Урок 2 Тема урока: Зарождение философии. Античная философия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Advertisements

1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТЬ. 1. Вставьте пропущенные слова: А. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних _________ и древних _________.
Выполнила: Морозова Дарья, Г-3. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции ( с 6 века до н.э. по шестое столетие н.э.),
Тема: Философские воззрения в древней Греции и Риме.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
Возникновение ФИЛОСОФИИ. С возникновением философии связывают одну из самых значительных духовных революций, пережитых человеком Особенности Философия.
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
Древнегреческая философия
Транксрипт:

Урок 2 Тема урока: Зарождение философии. Античная философия

План изучения учебного материала 1. Зарождение философии. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. 2. Основные периоды развития античной философии. 3. Философские школы и основные проблемы античной философии.

Зарождение философии Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. В Древней Индии Древнем Китае Древней Греции

Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада Развитие философии на Востоке и Западе при всей её самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.

Философская мысль на Востоке и на Западе зарождается на основе мифологии как первой формы общественного сознания зарождается с возникновением классового общества и государства обращена к общечеловеческим ценностям имела мировоззренческий характер стремилась к научному поиску истинного знания

Конфуций до н.э. «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей» Аристотель до н.э. «Дружба есть необходимое условие совместной жизни»

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима

Возникновение античной философии VI век до н.э. – возникновение античной философии в городах- государствах Средиземноморья

Культурные истоки, повлиявшие на становление и развитие греческой философии Мифология Произведения «семи мудрецов» Ранняя протонаука Религиозно- мистическое учение последователей Орфея (орфизм) Лирическая поэзия Древняя греческая философия

Таблица «Периоды развития античной философии» Ранняя античная философия VI век до н.э. Расцвет античной философии V-IV вв. до н.э. Закат античной философии Вторая половина IV в.до н.э. – I в.до н.э. Упадок античной философии и зарождение христианской философии I – VI вв.

Особенность античной философии Космоцентризм Специфическая черта античной философии, основная проблематика которой была связана с Космосом

Космос Бытие упорядоченное, организованное, оформленное Хаос Неупорядоченное, дезорганизованное, бесконечное состояние

Древнегреческие философские школы Милетская школа Милетская школа Школа Гераклита Школа Гераклита Пифагорейское братство Пифагорейское братство Элейская школа Элейская школа Школа атомистов Школа атомистов

Милетская школа Фалес Милетский 640/ /545 до н.э. Анаксимандр /540 до н.э. Анаксимен до н.э.

Центральный вопрос Милетской школы Что есть начало всех вещей? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен)

Гераклит Эфесский до н.э. Первоначалом является огонь Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в свои противоположности Всё течёт, всё изменяется В одну реку нельзя войти дважды Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего

Пифагор Самосский до н.э. Числа – основа и начало всякой вещи Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде

Элейская школа Ксенофан до н.э. Парменид до н.э. Зенон Элейский до н.э.

Центральный вопрос Элейской школы Что есть есть? Все вещи есть, все они обладают бытием В философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо

Школа атомистов Левкипп V в. до н.э. Демокрит до н.э. Существуют два первоначала – бытие и небытие Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов Существует пустота как пространство, где атомы могут двигаться

Период расцвета античной философии Софисты Учение Сократа Платонизм, или Академия Аристотелизм, или Ликей Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа»

Софисты Протагор до н.э. Горгий до н.э. Софисты впервые поставили вопрос о человеке «Человек есть мера всех вещей» Протагор

Сократ (ок до н.э.) Древнегреческий философ, учитель Платона, воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества «Я знаю, что ничего не знаю»

Жак-Луи Давид «Смерть Сократа» Основные идеи философии Сократа Внутренний мир человека важнее, чем природа. Познание начинается с самопознания. Девиз: «Познай самого себя и ты познаешь самое главное»

Основные идеи философии Сократа Путь к самопознанию - разум Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика) Умение принимать истину Сократ называл майевтикой Сомнение – важный элемент философии

Платон до н.э. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей около 900 лет

Учение Платона Бытие Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира Истинное бытие Платон называет миром идей Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей

Платон «Притча о пещере» Большинство людей подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят – это и есть истинный и единственно возможный мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не признают его.

Учение Платона о познании Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру идей До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание Душа, воплотившись в теле, забывает обо всём Понять, познать – значит вспомнить

Этика и политика Платона Душа состоит из трёх частей Разумная часть, содержит истинное знание Страстная часть Вожделеющая часть Высшая часть Низшие части

Идеальное государство Платона Правители – философы Воины Торговцы

Аристотель ( до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы - Ликей

Учение Аристотеля Аристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель

Основные идеи учения Аристотеля Мир един и сущность предмета находится в самой вещи Сущность предмета – это форма Три основания вещей: Материя Причина Цель

Этика Аристотеля Правило «золотой середины» Добродетель есть середина между крайностями - пороками В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом

Учение Аристотеля о политике Правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым Политика искажается и превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей

Типы государственного устройства по Аристотелю Число правящих Идеальный тип (+) Искажённый тип ( - ) Правит один человек МонархияТирания Правит группа людей АристократияОлигархия Правит народ ПолитияДемократия

Философские школы периода заката и упадка античной философии Школа киников Киренская школа Школа стоиков Школа эпикурейцев Школа скептиков Неоплатонизм

Школа киников Антисфен ( до н.э.) – основатель школы киников Диоген Синопский (ум.ок до н.э.) Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации Киник обладает духовной свободой и не зависит от норм общества Он намеренно живёт вне общества и горд своей «собачьей жизнью»

Киренская школа Аристипп из Кирены (ок до н.э.) – основатель школы Мир непознаваем разумом, достоверны лишь наши чувства и ощущения Цель человека – достижение полного, устойчивого наслаждения

Школа стоиков Зенон Китийский до н.э. Основатель школы Идеал стоиков – спокойствие и невозмутимость Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности

Школа эпикурейцев Эпикур из Самоса до н.э. На первом месте - наслаждение Мир материален и состоит из атомов Высшие удовольствия – дружба и знание, идеал – безмятежность (атараксия) Высшие наслаждения – духовные наслаждения

Школа скептиков Пиррон из Элиды – основатель школы скептиков Нас обманывают и наши чувства, и наш разум Доказать ничего невозможно, никакой истины не существует

Неоплатонизм Плотин гг. Начало всего сущего – Единое – божественно, сверхъестественно и потусторонне От Единого исходит яркий божественный свет, порождая всё многообразие мира Чем дальше от источника, тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная Душа человека томится в материальном мире Выход через экстаз – исступлённое состояние, когда душа устремляется к своему источнику Путь к экстазу – молчание и сосредоточение