Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и переход от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных (муниципальных) услуг Фонд.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и программно-целевые методы бюджетного планирования Фонд «Институт экономики города»
Advertisements

ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Применение программно-целевых методов бюджетного планирования на муниципальном уровне Фонд «Институт экономики города» г.Комсомольск-на-Амуре 2 декабря.
Актуальные современные тенденции бюджетного законодательства Российской Федерации Бюджетирование, ориентированное на результат, в системе реформ Фонд «Институт.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
« » «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Эффективная система управления финансами. Новый метод планирования расходов, формирование.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Формирование нормативно- правовой базы по внедрению принципов «Бюджетирования, ориентированного на результат» на примере города Ижевска.
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
ООО «ИС «Криста», 2010 «Государственное (муниципальное) задание»
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Методика разработки целей, задач и показателей деятельности ОИВ субъекта РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности О.В.Александров.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
1 Учебный семинар по теме «Основы государственного управления» 15 декабря 2009 г. Государственные услуги, управление системой государственных услуг на.
Транксрипт:

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и переход от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных (муниципальных) услуг Фонд «Институт экономики города»

, , результат 1 результат 2 результат 3 результат 1 результат 2 результат 3 Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100 % выполнение плана Модель БОР: Планирование результатов Цель – лучший результат при меньших затратах ресурсов Основная цель бюджетной реформы – переход от «затратной» модели бюджетирования к БОР Затратная модель (постатейное бюджетирование):

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ БОР (1) Государственные расходы применяются для достижения тех общественных результатов, которые не могут быть эффективно достигнуты силами частного сектора (ограничение роли государственных расходов после 80х гг.) Бюджетные расходы оправданы, если они действительно обеспечивают конечные результаты и являются экономически эффективными (первые попытки внедрения этого принципа в 40-е – 50-е гг. В США) Результаты должны измеряться в доступных и прозрачных показателях, показывающих связь между непосредственными (продукты, услуги) и конечными (эффект для населения, предприятий, общества в целом) результатами Решения по общему объему расходов и его распределению между агрегированными разделами, стратегическим направлениями, министерствами, программами учитывают сравнительную и абсолютную результативность и эффективность расходования средств

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ БОР (2) Результаты должны быть увязаны с соответствующими затратами в рамках программ (внедрение принципов программного бюджетирования начиная с 50х гг.) Для этого деятельность распределяется по стратегическим целям, тактическим целям, соответствующим программам и подпрограммам. Цели характеризуются показателями результатов. В ходе исполнения бюджета проводятся мониторинг и оценка результативности и экономической эффективности реализации программ Управление, ориентированное на результаты, требует разделения функций государственного управления (министерства) и непосредственного оказания бюджетных услуг (агентства, учреждения) Управление, ориентированное на результаты, требует создания стимулов повышения эффективности для органов власти и руководства (в т.ч. разделение политических и административных функций)

Финансовый аспект: Среднесрочное финансовое/бюджетное планирование Реестр расходных обязательств (раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств) Отраслевой аспект: Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Бюджетные целевые программы Обоснования бюджетных ассигнований Реформирование бюджетной сети: Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения Планирование ассигнований и бюджетный учет в разрезе услуг Государственные (муниципальные) задания Основные элементы бюджетирования, ориентированного на результат

Условия для внедрения БОР в системе управления общественными финансами

« Скользящая трехлетка » среднесрочного финансового планирования Определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год Переход к формированию бюджета на три года Последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов Среднесрочное финансовое планирование Среднесрочное бюджетное планирование tt+1t+2 t+3 Бюджет план tt+1t+2 t+3 Бюджет корректировка разработка + среднесрочный финансовый план

БДО (90-95% доходов) трансферты населению (прямой счет) обслуживание долга (график) содержание сети (индексация) действующие программы (план) БПО (5-10% доходов) новые законы новые программы принятие включение в бюджет Бюджет действующих и принимаемых обязательств

Методология внедрения БОР в бюджетный процесс

Цель Каких результатов (изменений) мы хотим добиться? Задача Каким образом (путём) мы хотим этого добиться? Программы и мероприятия Какие работы необходимо выполнить, чтобы решить задачи и достичь цели? Прогноз расходов / калькуляция затрат Сколько нам это будет стоить? Внедрение принципов БОР в бюджетное планирование

Формирование целей, задач и программ бюджетной политики Стратегическая цель Тактическая задача 1 Тактическая задача 2 Тактическая задача N.. БП 1 БП 2 БП N.. Мероприятие 1Мероприятие 2 Показатели N Показатели N

