1 Нормативно-правовые основы энергосбытовой деятельности: законодательное регулирование, особенности реализации на этапе переходного периода реформирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Розничные рынки электрической энергии. 2 Правила РРЭ 2.Дата вступления в силу – Текст документа:
Advertisements

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
Особенности применения «Правил…» для потребителей присоединённой мощностью более 750 кВА Правила функционирования розничных рынков электрической энергии.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
1 Гарантирующий поставщик. 2 Гарантирующий поставщик - коммерческая организация, являющаяся субъектом оптового и розничных рынков электрической энергии,
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
1 Новая система отношений на розничном рынке. 2 Постановлением Правительства Российской Федерации 530 утверждены «ПРАВИЛА функционирования розничных рынков.
Транксрипт:

1 Нормативно-правовые основы энергосбытовой деятельности: законодательное регулирование, особенности реализации на этапе переходного периода реформирования электроэнергетики России. Сочи, 2004

2 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Содержание: Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики., определяет сроки ввода отдельных глав и статей принятого закона. Особенности: Вводится механизм конкуренции на оптовом рынке электрической энергии; Впервые определяется термин энергосбытовая надбавка; Предписывается выделение основных составляющих в счетах на электрическую энергию (стоимость производства или покупки, передачи, реализации, прочих услуг необходимо также выделение положительной (отрицательной) составляющей перекрестного субсидирования; Внутридомовая электросеть не является инфраструктурой рынка электрической энергии; Глава 7, «Розничные рынки» 35-ФЗ «Об электроэнергетике», вступает в силу по окончании переходного периода (1 января 2005 года). Выводы: Закон разрушает монопольные продажи электричеcкой энергии и вводит смешанные с механизмами конкуренции, но не отменяет § 6 ГК РФ. Необходима методика установления ЭСН ГП. ?!

3 Понимание бизнеса ЭО через стоимость электрической энергии на розничном рынке Руб. 0 Предельный уровень стоимости розничного рынка для региона Устанавливается органом госрегулирования Стоимость ЭО Стоимость покупной электроэнергии с ОРЭЭ на основании графиков нагрузок (часовых) Стоимость услуг передачи по сетям ФСК Устанавливается органом госрегулирования Стоимость услуг передачи по сетям ТСО Стоимость услуг СО Стоимость услуг АТС Стоимость услуг РАО СП СП - конкуренция - конкуренция

4 Механизм замещения перекрестного субсидирования на розничных рынках с использованием ГП Основание: Сохранение перекрестного субсидирования из-за низких доходов населения Механизм замещения: Выделение в счетах потребителей величины перекрестного субсидирования (ст ФЗ), включение в договор купли-продажи обязательств потребителя перед ГП через третье лицо (АТС, прочие ЭО, поставщика э.э – субъекта оптового рынка ээ) компенсации выпадающих доходов ГП. Объект балансировки:Гарантирующий поставщик Потребитель 4 1.производство. 2.передача. 3.реализация 4.перекрест (+). Потребитель 3 1.производство. 2.передача. 3.реализация 4.перекрест (-). Потребитель 2 1.производство. 2.передача. 3.реализация 4.перекрест (+). Прочие ЭО ГП Договор об участии в оптовом рынке Оплата по счету Договор поставки Оплата по счету Договор поставки Оплата по счету Договор поставки Оплата по счет Оптовый рынок Оплата по счету Договор об участии в оптовом рынке (доп.соглашение) 1.Основание выставления счета –ст ФЗ с выделением составляющей перекрест.субси дирования. 2.Добровольное участие в оптовом рынке ээ -Договор об участии в оптовом рынке ээ предусматривает возврат положительной (+) составляющей субъекту рынка ГП (АО-энерго) Потребитель 1 1.производство. 2.передача. 3.реализация 4.перекрест (+). Величина перекрестн. субсидиров (+) Договор поставки Договор об участии в оптовом рынке (доп.соглашение ) Выводы: Единственным объектом реализации механизма замещения перекрестного субсидирования является ГП Данный механизм возможен только на основе добровольной реализации всеми участниками оптового рынка электроэнергии

5 Содержание: закон признает утратившим силу с даты окончания переходного периода след. законы – 41-ФЗ от г. с последующими изменениями, 74-ФЗ от г., дополняет п.1 ст ФЗ от г., определяет дату окончания переходного периода. Особенности: Закон определяет, что ГП приобретает электрическую энергию, отпускаемую для оказания жилищно-коммунальных услуг (т.е. ГП не оказывает ЖКУ) кто отвечает за надёжное обеспечение потребителей электрической энергией в переходный период до создания ГП. Выводы: Необходимо решение о субъекте, который обеспечит надёжное обеспечение потребителей электрической энергией. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N36-ФЗ"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "Об электроэнергетике» ?!

