Презентация студентов медиков по антикоррупции в здравоохранении Садыкова Римма Рафиковна, Филина Лейсан Олеговна-лечебный ф-т, гр Руководитель:Смирнова Ольга Михайловна, к.ю.н.
На сегодняшний день на территории нашего государства остро стоит проблема коррупции в медицине. К сожалению, приходится констатировать, что коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. И чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь. Поэтому так важно иметь эффективное и действенное антикоррупционное законодательство.
Наверное, каждому с детства известно выражение о том, что "медицина самая благородная профессия". Кстати, слова эти не плод пропаганды советских времен, они идут с древности, когда медики общались исключительно на латыни. Правда, в пресловутые древние времена "благородство" отнюдь не было синонимом "бесплатности". Более того, Гиппократ, чью клятву мало информированные граждане считают едва ли не заветом "бескорыстия", в своих трудах прямо писал: "Врач, не берущий гонорара за лечение, подлежит изгнанию из корпорации"
Для более эффективной борьбы с коррупцией нужно иметь точное представление о самом понятии «взятка» и что она из себя может представлять.
Взятка- Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки(ст.290 УК РФ) и дача взятки(ст.291).
Получения взятки – согласно ст.290 УК РФ – это преступление, направленное на получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Дача взятки – согласно ст 291 УК РФ - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий(либо бездействия), предоставлению получения каких-либо преимуществ в пользу дающего.
Однако наше государство всячески принимает меры для эффективной борьбы с коррупцией. Например, уже на сегодняшний день Минздрав опубликовал приказ об утверждении плана по противодействию коррупции на 2012–2013 годы. Документ и план опубликованы на сайте министерства.
Планом предусмотрено создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Минздрава РФ и урегулированию конфликта интересов.
Помимо тотального контроля над потенциальными коррупционерами, план предусматривает правовое просвещение государственных служащих по антикоррупционной тематике. Для этого главврачам и прочим государственным служащим, работающим в российском здравоохранении, будет необходимо посещать тренинги, семинары и лекции по борьбе с коррупцией. Служащие, призванные противодействовать коррупции, пройдут переподготовку и курсы повышения квалификации.
Еще одним заслоном коррупции в медицине станет введение информационной системы по персонифицированному учету оказания медицинской помощи гражданам России.
В качестве борьбы с коррупцией можно так же использовать опыты других стран, которые преуспели в этом деле. Одной из таких стран является Сингапур. Сегодня Сингапур стоит в ряду самых чистых в коррупционном отношении государств. Его власти действительно смогли создать эффективный механизм борьбы с коррупцией, который реально действует и даёт результаты.
Борьба с коррупцией здесь ведётся непрерывно. Об этом свидетельствует наличие постоянно действующего специализированного органа по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающего политической и функциональной самостоятельностью.
Борьба Сингапура с коррупцией зиждется на определенных принципах, раскрывающих основополагающее понятие «логика в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.
1. Меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет. 2. Чёткое соблюдение принципа ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке. Но общественное порицание – неотъемлемая часть процесса наказания. 3. Проведение четкой границы между государственными обязанностями и личными интересами. 4. Укрепление главенства закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. 5. Максимальное исключение коррупции путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений властными структурами. 6.. Лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией.
7. Необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. 8. Достойная оплата труда государственных служащих, уменьшающая стимул к совершению коррумпированных действий. 9. Создание и функционирование эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита лиц-информаторов, сообщающих о случаях коррупции. 10. Ликвидация излишних административных барьеров. В частности, минимизация количества необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции. 11. Обязательная контролируемая отчётность государственных должностных лиц об источниках их доходов.
Таким образом, успех этого государства – результат упорной работы по борьбе с коррупцией, ведущейся во всех сферах жизнедеятельности. Этот опыт вполне применим и для России. Будем надеяться, что общими усилиями, спустя определенное время наша страна сможет победить эту «болезнь», пока она в полной мере не охватила все сферы нашей жизни.