд «Институт.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Подписан Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 30 июня 2008 г.
Разработка и оценка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Требования, порядок принятия и реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Докладчик: Заместитель председателя комитета – начальник.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
1 ТЕМА 15 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
Транксрипт:

«Концессии в ЖКХ как основа для перехода к стратегическому управлению коммунальным комплексом Д.Ю.Хомченко Фонд «Институт экономики города»

Процесс разгосударствления затронул все отрасли жилищно-коммунального комплекса России Структура предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги по форме собственности Теплоснабжение Водоснабжение и водоотведение Источник: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Росстат В муниципальной и государственной собственности Смешанная форма собственности (акционерные общества) Частная форма собственности Жилищные услуги 100% % 13% 25% 59% 26% 24% 16% 61% 65% % 45% 17% 25% 60% 15% 18% 36% 46% % 11% 42% 45% 43% 14% 44% 9% 43%

План действий по реформированию ЖКХ Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний Развитие конкурентных отношений Развитие государственно-частного партнерства Совершенствование тарифной политики Совершенствование бюджетной политики Социальная защита граждан

Задачи подцели 3 Реализация механизмов государственно-частного партнерства –Совершенствование правовой и методической базы для формализации и минимизации рисков частных инвесторов; –Создание условий для привлечения частных инвестиций в проекты по модернизации и строительству систем коммунальной инфраструктуры на федеральном и муниципальном уровне; –Активное участие государства, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планировании развития систем коммунальной инфраструктуры и коммунального комплекса в целом.

Основное требование потенциального концессионера прозрачность -- прав на основные средства; -- схемы финансовых потоков; -- договорных отношений. Важнейший инструмент снижения рискованности инвестиций наличие прозрачной документально зафиксированной процедуры регулирования тарифов

Проблемы заемного финансирования проектов Основные риски: –система тарифного регулирования ( 210-ФЗ); –договорные взаимоотношения с собственником имущества ( 115 ФЗ). в большинстве случаев - плохое финансово- экономическое состояние инициаторов проектов, отсутствие кредитной истории; Отсутствие приемлемого обеспечения по кредитам; Отсутствие методической базы по оценке рисков; Невозможность долгосрочных заимствований

Федеральный Закон 210 «ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА» Основные цели закона Формализация ответственности органов местного самоуправления за развитие инженерной инфраструктуры муниципальных образований Обеспечение устойчивого развития инженерной инфраструктуры Создание условий для привлечения частного менеджмента и инвестиций в коммунальный сектор (при сохранении инженерной инфраструктуры в публичной собственности), минимизация инвестиционных рисков

Прозрачность и прогнозируемость тарифов ФЗ – 210 создает необходимые предпосылки для: ПроектыИсточники возврата инвестиций Период регулирования (прогнозируемость) Модернизация и реконструкция Тариф на товары (услуги) Не менее одного года Экстенсивное развитие систем Тариф на подключение Не менее ТРЕХ лет Надбавка к тарифу на товары и услуги

Программа комплексного развития СКИ Программа комплексного развития является программой строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО), которая обеспечивает развитие этих систем в соответствие с: потребностями жилищного и промышленного строительства; повышением качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг); улучшением экологической ситуации на территории муниципального образования.

Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры? согласно действующему законодательству ответственность за развитие коммунальных систем лежит на органах местного самоуправления развитие коммунальной инфраструктуры является ключевым аспектом городского развития все работы по расширению коммунальных систем для нужд новых пользователей должны находиться под контролем муниципалитетов именно поэтому инвестиционная программа утверждается представительным органом местного самоуправления Ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры несут органы местного самоуправления

Процедура подготовки инвестиционной программы и регулирования тарифов и надбавок Программа комплексного развития Техническое задание Утверждение тарифов и надбавок Мониторинг Проект тарифов и надбавок Инвестиционная программа Инвестиционное соглашение Договора на подключение Орган регулирования

Порядок разработки и согласования Технического задания Формирование инвестиционной программы Техническое задание – черновой вариант Генплан План реализации генплана Консультации с ОКК и застройщиками Программа комплексного развития Консультации с ОКК Утверждение Технического задания Целевые программы качества и экологии

Взаимоотношения государства и бизнеса Гражданско-правовые отношения - контракт на закупку товаров для государственных нужд Административно-правовые отношения - Лицензия Гражданско-правовые + Административно-правовые отношения Концессионное соглашение