6 C i=1 C i=n-1 C i=4 C i=3 C i=2 C i=n C i=k T бпj=1 T бпj=2 T бпj=3 T бпj=4 T бпj=k-1 T бпj=k T бпj=n-2 T бпj=n-1 С i – i-й субъект хозяйственных отношений, регулируемых договором энергоснабжения. T бп j – j-я точка балансовой принадлежности. i = 1 ÷n, где n количество субъектов договорных отношений. j = 1 ÷(n- 1), где n- 1 количество точек-границ балансовой принадлежности (количество договоров энергоснабжения). С i является абонентом С i-k когда k = 1, а С i-k является ЭСО для С i С i является субабонентом С i-k когда k = 2… (n-1), причем С i-1 является ЭСО для С i Основанием для подобных отношений являются статьи 539, 545 §6 ГК РФ. Особенности договора энергоснабжения Направление потока мощности

7 Содержание: Внесены поправки в статьи ГК, направленные на правовое регулирование отношений, возникающих по договору снабжения электрической энергии. Особенности: определяет случаи, когда абонент присоединен к сетям, не принадлежащим энергоснабжающей организации (ст. 539, 541, 542 и 546 ГК РФ), что не получило силы, т.к. Ст. 545 осталась без изменений, а именно она подразумевает границу балансовой принадлежности между ЭСО и абонентом Выводы: К середине текущего года завершить и не подавать в суд иски, связанные с урегулированием задолженности и ценообразованием, где наша позиция основывается на присоединённой сети (границе балансовой принадлежности), а также применяется понятие субабонент (отказаться от всего 6 параграфа ГК РФ мы не можем т.к. есть нормы по отключению и учёту выгодные нам). Начиная с 1 января 2005 года не заключать договоров энергоснабжения. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую ГК РФ»

8 ЭСО- 1 Абонент-1-ЭСО- 2 Договор купли-продажи Купля 1 Продажа 3 Абонент-2, субабонент-1 Договор на Услуги по Передаче энергии Граница балансовой принадлежности Направление мощности (энергии) Договор энергоснабжения – смешанный тип договора. 1.Согласно, Статьи 454 ГК РФ – договор энергоснабжения разновидность договора купли- продажи, на самом деле смешанный договор. 2.Наличие границы балансовой принадлежности между ЭСО и абонентом, как и субабонентом – обязательна Статья 545 ГК РФ. 3.Отличие от договора поставки в том, что поставщик ЭСО имеет право использовать при поставке только своё оборудование. 4.Согласно Статье 426 ГК РФ является «публичным». 5.Договор энергоснабжения не позволяет перейти к конкурентным продажам из-за отсутствия возможности потребителем выбора поставщика, как и ЭСО – потребителя.

9 Содержание: Определяется, что регулирование тарифов на электрическую энергию и услуги, оказываемые субъектами электроэнергетики, осуществляет единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Особенности: вводится норма по срокам платежей за энергию, которые устанавливаются до 15 числа текущего месяца. Самым прогрессивным в настоящем законе является введение понятия поставки электрической энергии населению (именно поставки, что запрещено 506 Статьёй ГК РФ на бытовые нужды, хотя в законе и не говорится о бытовых нуждах), энергосбытовая надбавка ГП. Выводы: Предусматривается, поставка э.э. населению по правилам розничного рынка; Необходимо введение модифицированной системы бизнес-планирования ЭСД с привязкой к процессам ЭСД и формирование групп потребителей в зависимости от процессов обслуживания ЭСД. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»