Мониторинг результативности бюджетных расходов Для внедрения БОР необходима организация мониторинга результативности бюджетных расходов Особенность мониторинга результативности бюджетных расходов в том, что по его результатам будут приниматься решения, связанные с распределением бюджетных средств Разработка индикаторов результативности бюджетных расходов Индикаторы не должны быть элементом отчетности, которые навязывается сверху Индикаторы разрабатываются ведомствами, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг, с привлечением к этой работе всех заинтересованных лиц

Система показателей (индикаторов), характеризующих количество и качество бюджетных услуг Основные группы показателей: 1. Расходы 2. Продукты деятельности 3. Степень исполнения запланированных продуктов деятельности 4. Показатели эффективности (экономичности) 5. Показатели качества бюджетных услуг 6. Результаты деятельности 7. Степень достижения запланированных результатов деятельности

ПродуктРезультат То, что ПРОИЗВОДИТСЯ деятельностью То, что МЕНЯЕТСЯ деятельностью Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию Подростки- правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию и не совершающие повторных правонарушений Продукты и результаты

Критерии выбора показателей результативности и эффективности уместность использования показателя по отношению к целям и задачам деятельности или сферы услуг; четкая формулировка показателя; простота для понимания и использования как внутренними, так и внешними пользователями; сопоставимость; возможность проверки; эффективность затрат; прозрачность; статистическая обоснованность; своевременность и регулярность.

Примеры индикаторов результативности и эффективности бюджетных расходов Программа / услуга Показатель продукта (прямого результата) Показатель конечного (социального) результата Показатель экономической эффективности Обучение в техническом училище Количество лиц, прошедших обучение Процент выпускников, устроившихся после окончания училища на работу по специальности Сравнительная стоимость обучения 1 студента Детская вакцинация Количество детей, прошедших вакцинацию Снижение количества случаев заболеваний у детей Сравнительные издержки на 1 вакцинацию Благо- устройство территории Объем работ по озеленению и благоустройству Процент потребителей, удовлетворенных услугами Сравнительные расходы на сокращение на 1% количества жителей, не удовлетворенных качеством услуг

Мониторинг и оценка программ Основные параметры МониторингОценка Миссия Правильно ли реализуется проект? Правильный ли проект реализуется? ПроцессПроводится непрерывноПроводится на ключевых этапах реализации программы Идеология программы Принимается без измененийПодвергается анализу АнализФактич. данные сравнив-ся с плановыми Анализ-ся причины достижения/не достижения запланир-х результатов Полученная информация Используется для принятия оперативных решений по программе Используется для принятия стратегических решений Уполномочен. организации Действует постоянноСпец.акция. Контракт с независ.экспертами или специал-й компанией Предмет исследования Мониторинг внешней среды Мониторинг реализации программы Календарный план Финансовые показатели Степень достижения результатов Качество управления программой Степень достижения целей программы Эффективность программы Причины неудач и предложения для их преодоления

Роль государственных и муниципальных услуг в системе БОР Государственная (муниципальная) услуга – единица результативности деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления)

Выполнение государственных (муниципальных) функций (в том числе выполнение работ) Оказание государственных (муниципальных) услуг Примеры видов деятельности по выполнению государственных (муниципальных) функций (в том числе выполнения работ): - методическое обеспечение образовательного процесса - организация работы централизованной бухгалтерии Примеры услуг: - обучение детей в детском саду; - медицинская помощь. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления включает: - непосредственный потребитель услуги -правовое основание предоставления услуги -- бюджетное финансирование услуги - нет непосредственного потребителя результатов этой деятельности (есть посредник между органами власти и МСУ и потребителем; органы власти и МСУ «создают условия», «организуют предоставление» и т.п.)

Схема бюджетирования на основе услуг Формирование реестров государственных (муниципальных) услуг (работ) Проведение оценки потребности Подготовка стандартов качества Оценка стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ) Корректировка и утверждение реестров и стандартов качества услуг (работ) Формирование и расчет финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий Бюджетный кодекс Российской Федерации Методические рекомендации по реализации программ реформирования региональных (муниципальных) финансов Министерства финансов Российской Федерации Официальных методических рекомендаций, регламентирующих принципы выделения и финансирования государственных (муниципальных) услуг (работ) до настоящего времени не разработаны

Инструменты БОР 1) Инструменты целеполагания и планирования -Долгосрочные целевые программы (ДЦП) -Доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы) -Ведомственные целевые программы (ВЦП) 2) Инструменты реализации установленных целей и задач (инструменты бюджетирования по услугам) - Реестр государственных услуг -Стандарты качества государственных услуг -Оценка потребности в государственных услугах -Оценка стоимости государственных услуг -Государственное задание на оказание услуг