Механизмы привлечения инвестиций при реализации как краткосрочных, так и долгосрочных проектов Контракты на 2 – 3 года Кон тра кты на 3 – 5 лет Контракты на 20 – 30 лет Бесср очные контр акты Контракты на управление Сервисные контракты Договоры аренды Договоры лизинга BOO: строю – владею – являюсь оператором BOT: строю – являюсь оператором – передаю DB: проектирую – строю DBO: проектирую – строю – являюсь оператором DBF: проектирую – строю - финансирую DBOF: проектирую – строю – являюсь оператором - финансирую Концессия и проч. Совместные предприятия Собственник – государственный сектор Собственник – частный сектор Государство сохраняет стратегический контроль за оказанием услуг посредством сертификации и регулирования цен Частный подрядчик берет на себя полную ответственность за выполнение проекта Затраты полного периода эксплуатации минимизируются Повышение эффективности использования ресурсов (принцип «value for money»)

Концессионное соглашение Предмет соглашения создание и реконструкция создание реконструкция Объект недвижимого имущества, входящий в состав объекта КС Объект соглашения Иное имущество недвижимого имущества недвижимое движимое

16 Принятые в международной практике сроки концессионных соглашений Сферы концессииСрок концессии Платные дороги20–30 лет Электроэнергетика15–20 лет Теплоэнергетика20–30 лет Водоснабжение и водоотведение 15–30 лет Утилизация и переработка твердых отходов 10–15 лет

Варианты участия частного сектора в эксплуатации систем инженерной инфраструктуры

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 21 июля 2005 года 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Внесены изменения в следующие федеральные законы: Федеральный закон от 21 июля 1997 года 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое и имущество и сделок с ним» Налоговый кодекс Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ КОНЦЕДЕНТА Расширение круга лиц, одновременно выступающих от имени Концедента Изменение порядка проведения предварительного отбора участников конкурса Расширение перечня критериев конкурса на право заключение концессионного соглашения РФ и субъект РФ, субъект РФ и муниципальное образование Предоставление Концеденту возможности рассмотрения единственной заявки, поданной на этапе предварительного отбора Закрепление в качестве критерия конкурса объема участия Концедента в расходах Концессионера Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» » ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ КОНЦЕССИОНЕРА Изменение порядка учета объекта концессионного соглашения и иного имущества Уточнение порядка предоставления концессионеру прав пользования водным объектом, прав ограниченного пользования земельным участком Уточнение права собственности Концессионера на производимую им продукцию и его доходы Учет концессионером переданного имущества на своем балансе. Уточнение сроков начала и окончания начисления амортизации Исключение возможности получения иными лицами прав собственности на продукцию и доходы, возникающие при исполнении Концессионных соглашений Предоставление Концессионеру права пользования водным объектом в соответствии с новым Водным Кодексом РФ. Установление сервитутов – для земельных участков

Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Расширение и уточнение перечня условий концессионного соглашения Закрепление дополнительных гарантий, предоставляемых Концессионеру Изменение положений, устанавливаемых решением о заключении концессионного соглашения Уточнение отдельных положений закона ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации Законопроект предусматривает внесение дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающихся: НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Дополнение статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО Дополнение статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации Дополнение пунктов 1,3 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации Отнесение передачи недвижимого имущества от Концессионера Концеденту к операциям, не являющимся реализацией товаров, работ и услуг Дополнение подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской федерации

Основные условия взаимодействия Наличие политических, юридических, налоговых и административно-правовых условий для построения взаимоотношений; Поэтапный процесс проведения конкурсного отбора; Заключения соглашения на срок, определяемый в зависимости от сложности проекта и объема инвестиций.

Социально- экономическое планирование Территориальное планирование Бюджетное планирование Планирование развития коммунальной инфраструктуры Объемы строительства, конкретные объекты Земельно-ресурсные и градостроительные ограничения развития Расходные обязательства Бюджетные ограничения развития Потребности развития коммунальной инфраструктуры Ограничения возможности развития территорий Координация в отношении объектов текущего строительства Бюджетное финансирование инвестиционных программ Расходные обязательства

Стратегическое планирование в КК 1 – определяются задачи, в области развития систем коммунальной инфраструктуры 2 - задаются места размещения объектов коммунальной инфраструктуры Документы социально- экономичес кого планирован ия МО Схема территориа льного планирова- ния (генплан) Документы планирова- ния развития систем коммуналь- ной инфраструк- туры 12