Оценка образовательных результатов, обеспечивающих смысловое чтение и работу с текстом
Обучение смысловому чтению через постановку вопросов к учебно- научному тексту Голдырева Е.В., Туманова В.Л., Шастина Н.Ю. МБОУ «Кишертская СОШ»
Как измерить глубину понимания прочитанной информации?
Цель работы – найти способ фиксации понимания смысла текста
Диагностика Задают вопросы к отдельным предложениям – 63% Задают вопросы к микротеме – 27% Задают вопросы к тексту в целом – 10% Задают вопросы, расширяющие границы текста, – менее 1%.
Традиционная система обучения строится в вопросно-ответной форме
50% обучающихся, прошедших обучение по системе развивющего обучения, составили проблемные вопросы
Вопросы воспроизводящего характера Вопросы проблемного характера
Основной критерий – качество вопроса Показатели Вопрос поставлен к микротеме Вопрос поставлен ко всему тексту Вопрос требует расширения границ текста, рассуждений, предположений
Результаты Процент обучающихся, не умеющих формулировать вопросы, снизился Увеличилось количество проблемных вопросов
Рефлексия 72% учащихся отметили, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал
Проблемы Задания предполагают воспроизведение информации Задания не требуют включения мыслительных операций Вопросы воспринимаются как разновидность неудачи Устоявшийся стиль работы педагога Необходимость методического сопровождения
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Алисон Кинг