10 Снижение рисков, связанных с уходом платежеспособных потребителей, за счет системы скидок ГП Необходимость отдельной методики тарифообразования ЭСН ГП Недопустимость перекрёстного субсидирования потребителей в ЭСН ГП Наличие системы скидок с ЭСН ГП Выводы:

11 Алгоритм регулирования энергосбытовой надбавки ГП 1. Выделение учета затрат на продажу электроэнергии от других видов затрат 2. Введение классификационных статей учета затрат на продажу электроэнергии 3. Внедрение системы мотивации отдельных групп потребителей в соответствии с процессами обслуживания. Создание базы данных 4. Защита классификационных статей в соответствии с группами потребителей (ЦОТ-энерго) Нормативы 5. Определение энергосбытовых составляющих согласно классификационным статьям и расходу электроэнергии (мощность/потребление) 6. Проведение проверочного расчета 7. Утверждение энергосбытовой составляющей РЭКом региона система ценообразования должна учитывать невозможность для ГП превышения предельных уровней тарифов, устанавливаемых Правительством РФ Вывод:

12 Содержание: определяет модель оптового рынка переходного периода, с выделением регулируемого, свободного секторов (5-15) и сектора отклонений, условия доступа и порядок участия субъектов электроэнергетики в данных секторах. Особенности: Особенностью Правил является отсутствие раздела по ограничениям и отключениям в случае не исполнения потребителями обязательств по оплате энергии и услуг по передаче, наличие системы договоров с противоположными интересами без указания приоритетов; В точках поставки должен быть представлен один покупатель и один продавец; системы коммерческого учета в течение 2-х лет привести в соответствие с требованиями АТС. Выводы: Необходимо уже сейчас составление графика часовых нагрузок на год по потребителям, у которых нет АСКУЭ; Необходимо предусмотреть ограничения поставки на оборудовании потребителя; Необходима адекватная система тарифообразования на регулируемом секторе рынка электрической энергии. Постановление Правительства РФ от 24октября 2003 г. 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»

13 Влияние дифференциации на тарифы и расчеты Почасовая цена x профиль = Средняя цена поставки Время кВт ¢/кВт Средняя нагрузка Предельная цена поставки Средняя цена

14 Профиль нагрузки и средняя цена

15 Содержание: определяет стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Особенности: Для ГП устанавливается обязательность опубликования сбытовой надбавки, объем покупаемой электроэнергии в регулируемом и свободном секторах, по двусторонним договорам купли-продажи; Для энергосбытовых организаций и ГП помимо прочего устанавливаются обязательность опубликования в официальных печатных изданиях цену продажи электроэнергии с указанием ее составляющих, основные условия договора купли- продажи электроэнергии. Выводы: контроль за соблюдением субъектами электроэнергетики установленных требований возлагается на МАП РФ; Необходимо отказаться от понуждения потребителей электрической энергии заключать «прямые договора». Постановление Правительства РФ от «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»

16 Купля-продажа энергии с отдельной оплатой услуг по ее передаче С i – i-й субъект хозяйственных отношений. T бп j – j-я точка балансовой принадлежности оборудования (сетей), которая служит для определения полученной и отпущенной энергии между субъектами отношений. j = 1 ÷(n- 1), где n- 1 количество точек-границ балансовой принадлежности (количество договоров на оказание услуг по передаче энергии ). D kp – договор купли-продажи энергии Для построение таких отношений требуется внесение изменений в ГК РФ: 1. Исключить в пункте 5. статьи 454 слово «Энергоснабжение». 2. Добавить пункт 6. следующего содержания: Продажа энергии осуществляется на основании общих положений о купле-продаже и в соответствии с иными законодательными Актами (правилами и законом «Об электроэнергетике»). В случае невозможности заключения потребителем энергии договора на покупку энергии на положениях ст.454, следует руководствоваться параграфом 6, главы 30 настоящего кодекса. C i=1 C i=n-1 C i=4 C i=3 C i=2 C i=n C i=k T бпj=1 T бпj=2 T бпj=3 T бпj=4 T бпj=k-1 T бпj=k T бпj=n-2 T бпj=n-1 Направление потока мощности D kp=n D kp=1 D kp=2 D kp=3 D kp=k D kp=n-1

17 Особенности: в качестве лицензирующего органа определяется Минэнерго РФ п.4 Положения устанавливает в качестве лицензионного требования наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании технологического, испытательного, поверенного контрольно- измерительного оборудования, однако в перечне документов, представляемых соискателем для получения лицензии, указанное требование не отражается; срок действия лицензии устанавливается 5 лет; Размер уставного капитала компании 5 млн. рублей. Выводы: Для биллинга лицензия не требуется. Заключение договоров на биллинг снижает уровень монополизации продаж электрической энергии поставщиком в регионе. Необходимо принятие Постановления Правительства РФ « О порядке лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам».

