Методические заметки к организационно- управленческой подготовке (на материале курса лекций Г.П.Щедровицкого «Оргуправленческое мышление: идеология, методология,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Advertisements

Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Индивидуальная образовательная программа Базовая схема процесса непрерывного образования – схема создания индивидуальной образовательной программы Методист.
Использование технологий мыследеятельностной педагогики в образовательной деятельности по развитию у дошкольников способности воображения Е.П. Келлер,
Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Организационный Конфликтменеджмент © Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации.
Эффективная управленческая команда как одно из условий системного развития образовательного учреждения в современных условиях Мирнова Наталья Владимировна.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Методология и технология разработки учебного проекта Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки образования МИОО, к.п.н., доцент 13 декабря.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ: как обеспечить эффективность их применения Минск, 2013.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
ГБОУ гимназия 1554 Достижения гимназии как ресурс для использования другими школами Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии 1554 Смирнова И. Г
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые.
Б.Островский МШУ Сколково Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностные практики образования и новое поколение институтов трансляции»
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Требования к современному уроку в аспекте ФГОС и реализации системно-деятельностного подхода в обучении Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей.
Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
А. Зинченко Технология освоения проблематизации "Мышление начинается там, где создана проблемная ситуация».
Транксрипт:

Методические заметки к организационно- управленческой подготовке (на материале курса лекций Г.П.Щедровицкого «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология») Л.Г.Голубкова 2-я конференция по СМД-образованию Москва14-15 мая 2013

Недостаточность позиций в ситуации передачи методологических представлений управленцам 2 Методолог Управленец Текущая ситуация взаимодействия Методолога и Управленца Консультант Управленец Методолог Текущая ситуация взаимодействия Методолога, Консультанта и Управленца Передача представлений: состоялась – цветная стрелка не состоялась – ч/б стрелка скорее да – цветной пунктир скорее нет – ч/б пунктир Отсутствие позиции – «MBA»

Позиции Управленца+ и Методиста 3 Методолог Управленец Консультант Управленец Методолог Управленец + Методист «MBA»

Методическая деятельность в собственном смысле 4 Педагогика и логика, с. 49 Самым простым будет случай, когда он [индивид 2] сам уже осуществлял деятельность, направленную на достижение подобной цели и, следовательно, у него на табло уже есть соответствующее видение этой деятельности, соответствующие знания о ней. Тогда методические положения будут, с одной стороны, выражением вовне этого видения, а с другой – описанием соответствующих элементов, отношений и связей объективной части этой деятельности, лишь переве- денными в форму указания или предписания Если подсказка вырабатывается точно таким образом, то мы имеем пример методической деятельности в собственном смысле.

Этапы моего движения в методологии – У – У+ и Методист Семинар «Управленческие и методологические практики» – Методист и У+ а) Семинарский план Семинар по проработке первоисточника в форме «схолий»: комментирование ОРУ-1 б) Проектный план в) Экспериментально-методический план 5

Содержательные блоки для оргуправленческой подготовки (на материале ОРУ-1) разные подходы к управлению (массовизация и мастерство, естественнонаучный, кибернетический, деятельностный подходы); типодеятельностный подход (ОРУ+Ф), понимание управления как «деятельности над деятельностью», системный организационный анализ, методологическое понятие проблемы, методологические методы развития мышления (рефлексия, понимание, способность действовать и способность понимать), схематизация, представления о реальности и действительности, «табло сознания» и связанное с этим различие локальных онтологий, ситуационный анализ и позиционность в коллективной мыследеятельности. 6

7 Текущая ситуация требует от руководителя освоить более совершенные способы мышления Фрагмент учебного курса

8 Понятие ситуации Пространство и время никогда не определяют единство ситуации, ибо ситуация задается человеческим сознанием, тем, как человек себя сознает, кем он себя сознает, где он себя сознает. И за счет очень сложных механизмов сознания ситуация всегда есть единство реального и идеального. ОРУ-1. Лекция 5, схемы 8, 9 Можно, например, жить в ситуации сегодняшнего дня, а можно жить в ситуации, которая исчисляется столетиями и тысячелетиями. Когда мы читаем американские книжки об их опыте организационно- управленческой работы, то мы опять- таки расширяем пространственные границы нашей ситуации, захватываем американский опыт, или немецкий, французский, японский и т.д. И иногда нужно поехать на полигон, на строительство - посмотреть, а иногда достаточно просто книжку почитать и таким образом раздвинуть границы своей ситуации.

Пример из жизни… 9 Ситуация: цунами (кризис, ВТО, налоговая проверка, наезд конкурента …) Проблема: куда грести при приближении цунами Вперед, назад, вбок…? Основные позиционеры: дед Мазай (руководитель), зайцы (коллектив). Кто я – дед или заяц? Все ли участники оказались в этой ситуации сразу, в момент ее возникновения на табло моего сознания? Что я делал в этой ситуации? Что делалось в этой ситуации? Какой вид управленческой деятельности я осуществлял в этой ситуации? Здесь могла бы быть ваша схема ситуации…

Ситуационный анализ Цель – превратить ситуацию в объект управленческой работы 1.Определить ситуацию, в которой появилась / проявилась проблема 2.Сформулировать проблему 3.Нарисовать схему ситуации: участников ситуации и их управленческие позиции (администратор, организатор, руководитель, управленец, подчиненный, коллега, руководитель соседнего подразделения, …) 4.Ответить на вопросы (честно!): Все ли участники оказались в этой ситуации сразу, в момент ее возникновения на табло моего сознания? Что я делал в этой ситуации? Что делалось в этой ситуации? 5.После ответов на вопросы обсудить с участниками ситуации и нарисовать схему ситуации еще раз – из рефлексивной позиции (*): Изменилась ли моя позиция? Появились ли новые позиционеры? 6.Как я действовал – как администратор, организатор, руководитель, управленец? Как бы хотел действовать? Что мне помогало / мешало? 10

Примеры кейсов слушателей по решению собственной управленческой проблемы 11

Примеры кейсов (продолжение) 12

Примеры кейсов 13

Интенсивные методы обучения взрослых 14 ОДИ: трудоемки, но эффективны (если правильно проводить) Семинарские и кружковые формы: не подходят для руководителей в силу ситуативности, дискретности и нерефлексивности оргуправленческого мышления Методы активизации познавательных способностей взрослых Георгий Лозанов ( ), болгарский психотерапевт, разработчик метода суггестопедии Лозанов поставил в центр проблему пациента – невозможность говорить (афазия) при сохранности физиологических функций е годы – разработка интенсивных методов обучения иностранным языкам на базе суггестопедии Использовать интенсивные методы в обучении руководителей – через выявление проблемы и активизацию познавательных, мотивационных, эмоциональных скрытых ресурсов.

Для себя выделяю следующие направления методической работы на 2-3 года 15 повышение уровня управленческой компетенции российских руководителей высшего звена; освоение умения соединять методологические представления с управленческой практикой; переосмысление и использование интенсивных методов в оргуправленческой подготовке. Начало (2013/2014 гг.) : отбор и описание типовых оргуправленческих ситуаций, в которых проявляются проблемы, требующие изменения методов мышления оргуправленца и привлечения методологических представлений.