Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Advertisements

Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Транксрипт:

Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Модели стратегического взаимодействия генерирующих и сетевых компаний в электроэнергетике

Современные тенденции реформирования электроэнергетики a – вертикально-интегрированная монопольная структура; б – вертикально-дезинтегрированная структура; в – структура, включающая элементы вертикальной интеграции. Вертикальная дезинтеграция: запрет на одновременное владение генери- рующими и передающими мощностями! Компания обязана передать сети в управление специализированному субъекту (сетевая компания, системный оператор и т.д.), либо должна быть разделена на генерирующую и регулируемую сетевую компании.

Исследование последствий и возможных побочных эффектов Влияние на: Цены в генерирующем узле и у потребителя Пропускные способно-сти сетей и объемы пе-редачи электроэнергии Рассматриваемые варианты: Гарантированная регулируемая сетевая монополия (Р) Гарантированная нерегулируемая сетевая монополия (М) Сетевая монополия в условиях потенциальной конкуренции с независимой сетевой компанией (М+НСК) Сетевая монополия в условиях потенциальной конкуренции с генерирую- щей компанией (М+ГК)

Исходные данные – функции спроса и предложения на рынке; – имеющаяся у сетевой монополии пропускная способность; – издержки на увеличение пропускной способности сети (равные для монополии и потенциальных конкурентов). – доля переданной электроэнергии (за вычетом потерь); Численный пример Если не оговаривается особо:

Критические точки: и Случай 1. Достаточная пропускная способность : Гарантированная регулируемая монополия (Р) Общественно эффективный, но трудно реализуемый на практике вариант: максимальные объемы, минимальная разница цен потребителя и производителя, нулевая экономическая прибыль сетевой компании, нулевые мертвые потери. Случай 2. Недостаточная пропускная способность :

Прибыль уменьшается скачкообразно в точке. Случай 1. Достаточная пропускная способность : Гарантированная нерегулируемая монополия (М) Худший вариант: минимальные объемы, максимальная разница цен. – вдвое меньше эффективного объема. Случай 2. Недостаточная пропускная способность : Критические точки: и

Зависимость прибыли от объема передачи электроэнергии при разной пропускной способности Гарантированная нерегулируемая монополия (М) Критические точки: и В некоторых случаях изначально не- большая пропускная способность мо- жет оказаться плюсом, т.к. заставляет сетевую монополию расширять сеть. При изначально высокой пропускной способности сетевая компания не бу- дет расширять сеть, чтобы не нести постоянные издержки.

Монополия + независимая сетевая компания (М + НСК) – объемы передачи монополии и независимой сетевой компании. Модель независимой сетевой компании: НСК не входит на рынок, если ее прибыль отрицательна. если НСК входит на рынок. НСК не входит на рынок.

Монополия + независимая сетевая компания (М + НСК) Модель монополии: Скачкообразный рост прибыли в точке, где конкурент не входит на рынок. Скачкообразное падение прибыли в точке, где требуется расширение сети. Критические точки: и. Последовательность может быть различной. Зависимость прибыли от объема передачи электроэнергии при разной пропускной способности Случай 1. Низкая пропускная способность : Случай 2. Высокая пропускная способность :

Монополия + независимая сетевая компания (М + НСК) Вариант 1.1. Не строить, пустить конкурента, Вариант 1.2. Строить, пустить конкурента, Вариант 1.3. Строить, не пускать конкурента, Вариант 2.2. Не строить, не пускать конкурента,

Монополия + генерирующая компания (М + ГК) Модель генерирующей компании: ГК не конкурирует на рынке передачи электроэнергии, если ее прибыль при этом уменьшается. Прибыль ГК, не входящей на рынок (только от генерации): Прибыль ГК, входящей на рынок (от генерации и от передачи): Разность прибылей ГК в рассмотренных ситуациях: если ГК входит на рынок. ГК не входит на рынок.

Монополия + генерирующая компания (М + ГК) Модель монополии: Скачкообразный рост прибыли в точке, где ГК перестает входить на рынок. Скачкообразное падение прибыли в точке, где требуется расширение сети. Критические точки: и. Последовательность может быть различной. Зависимость прибыли от объема передачи электроэнергии при разной пропускной способности Случай 1. Низкая пропускная способность (почти всегда): Случай 2. Высокая пропускная способность (редко) :

Монополия + генерирующая компания (М + ГК) Вариант 1.1. Не строить, пустить конкурента, Вариант 1.2. Строить, пустить конкурента, Вариант 1.3. Строить, не пускать конкурента, Вариант 2.2. Не строить, не пускать конкурента,

Сравнительный анализ рассмотренных вариантов Цены потребителя Прибыли монополии Объемы передачи Цены производителя

Сравнительный анализ рассмотренных вариантов Цены потребителя Прибыли монополии Объемы передачи Цены производителя

Сравнительный анализ рассмотренных вариантов Цены потребителя Прибыли монополии Объемы передачи Цены производителя

Сравнительный анализ рассмотренных вариантов Цены потребителя Прибыли монополии Объемы передачи Цены производителя

Выводы 1.Наиболее типичная ситуация: М < М + НСК < М+ГК. 2.Не исключен случай. Наиболее вероятен при М и М+НСК. 3.При небольших постоянных издержках расширения сети возможен случай М+НСК > М+ГК. С ростом издержек вероятность этого падает. 4.При высоких постоянных издержках вероятна ситуация М+ГК > Р !!! 5.Основная причина преимущества М+ГК – интернализация прибыли (объе- динение прибыли от разных видов деятельности в рамках одной компании. 6.Если кривая предложения ГК не совпадает с кривой краткосрочных преде- льных издержек (заявки на продажу электроэнергии предоставляются по ценам, не совпадающим с MC), преимущества М+ГК – еще более явные. 7.Крайне важным является наличие потенциальной конкуренции.

Спасибо за внимание!