Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Advertisements

Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
6-я ежегодная конференцияМетодология ММК и особенности методологического мышления Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отличительные черты методологического.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Мышление о динамичном мире методологическая схематизация как имитирующая и выражающая изменения.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
© Тольяттинская академия управления А.Зинченко Сопоставление методологии управленческой мыследеятельности в традиции ММК и ОДИ с евро - американской (на.
XX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Москва, 23 февраля 2014 г. Вячеслав Марача Системное мышление в ММК и на Западе: попытка типологического сопоставления.
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Транксрипт:

Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010

Представления о схемах у Платона и Г.П.Щедровицкого Схемы создаются как предварительное условие познания; позволяют решить определенные проблемы; задают основные характеристики объекта изучения, подводят нас к нему, но только подводят, собственно изучение этого объекта разворачивается в сфере философского или научного познания, однако, часто только на схемах мы может нащупать основные характеристики объекта, который мы исследуем; обеспечивают понимание и практическое действие, выступая посредниками между практикой и наукой. 2

Центральная методологическая схема ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМА ИДЕАЛЬНЫЙ СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТ понимание действие (познание) 3

Предшествующие разновидности схем (1) СХЕМА ПРОБЛЕМНАЯ НОВЫЙ СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТ ОБРАЗ 4

Предшествующие разновидности схем (2) С Х Е М А ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЕ 5

Цели методологии 1.Распредмечивание мышления 2.«Сборка», конституирование, нормирование мышления к реативная практика мышления «теории» мышления рефлексия Методологические РЕФОРМИРОВАННОЕ проблематизация СХЕМЫ МЫШЛЕНИЕ коммуникация Методологические схемы – это эскиз научно представленного мышления 6

Особенности методологической работы и мышления Коллективное мышление Установка на общезначимость, оперативность и модельность в духе естественной науки Рефлексивный характер Методологу важна самоорганизация и самоопределение с указанием для других своей работы и понимания 7

Каким образом учитываются эти особенности? Дефицит «семинарского времени» коллективного мышления вкупе с установками на общезначимость и оперативность разрешаются за счет схематизации. В методологические схемы в той или иной форме вносится указание на позицию и понимание самого методолога. «Схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления построены принципиально иным, нетрадиционным образом… А именно: схемы знаний содержательно-генетической логики и теории мышления вставляют процесс понимания и интерпретации внутрь самой схемы, кардинальным образом меняя способы работы со схемами… за счет такой прорисовки я могу формализовать свою работу, свое мышление, свою мыследеятельность, сделать ее объектом и применять к ней следующую мыследеятельность. Т.е. я фиксирую в ней не только объект, но и свою собственную работу и превращаю ее в объект своей мысли и мыследействования.» Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр , 1 8

Этапы эволюции методологических схем 1.Схема «форма – содержание» первоначально вводилась А. Зиновьевым и Г. Щедровицким в контексте критики формальной логики и необходимости выразить идею развития мышления. 2.Трансформация этой схемы под влиянием семиотики и критики сенсуалистического понимания мышления, когда схема «форма – содержание» была истолкована как схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание». 3.Схема «знаковая форма – связь значения – объективное содержание» и исходная схема «форма – содержание» были уточнены, а фактически переосмыслены на основе многоплоскостных схем замещения (при этом удалось реализовать идеи развития и деятельности). Появилась новая схема – развитие знаний и мышления, заключающееся в переходе от одних плоскостей к другим. И так далее, вплоть до схемы знания, обсуждаемой Щедровицким в работе «Понимание и интерпретация схемы знания». 9

Этапы становления практики схематизации в ММК (1) Первая программа ММК Псевдогенетические исследования ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ МОДЕЛИ СИТУАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ 10

Этапы становления практики схематизации в ММК (2) Вторая и третья программы ММК Исследование-конституирование деятельности Принципиальные СХЕМЫ ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ практической СИТУАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДИ Методологические практики (в образовании, науке, проектировании, управлении) 11

Пространственные методологические схемы Пространственные схемы (шаг развития, ортогональных досок и др.) позволяют решать несколько важных задач: –вести анализ ситуации и феномена, интересующего методолога, помещая в разные топы их составляющие и предметные проекции (онтологический и эпистемологический план), –имитировать трансформацию этих составляющих, проекций и всего целого, –синтезировать (конфигурировать) трансформирующиеся единицы в целое развивающейся деятельности, –фиксировать позицию самого методолога (на основе этих трех моментов строится оргдеятельностный план). Эти схемы позволяют соединить знание с действием, направленным на изменение ситуации и объекта, исследование соединить с проектированием. 12