10.12.2003 О «минимально значимых различиях» при оценке результатов исследования качества жизни БОРЦОВ Андрей Витальевич Ст. н. с. НИПНИ им.В.М.Бехтерева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Б Щ И Е В О П Р О С Ы К Л И Н И Ч Е С К О Й Ф А Р М А К О Л О Г И И Занятие 1.
Advertisements

РАЗДЕЛ 1. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" Тема 1.2. «Основы медицинской статистики и организации статистического.
Расчет оптимальной численности выборки. Статистическое наблюдение сплошное Обследование всех единиц изучаемой совокупности не сплошное Обследование части.
Результаты изучения качества жизни в педиатрии: российский опыт д.м.н. Винярская И.В. зав. лабораторией проблем медицинского обеспечения и качества жизни.
Доцент Аймаханова А.Ш.. 1. Статистические гипотезы в медико- биологических исследованиях. 2. Параметрические критерии различий. 3. Непараметрические критерии.
Что такое рациональное использование лекарств? Рациональное использование лекарств предполагает, что пациенты получают лекарства в соответствии с их клиническими.
АНАЛИЗ ДАННЫХ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Регрессионный анализ.
Статистическая гипотеза. Нулевая гипотеза Кошкарова М.
Государственный Медицинский Университет г.Семей Подготовил: Алашбеков Ж.А. 217 гр.омф Проверила: д.м.н.,
Основы корреляционного анализа Лекция 21. лекция 12 для студентов 1 курса, обучающихся по специальности – Клиническая психология д.б.н., профессор.
Иркутский государственный медицинский университет Кафедра факультетской терапии Променашева Т.Е. 6 курс лечебный ф-т Психические и соматические связи при.
Научное письмо Письменное представление научной работы - структура и содержание, основные принципы Дубикайтис Т.А., к. м. н. Центр по оценке технологий.
Оценка эффективности ранней реабилитации у больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Ж. Б. Ахметова АО « Медицинский университет Астана »,
Проф. Бездетко Н.В Национальный фармацевтический университет.
СРС На тему : « Сравнение средних значений признаков по критерию Стьюдента : Критерий Стьюдента для независимых выборок. Критерий Стьюдента для связанных.
Вариабельность сердечного ритма: новые диагностические возможности в контуре биологической обратной связи с метрономизированным дыханием С.А.С. Белал,
Выполнила: Паросова О. ГИП Гистограмма Закон (плотность) распределения случайной величины Нормальный закон распределения Функция Лапласа Основные.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
Лекция Маркетинговые методы изучения информационных потребностей.
Транксрипт:

О «минимально значимых различиях» при оценке результатов исследования качества жизни БОРЦОВ Андрей Витальевич Ст. н. с. НИПНИ им.В.М.Бехтерева

Статистическая значимость vs клиническая значимость Крайне малые различия значений шкал качества жизни могут быть статистически значимыми при исследовании на больших выборках Какие изменения воспринимаются пациентом или врачом как имеющие значение?

Минимально значимое различие (minimal important difference) Это «минимальное изменение или различие значений шкалы инструмента, которое пациенты воспринимают как благоприятное и которое давало бы право, в отсутствие неблагоприятных побочных эффектов и излишних затрат, вносить изменения в порядок лечения» Jaeschke R., Singer J. and Guyatt G.H. Measurement of Health Status. Ascertaining the Minimal Clinically Important Difference // Controlled Clinical Trials – pp

Для опросников, значения шкал которых варьируют от 0 до 100 баллов, клинически значимыми считаются различия или изменения, равные или превышающие 10 баллов за период не менее 4 недель Osoba D. et al. Interpreting the significance of changes in health related quality-of-life scores // J Clin Oncol. – – Vol.16., N1. – pp

Подходы к определению минимально значимых различий Опирающиеся на параметры распределений результатов измерений Основанные на использовании независимой переменной-«якоря» (anchor)

Параметрические методы (1) Стандартизованная величина эффекта по Cohen (Effect size, ES) ES=D/SD, где D – средний эффект, SD – стандартное отклонение распределения в начальный момент времени. Оценка: от 0,2 до 0,5 – малое различие, от 0,5 до 0,8 – умеренное различие, более 0,8 – большое различие

Параметрические методы (2) t-критерий для парных сравнений t=D/SE где D – средний эффект, SE – стандартная ошибка среднего эффекта Liang M.N. et al, 1985

Параметрические методы (3) Стандартизованный средний ответ (standardized response mean, SRM) SRM=D/SD* где D – средний эффект, SD* – стандартное отклонение среднего эффекта Liang M.N. et al, 1990

Параметрические методы (4) Критерий чувствительности (responsiveness statistic, RS) RS=D/SD** где D – средний эффект, SD** – стандартное отклонение распределения в клинически стабильной популяции Guyatt G.H. et al, 1987

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (1) Необходим независимый параметр (якорь), который коррелировал бы с изучаемой шкалой КЖ и позволял бы интерпретировать наблюдаемые изменения (различия) Guyatt G.H. et al, 2002

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (2) Оценка изменений пациентом Оценка изменений врачом Клинический параметр Медицинское вмешательство Jaeschke R. et al, 1989.

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (3) Оценка изменений пациентом «Насколько изменилось Ваше состояние по сравнению с тем, что было 4 недели тому назад?» Существенно улучшилось Умеренно улучшилось Немного улучшилось Не изменилось Немного ухудшилось Умеренно ухудшилось Существенно ухудшилось

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (4) Оценка изменений врачом «Насколько изменилось состояние Н. по сравнению с тем, что было 4 недели тому назад?» Существенно улучшилось Умеренно улучшилось Немного улучшилось Не изменилось Немного ухудшилось Умеренно ухудшилось Существенно ухудшилось

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (5) Клинический параметр Частота и/или вид припадков при эпилепсии Функциональный класс стенокардии напряжения Нормализация артериального давления при гипертонической болезни

Использование переменной-«якоря» (anchor-based approach) (6) Медицинское вмешательство До и после назначения пациенту флуоксетина или изменения его дозы

Как будет влиять время между первой и второй точками исследования на величину минимально значимых различий?

Как зависит величина минимально значимых различий от степени тяжести состояния пациента?

Исходя из определения минимально значимых различий, при расчете их величины должны учитываться результаты анализа «стоимость- эффективность» Drummond M.F. Introducing economic and quality of life measures into clinical studies // Ann Med 2001, 33: pp