1 Конференция «РАО «ЕЭС России» – открытая компания» Анатолий Чубайс, Председатель Правления 3 июня 2008 г. Реформа электроэнергетики России: результаты,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Advertisements

О реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов Начальник департамента стратегии Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России» Москва, 2006.
1 РАО «ЕЭС России»: Подготовка к передаче эстафеты Москва Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайс Конференция «РАО «ЕЭС России» –
1 Инвестиционная программа Холдинга РАО «ЕЭС России» как результат реформы Член Правления, финансовый директор РАО «ЕЭС России» С.К.Дубинин Конференция.
Конференция «РАО «ЕЭС России» - открытая компания» Москва, Выступление Председателя Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайса РАО «ЕЭС России»:
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Москва, 17 марта 2011 Конференция: Российская электроэнергетика итоги реформы и перспективы развития Долгосрочный рынок мощности: ожидания и реальность.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Рынок акций энергетических компаний: Прошлое, Сентябрь 2006 и будущее… настоящее.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Перспективы модернизации объектов электроэнергетики в новых условиях работы рынка электроэнергии Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.
Транксрипт:

1 Конференция «РАО «ЕЭС России» – открытая компания» Анатолий Чубайс, Председатель Правления 3 июня 2008 г. Реформа электроэнергетики России: результаты, будущие риски и пути их преодоления

2 Результаты реформы структурные преобразования рынки инвестиции развитие смежных отраслей Будущие риски и пути их преодоления Содержание

3 Монопольнные сектора Диспетчеризация Магистральные сети Распределительные сети Конкурентные сектора Сбыт электроэнергии Генерация Частная собственность и рынок Государственная собственность и госрегулирование Суть реформы электроэнергетики: Разделение монопольных и конкурентных секторов

4 Сети высокого напряжения Центральное диспетчерское управление 32 федеральные электростанции Миноритарные акционеры Правительство России 52%48% РАО ЕЭС 73 АО-энерго Генерация Магистральные и распредсети Сбыт Региональные диспетчерские управления Структурные преобразования Структура РАО ЕЭС накануне реформы

5 73 АО-энерго Генерация Оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК) Региональные диспетчерские управления Системный оператор Сбыт Сбытовые компании Магистральные и распределительные сети Федеральная сетевая компания (магистральные сети) Межрегиональные распредсетевые компании (распредсети) Структурные преобразования Разделение АО-энерго – ключевой элемент проведенных структурных преобразований

6 Реформа РАО годы Реформа РАО Ключевые фракции в Госдуме Консервативные энергетики-практики и ученые Большинство губернаторов Некоторые чиновники в Правительстве и Администрации Президента Большинство сенаторов Влиятельные олигархи Большинство миноритарных акционеров Реформа электроэнергетики: Противников не осталось Структурные преобразования

7 Конкурентный рынок Государственная собственность Частная собственность Монопольные сектора Системный оператор Конкурентные сектора Сбыт 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК) Росэнергоатом (АЭС) 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) Структурные преобразования Структура электроэнергетики после реформы 11 межрегиональных распределительных компаний (МРСК) Федеральная сетевая компания Гидро- генерирующая оптовая генкомпания Независимые генерирующие компании

8 Система рынков: Что сделано, что предстоит сделать Рынки Конкурентный оптовый рынок электроэнергии с Рынок мощности 2008 Рынок системных услуг 2008 Рынок производных финансовых инструментов 2 пол г. Розничные рынки с Либерализованная трансграничная торговля гг. Балансирующий рынок 2005

9 Все новые мощности и установки потребителей, введенные после 2007 г., идут на нерегулируемый рынок 0% 5% 10% 15% 25% 30% 50% 60% 80% 100% 0% 20% 40% 60% 80% 100% 1 янв г. 1 июля 2007 г. 1 янв г. 1 июля 2008 г. 1 янв г. 1 июля 2009 г. 1 янв г. 1 июля 2010 г. 1 янв г. 1 сент. 2006г. ~18% (сент. 06) ~20% (янв. 08) Без учета э/э, потребляемой населением Фактические темпы либерализации (факты и оценки) обязательное увеличение доли либерализованного рынка ~ 25% ~35% ~40% ~60% ~70% ~90% 100% Конкурентный оптовый рынок: Темпы либерализации… Оптовый рынок (НОРЭМ) Рынки

10 …И цены, отражающие баланс спроса и предложения Источник: Администратор торговой системы (АТС) Средние цены (Европа+Урал и Сибирь), руб./МВтч Сутки (апр. 2007) Неделя и месяц Рынки Год сен06окт06ноя06дек06янв07фев07мар07апр07май07июн07июл07авг07сен07окт07ноя07дек07янв08фев08 мар08