18 Определение границы между рынком электрической энергии и коммунальными услугами (Статья 6, 36-ФЗ) Гарантирующий Поставщик (субъект рынка эл.энергии) сеть территор сетевой организации оплата по цене рынка поставка э.э (ст.506 ГК РФ) 41-ФЗ Субъект рынка э.э оплата по цене рынка поставка э.э Жилищная организация (субъект рынка э.э). Отсутствует граница балансовой принадлежности Оплата ЖКУ субъект рынка ЖКУ Общедомовые нужды – лифты, насосные, кондиционер, освещение общих мест пользования счетчик Внутридомовая электросеть субъект рынка ЖКУ население РКЦ Законодательством РФ не определено: 1.Бытовое потребление э.э.(ст.540 ГК РФ). 2. Социальная норма (ст.2 41-ФЗ) 3. Жилищно-коммунальная услуга по электроснабжению (П,П,РФ 887) 4. Тариф для населения на э.э в составе ЖКУ (Закон РФ ) 5. Действие законов по льготам на оплату ЖКУ отдельным гражданам- субъектам розничного рынка э.э. (5-ФЗ, 181-ФЗ, 175-ФЗ, 2-ФЗ, Закон РФ ) 6. Электроэнергия сертифицируется Постановление Правительства Граница балансовой принадлежности Гражданин собственник частного до- мовладения Выводы: Внутридомовая электросеть не может являться инфраструктурой розничного рынка электрической энергии (см. Статью 37, пункт 1, абзац 1 35-ФЗ «Об электроэнергетике») Гражданин проживающий в многоквартирном доме не может быть субъектом розничного рынка электрической энергии Статья 15 Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» Постановления Правительства РФ 887 от , 797 от Поставка эл. энергии гражданину возможна только для целей не связанных с её бытовым использованием (ст.506 ГК РФ) Субъектом рынка может стать гражданин - клиент ЭО, приобретая эл.энергию по прави - лам и ценам рынка с ограничениями установленными федеральным законом 41-ФЗ. Граница балансовой принадлежност и

19 Содержание: Проведение инвентаризации задолженности по состоянию на г. Между всеми уровнями бюджетной системы РФ по льготам, субсидиям и дотациям, предусмотренным на оплату ЖКХ нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, и органов местного самоуправления, с целью подписания актов сверки задолженности, признаваемой бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ. Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, РАО «ЕЭС России, ОАО «Газпром» провести инвентаризацию всех видов задолженности организаций ЖКХ со сроком образования после 1999 г. по состоянию на 1 января 2004г. Особенности: Не учтена задолженность по субсидиям перед ДЗО РАО «ЕЭС России» по оплате энергии отдельными категориями граждан по оплате ЖКУ. Выводы: Необходимо составить акты сверки задолженности по договорам поручительства администраций и гражданами имеющими право на оплату энергии с учётом льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проект Указа Президента РФ « О мерах по скорейшему формированию условий для финансового оздоровления организаций ЖКХ РФ».

20 Схема оплаты населением потребленной электрической энергии в составе жилищно-коммунальных услуг Население проживающее в муниципальном жилье Гарантирующий поставщик Жилищная организация ТСЖ ЖСК ТСЖ, ЖСК Население проживающее в ведомственном жилье Ведомственное предприятие Население частных домов Областной бюджет Местный бюджет тариф рынка тариф местной администр. тариф рынка цена рынка Разница тарифов Фин. помощь Потребление ээ в пределах социальной нормы, и бытового потребления Потребление ээ за пределом социальной нормы и бытового потребления тариф РЭК тариф местной администр. тариф РЭК тариф местной администр. ЖКУ договор поставки ЖКУ договор поставки ЖКУ разница тарифов по тарифу местн. администр по тарифу местн. адми Выводы: Граждане- субъекты розничного рынка эл. энергию производят расчеты за эл. энергию по цене рынка, а за жилищно-коммунальные услуги - по регулируемым ценам Местный бюджет возмещает ГП разницу в тарифах на э.э. для населения частных домов по оплате электрической энергии, используемой для бытового потребления