Инструменты БОР: 1/7 Долгосрочные и ведомственные целевые программы

Основы применения бюджетных целевых программ Программно-целевой метод управления – метод, при котором цели управления увязаны с ресурсами и механизмами их достижения. Целевая программа – комплекс взаимосвязанных по целям, задачам, ресурсам, исполнителям, срокам мероприятий, обеспечивающих решение сформулированных проблем или задач

Долгосрочные и ведомственные целевые программы решение проблем системного характера - возможность перераспределения ресурсов между мероприятиями и главными распорядителями бюджетных средств - ежегодная оценка эффективности реализации - возможность получения субсидий решение конкретных отраслевых задач - При перераспределении средств расходы остаются действующими обязательствами главного распорядителя бюджетных средств ДЦПВЦП Порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ утверждается исполнительным органом муниципального образования ст. 179 БК РФст БК РФ

Показатели реализации мероприятий и показатели результативности Показатели результативности программы Показатели реализации мероприятий Указываются по каждому мероприятию и отражают его ход реализации по каждому периоду времени Как правило - показатели процесса и непосредственного результата Указываются по программе в целом и отражают общие реализации программы Как правило - показатели конечного результата, социально-экономического эффекта - количество проведенных спортивных соревнований, ед. - количество детей, посещавших детские оздоровительные лагеря, чел. - охват детей дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта, % - доля учащихся, сдавших ЕГЭ на «хорошо» и «отлично», %

Инструменты БОР: 2/7 Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы)

Характеристика ДРОНДа Документ отраслевого планирования, составляется ежегодно на плановый период (3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект муниципального бюджета, и последующие 2 года) Документ, включающий в себя отчетные данные за 3 предшествующих года, на основе которых можно составить анализ деятельности ГРБС Составляется главным распорядителем бюджетных средств (Управления образование, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, Финансовым управлением, Администрацией ….) Состоит из следующих разделов: Общие положения - раздел 1 «Цели и задачи деятельности»; - раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов» - раздел 3 «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность»; - раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам»; - раздел 5 «Результативность бюджетных расходов

Предпосылки для разработки ДРОНДа Отсутствие четко структурированного дерева целей и задач ГРБС Несоответствие тактических целей и стратегических задач в положениях о ГРБС с целями и задачами социально- экономического развития муниципального образования Отсутствие взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности ГРБС в отчетном и плановом периоде, Отсутствие количественной оценки результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения. Отсутствие унифицированной формы отчетности о деятельности ГРБС для внешних пользователей Доклад составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств, который сможет по-новому оценить свою роль и место в общей стратегии развития, определить свои цели и задачи, сформулировать показатели результатов своей деятельности и более четко представить процесс координации действий и распределения ответственности между своими подведомственными структурными единицами

Структура и содержание разделов ДРОНДа Общие положения Указание статуса ГРБС, даты создания Описание сферы деятельности (компетенции) ГРБС со ссылкой на нормативно-правовые акты и иные официальные документы Краткое описание сети учреждений, подведомственных ГРБС. При отсутствии у ГРБС подведомственных учреждений приводится описание структуры и основных направлений деятельности ГРБС.

Раздел 1 «Цели и задачи деятельности» Стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата в сфере деятельности главного распорядителя средств; Тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых общественно значимых результатов деятельности главного распорядителя средств по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей Требования к целям и задачам : целей не более 5, задач 3 – 7 охватывают всю сферу деятельности ГРБС Smart (Смарт) цели: конкретность, измеряемость, достижимость, реалистичность и зависимость от времени согласованы с целями и задачами документов социально- экономического развития муниципального образования

Формулирование целей и задач в ДРОНДе 1. Цели и задачи должны быть измеримы Стратегическая цель Задача 1 Индикатор 1.1 Индикатор 1.2 Задача 2 Индикатор 2.1 Индикатор 2.2 Задача 3 Индикатор 3.1 Индикатор 3.2 Индикатор 3.3

Пример из ДРОНДа Управления образования города Ельца на гг. Миссия : развитие и реализация интеллектуального потенциала населения города Ельца – главной составляющей устойчивого и динамичного развития городского округа Елец, Липецкой области и Российской Федерации в целом. Цель 1. Обеспечение условий для предоставления населению городского округа общедоступного бесплатного дошкольного образования, содержания и питания детей в дошкольных образовательных учреждениях Задача 1.1. Обучение и воспитание детей по общеобразовательным программам дошкольного образования при осуществлении охраны и укрепления здоровья, необходимой коррекции отклонений в развитии детей Задача 1.2. Обеспечение условий для обучения и воспитания детей- инвалидов на территории города Ельца по общеобразовательным программам дошкольного образования