11 Инвестиционное развитие: Горизонты планирования Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года Целевое видение развития электроэнергетики России до 2030 года Инвестпрограмма Холдинга РАО ЕЭС на гг. 5-летние инвестиционные программы энергокомпаний начиная с 2008 г Инвестиции

12 Инвестпрограмма гг.: Источники финансирования и направления расходования Инвестиции Общий объем инвестпрограммы: 4 375,9 млрд.руб. Направления расходования, млрд.руб Источники финансирования, млрд.руб 1433,8 (34%) 1321,3 (30%) 886,2 (20%) 189,9 (4%) 544,7 (12%) Частные инвестицииСобственные средства Кредиты и займыПрочее Бюджетное финансирование Генерация (тепло- и гидро-) Сети (магистральные и распределительные) Диспетчеризация 2399,5 (54%) 1773,3 (41%) 38,6 (1%) 164,5 (4%) Дальний Восток

13 Объемы финансирования (генерация+сети+диспетчеризация) год к 2002 году: Рост ежегодных капвложений в 18 раз гг.: Объемы финансирования и вводов мощностей Среднегодовые объемы вводов генерирующих мощностей (включая АЭС), согласно Генсхеме до 2020 г : 7.2 ГВт : 16.3 ГВт : 13.7 ГВт ,6 2,1 1 1,9 1,7 1,9 2,2 5,1 12,9 13, Вводы мощностей по годам (тепло- + гидрогенерация) 2011 год к 2002 году: Рост ежегодных вводов в 23 раза Инвестиции

14 Импульс развитию смежных отраслей (Экспертные оценки) Развитие смежных отраслей Программа развития энергетики Генерирующее оборудование (только закупки для нужд ОГК и ТГК): Электротехническое оборудование (только закупки для ФСК): Уголь Газ в 8 раз в 4 раза на 40% на 30% Строительные материалы (только расходы ТЭС и ГЭС на приобретение цемента): НИОКР (Только в тепловой энергетике): Строительство и монтаж (Только в тепловой энергетике): в 4,5 раза в 4 раза в 8 раз 2010 год в сравнении с 2006 годом

15 Постреформенные риски и страховки от них +–

16 Риски и страховки 1. Риск отказа от либерализации рынка 0% 5% 10% 15% 25% 30% 50% 60% 80% 100% 1 янв г. 1 июля 2007 г. 1 янв г. 1 июля 2008 г. 1 янв г. 1 июля 2009 г. 1 янв г. 1 июля 2010 г. 1 янв г. 1 сент. 2006г. 0% 20% 40% 60% 80% 100% ~18% (сент. 06) ~20% (янв. 08) Без учета э/э, потребляемой населением Фактические темпы либерализации (факты и оценки) Обязательное увеличение доли либерализованного рынка ~ 25% ~35% ~40% ~60% ~70% ~90% 100% Страховки от риска: Юридические: Закон об электроэнергетике запрещает госрегулирование цен начиная с 2011 года. График либерализации рынка введен постановлением Правительства России. Политические: По сути, график либерализации – это прямое обещание российского Правительства, данное российским и иностранным инвесторам. Экономические: Пересмотр графика либерализации рынка убивает инвестиционную программу энергокомпаний. Среднегодовой фактический рост тарифов на электроэнергию в гг.: 10,7% Среднегодовой ожидаемый рост тарифов на электроэнергию в гг.: 20,7% +-

17 17,3% 30,8% 13,6% 0% 27.8% 41,7% 2. Риски монополизации рынка крупным игроком Северо-Запада Северного Кавказа Средней Волги Урала Центра Сибири «Газпром»+СУЭК, % установленной мощности в пределах ОЭС Страховки от риска: резкое увеличение полномочий антимонопольных органов: Разработка правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике (проект Постановления Правительства – II кв.2008 г.) Установление особенностей осуществления принудительного разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере электроэнергетики (проект Постановления Правительства – II кв.2008 г.) Риски и страховки +-

18 3. Риски манипуляции ценами на электроэнергию через цены на топливо «Газпром» контролирует поставки около 54% топлива для теплоэнергетики России Существующие механизмы снижения риска Штрафы (в размере до 10% выручки от продажи топлива на локальных рынках) за злоупотребление монопольным положением. Поведенческие условия для монополистов – вплоть до возможности принудительной продажи активов 5-тилетние договора take or pay» на поставку газа Необходимо существенное усиление антимонопольной работы правительства в газовой отрасли : правила недискриминационного доступа к трубе + универсальные правила недискриминационного доступа). Структура топливного баланса тепловых электростанций РФ Структура поставок газового топлива для тепловых электростанций РФ Газ 68% Уголь + мазут (32%) Независимые производители 21% Структуры «Газпрома» 79% Риски и страховки +-