21 Правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Постановление Правительства Российской Федерации (Проект). Содержание: Определяют перечень публичных договоров (договор об оказании услуг по передаче, договор об осуществлении технологического присоединения, договор об оказании услуг ОДУ, договор энергоснабжения, договоры с участием ГП). Особенности: Цель проект правил передача правопреемственности договоров энергоснабжения от энергоснабжающих организаций - энергосбытовым с целью сохранения всех условий обязанностей и ответственности по договору. Выводы: Необходимо включение в публичные договора поставки пунктов не только с жёсткой ответственностью, но и большими правами Поставщика; Включение раздела по предотвращению безучётного пользования электрической энергией и порядком возмещения ущерба в случае его нарушения.

22 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче э/э, ОДУ в электроэнергетике и услугам АТС ОРЭ (в т. ч. на розничных рынках), включающих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юр. и физ. лиц к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности присоединения. (Проект Постановления Правительства РФ). Содержание : Определяют порядок назначения ГП и правила его функционирования; определят порядок смены поставщиков электроэнергии; определят общий порядок отключений (ограничений) потребителей (в случае угрозы аварий и неплатежи). Особенности: В определение стоимость услуг не входит производство отключений и ограничений и передача показаний и информации АСКУЭ потребителям и субъектам электроэнергетики на розничном рынке электрической энергии; 35-ФЗ предусматривается наличие адресного переключения на каждом присоединении, сегодня только 4% потребителей отключается подразделениями сетей, а остальная на оборудовании потребителей с участием персонала Энергосбыта. Выводы: При заключении договоров на передачу необходимо предусматривать пункты по безусловной передаче информации средств измерений и управление режимами поставки по заявкам Энергосбыта (ЭО).

ТЭ Ц Ц Потребители Тепловые сети района Муниципальные котельные Электрокотельная Рынок тепловой энергии - альтернативный рынок Населенный пункт Тема: рынок тепловой энергии 2 Субъект 1 Субъект 2 Субъект 3 Субъект 4 Субъект 5 Крышная котельная Электроотопление

24 Федеральный закон «О теплоснабжении»; Порядок участия обществ, создаваемых в процессе реформирования, в оптовом рынке (в соответствии со статьей 16 Правил оптового рынка переходного периода). Постановление ФЭК РФ. Правила функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период. Постановление Правительства РФ. Порядок и условия взимания платы за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России, в т.ч. перечня объектов электросетевого хоз-ва и объектов по производству эл. энергии, на развитие которых расходуется инвестиц. составляющая, входящая в плату за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России. Постановление ФЭК РФ. Методические указания по определению потерь, возникающих при передаче электрической энергии по электрическим сетям. Минэнерго РФ. Порядок и критерии определения сфер купли-продажи электроэнергии, в которых ограничена или отсутствует конкуренция, включающих: порядок и критерии определения сфер электроэнергетики, которые функционируют в условиях постоянного отсутствия конкуренции в силу технологических причин, порядок определения и критерии наличия или отсутствия временного совокупного дефицита электроэнергии в отдельных ценовых зонах ОР и (или) на ОР в целом. Постановление Правительства РФ. Методика расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Постановление ФЭК РФ. Внесение изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Федеральный закон. Условия долгосрочных договоров поставки электроэнергии гарантирующим поставщикам с определением производителей электроэнергии, являющихся сторонами данных договоров. Постановление Правительства РФ. Внесение изменений в закон об особенностях функционирования электроэнергетики 36-ФЗ: уточняется порядок реорганизации обществ, совмещающих конкурентные и монопольные виды деятельности. Федеральный закон. Порядок принудительной реорганизации лиц, совмещающих конкурентные и монопольные виды деятельности. Постановление Правительства РФ. Необходимо принятие следующих нормативно-правовых документов:

25 Спасибо за внимание !