Цель 2. Повышение качества общего образования, предоставляемого муниципальными образовательными учреждениями города Ельца, реализующими программы среднего (полного) общего образования Задача 2.1. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования на территории города Ельца, в том числе учащимися с отклонениями в развитии (в пределах субвенций, выделяемых из областного бюджета Липецкой области) Задача 2.2. Обеспечение деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений города Ельца, реализующих программы среднего (полного) общего образования Задача 2.3. Предоставление бесплатного питания отдельным категориям школьников в общеобразовательных учреждениях на территории города Ельца Пример из ДРОНДа Управления образования города Ельца на гг.

Цель 3. Обеспечение условий для творческого развития и профессионального самоопределения детей и подростков путем обучения по программам дополнительного образования Задача 3.1. Обучение детей по программам дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Ельца Цель 4. Эффективная реализация мер государственной поддержки в сфере образования и отдельных мероприятий по развитию системы образования города Ельца Задача 4.1. Реализация мер государственной социальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей при обучении детей в образовательных учреждениях города Ельца Задача 4.2. Повышение уровня воспитательной работы в школах города Ельца Задача 4.3. Реализация отдельных мероприятий по развитию системы образования города Ельца Пример из ДРОНДа Управления образования города Ельца на гг.

Раздел 2. «Расходные обязательства и формирование доходов» Наименование расходного обязательства КБКНПА (статья, пункт, подпункт, абзац) Отчетный период Плановый период Полномочия по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета 1101Закон Липецкой области от –ОЗ «О наделении ОМСУ муниципальных районов Липецкой области гос. полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет ср-в обл. бюджета» ИТОГО

Оценка внебюджетных доходов Вид платежа Отчетный периодПлановый период планфактпланфактпланфакт Плата за надомное обслуживание в учреждениях социального обслуживания Плата за услуги службы «социальное такси» ИТОГО МСУ «Футбольный клуб МУДО «Детский оздоровительно- образовательный центр г.Ельца» МУ «Плавательный бассейн «Виктория» ИТОГО

Раздел 3. «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность» Приводится перечень и краткое описание действующих и предполагаемых к принятию ВЦП и ДЦП, часть мероприятий которых лежит в сфере ответственности ГРБС: Наименование программы Цели и задачи Объем финансирования Источники финансирования Ожидаемые конечные результаты Влияние программы на решение задач, стоящих перед ГРБС Краткое описание направлений непрограммной деятельности ГРБС.

Раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам» Подходы к распределению расходов по целям, задачам и программам ДРОНД служит дополнительным документом планирования бюджетных расходов и одним из источников для обоснования бюджетных ассигнований На основании уже имеющихся проектировок бюджета

Раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам» Цели, задачи, программыОтчетный периодПлановый период ру б % % % % % % Цель Задача 4.3.Улучшение жилищных условий…….. ФедЦП (подпрограмма) ДЦП (ОблЦП) ДЦП (ГорЦП) Не распределено по программам ….. Всего распределено средств по целям, задачам и программам Всего не распределено средств по целям, задачам и программам Итого бюджет ГРБС

Раздел 5 «Результативность бюджетных расходов» Разработка и выбор показателей. Оценка производится по следующим направлениям: 1) степень достижения целей, решения тактических задач ГРБС за отчетный период деятельности; 2) степень соответствия значений фактически достигнутых показателей деятельности плановым значениям показателей и обоснование причин существенных отклонений; 3) степень соответствия значений показателей деятельности на очередной плановый год от плановых значений показателей предыдущих лет и обоснование причин существенных отклонений; 4) результативность деятельности Непосредственный результат (Продукт) Конечный Результат То, что ПРОИЗВОДИТСЯ деятельностью (Количественная характеристика) То, что МЕНЯЕТСЯ деятельностью (Качественная характеристика) Подростки-правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию Подростки-правонарушители, прошедшие социальную реабилитацию и не совершающие повторных правонарушений

Документы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования (приоритеты муниципального развития) Долгосрочные целевые программы Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Реестры муниципальных услуг Оценка потребности в услугах Оценка стоимости услуг Муниципальные задания на оказание услуг (выполнение работ) Ведомственные целевые программы Стандарты качества муниципальных услуг Население и потребители услуг – физические и юридические лица - инструменты целеполагания в системе БОР - обязательные инструменты реализации целей и задач - рекомендательные инструменты реализации целей и задач РЕЕСТР РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