19 Минэнерго Разработка прогноза спроса, формирование топливного баланса, мониторинг исполнения инвестпрограммы и Генеральной схемы ФАС Контроль за слияниями и поглощениями, контроль за исполнением требований недискриминационного доступа к отраслевой инфраструктуре ФСТ Тарифное регулирование Координация действий федеральных органов исполнительной власти Межведомственная комиссия по электроэнергетике Саморегулируемые органы и субъекты отрасли Системный Оператор, ФСК, АТС Потребители, сбыты ОГК, ТГК, Росэнергоатом Некоммерческое Партнерство «Совет рынка» (саморегулятор) Риски и страховки 4. Риск потери управляемости отраслью Страховка от риска: Новая схема управления постреформенной отраслью +- Разработка правил работы рынка, развитие рынка

20 5. Риск неисполнения инвестпрограмм: Построить могут, но не хотят Страховки от риска: Финансовая ответственность генерирующей компании Типовой Договор на предоставление мощности на оптовый рынок: штрафы за неисполнение для генерирующей компании – до 25% от величины инвестпрограммы. Реальный рыночный спрос на новые мощности и реальные источники финансирования их строительства (в первую очередь – частные инвестиции) Около 800 млрд. рублей – средства, уже полученные от размещения и конкурентных продаж акций ОГК и ТГК Фактический задел по реализации заключенных контрактов с генподрядчиками В стадии выполнения – проекты по 58 объектам генерации (сроки вводов – гг., суммарная установленная мощность 12,6 ГВт) +- Реализация инвестпрограмм: контраргументы критикам

21 5. Риск неисполнения инвестпрограмм: Построить хотят, но не могут +- Реализация проектов «под ключ» (EPC/EPCM-контракты) ~310 млрд рублей Страховки от риска: Привлечение EPC и EPCM-контрактов в ОГК и ТГК 38%19с числом участников 4 и более 66%33с числом участников 3 и более 90%45с числом участников 2 и более 8%4с одним участником 2%1не состоялись из-за отсутствия заявок из них: 100%50Общее количество тендеров % от общего кол-ва Кол-во тендеровПоказатель Реализация инвестпрограмм: контраргументы критикам

22 Стандарты и типовой Договор технологического присоединения генерирующих компаний к электрическим сетям утверждены Правлением РАО ЕЭС г. Финансовая ответственность Сетевой организации за невыполнение обязательств по технологическому присоединению: неустойка до 25% от размера платы генератора по Договору (2% за каждый месяц просрочки) 5. Риск неисполнения инвестпрограмм: Построить хотят и могут, но боятся Страховка от риска: Договора на присоединение генерации к сетям +- Реализация инвестпрограмм: контраргументы критикам

23 Фактическая выработка электроэнергии Выработка электроэнергии, предусмотренная базовым вариантом Генеральной схемы (без учета прироста выработки на АЭС) Выработка электроэнергии, обеспечиваемая вводами генерации в рамках Инвестиционной программы РАО ЕЭС на гг. Риски и страховки 6. Риск «перевыполнения» инвестпрограмм (избыток мощностей вследствие завышенного прогноза спроса) 1048,6 1117,8 1188,2 1113,2 1171,3 1219, , ,6 972,8 992, млрд. кВт ч Страховка от риска: Инвестпрограмма РАО предельно консервативна в оценках спроса +- Среднегодовой прирост электропотребления на по прогнозу Генсхемы: 4,4% Среднегодовой прирост электропотребления по факту за 2006 – май 2008 г.: 4,1% Разница может быть закрыта только за счет роста эффективности использования мощности

24 Риски и страховки Ценовой риск инвестпрограммы наиболее серьезен Негативные последствия для генерирующих компаний: удорожание инвестпрограммы (при сохранении ее обязательности) увеличение доли долгового финансирования капвложений (при удорожании кредитов и снижении их доступности). Кризис на мировых финансовых рынках Рост мировых цен на энергетическое оборудование (Европа, – рост цен в среднем почти в 2 раза) Опережающий рост цен на энергооборудование и материалы в России + + =

25 Риски и страховки Ценовой риск инвестпрограммы наиболее серьезен Действие рынка Действия Правительства Рынок позволяет справедливо распределить дополнительные издержки между производителем и потребителем Рыночная конкуренция плюс функции антимонопольных органов обеспечивает реальное сдерживание затрат Вводы новых мощностей улучшают финансовые показатели генерирующих компаний Минимальное требование – не навредить (возможная ошибка – ввод ограничений на импорт оборудования); Активизация антимонопольной работы на рынке энергомашиностроительной продукции; Максимальное требование – программа поддержки развития энергомашиностроения и электротехнической промышленности

26 Выводы Любой из возможных постреформенных рисков энергетики имеет пути преодоления – созданные в первую очередь самой реформой Реформа электроэнергетики в России проведена в полном соответствии с рыночными ценностями, в интересах всех акционеров и потребителей

27 Рынок Электроэнергетика России: Утро нового дня