Мифы и реальность коммунального бизнеса г. Москва 17 октября, 2007 г. II Всероссийская конференция менеджеров энергосбытовых компаний, инвестиционного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Advertisements

1 Заместитель Председателя Правления Яков Моисеевич Уринсон РАО «ЕЭС России» - трансформация экономики и менеджмента.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Вопросы инвестиционной привлекательности коммунальной энергетики в регионах РФ г. Москва 20 июня, 2007 г. Круглый стол «Регионы России – инвестиционная.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Инвестиции в ЖКХ – показатель инвестиционного климата в регионе Выступление Генерального директора ОАО «МКС» Н.Ю.Брусникина г. Москва, май 2012.
О ПЕРЕХОДЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФА НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА (RAB) Докладчик: А.В. Сергутин, Директор по экономике.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Развитие сферы теплоснабжения Докладчик: Заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКК ФСТ России Артём Медведь.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ VII Ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские чтения» «Экономическая теория.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Заместитель начальника Управления Д.В. Милютин Критерии согласования ФСТ России перехода на метод доходности инвестированного капитала Нахабино
Разработка и оценка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Транксрипт:

Мифы и реальность коммунального бизнеса г. Москва 17 октября, 2007 г. II Всероссийская конференция менеджеров энергосбытовых компаний, инвестиционного сообщества и регулирующих органов исполнительной власти Брусникин Н.Ю. Руководитель Проектной группы по мониторингу ЖКХ ОАО РАО «ЕЭС России» Первый заместитель Председателя Правления ОАО «РКС»

2 тепло: РКС (Ренова, РАО ЕЭС), ЦИТЭК (Газпром), Региональные коммунальные инвестиции (Базэл) электро: РКС (Ренова, РАО ЕЭС), Новогор (Интеррос), Региональные коммунальные инвестиции (Базэл), Металлэнергофинанс (Евразхолдинг) вода: РКС (Ренова, РАО ЕЭС), Новогор (Интеррос), Росводоконал (Альфа) Миф 1. «Простота» организации коммунального бизнеса Частные проекты в сфере ЖКХ в гг. при поддержке крупнейшего российского капитала росли как грибы в ожидании беспроблемного бизнеса: РЕАЛЬНОСТЬ: условия ведения коммунального бизнеса усложнились: к административным барьерам добавились неопределенность из-за отсутствия четких «правил игры», на основании чего можно прогнозировать новый рост неплатежей и кризис ликвидности в отрасли Правовая незащищенность, краткосрочность тарифов износ коммунальной инфраструктуры долги организаций коммунального комплекса отсутствие госрегистрации имущества Большинство проектов заглохли, столкнувшись с проблемами:

3 Главной целью реформы ЖКХ является привлечение частных операторов с целью создания конкурентной среды, но в ЖКХ условия конкуренции ограничены: особенностью ЖКУ является исключительно сетевой способ доставки (отвода) ресурса, в результате поставщик - всегда монополия для потребителя ЖКУ нельзя рассматривать как рыночный, конкурентный товар, т.к. они имеют незаменимое социальное значение в жизнедеятельности населения Миф 2. «Нерыночность» отношений в коммунальном бизнесе МУП / ЧО РСК МУП / ЧО ТЭ РГК ТЭ и ЭЭ МУП / ЧОЭСК (ГП) Большая энергетика Коммунальная энергетика Генерация Сети Сбыт МУП - коммерческая организация, имущество которой находится в муниципальной собственности и ограничено в обращении, вследствие чего данная организация - неполноценный коммерческий субъект и к ней почти не применимы имущественные санкции Возможные виды конкуренции в сфере ЖКХ : конкуренция за право управления коммунальным имуществом конкуренция за право быть гарантирующим поставщиком конкуренция энергосбытов за крупных и средних потребителей РЕАЛЬНОСТЬ: несмотря на ограниченность конкуренции происходит снижение возможностей административного ресурса и усиление рыночных механизмов

4 «Стабильность спроса на продукт» - потребитель пользуется услугами ЖКХ постоянно, независимо от экономической и политической конъюнктуры, уровня доходов «Бизнес с большими возможностями» - доступ к конечному потребителю создает массу возможностей для роста бизнеса за счет дополнительных услуг и доходов «Недооцененный бизнес» - стоимость бизнеса по сравнению с западными аналогами ниже на порядок Миф 3. Инвестиционная привлекательность коммунального бизнеса «Отсутствие четких правил ведения бизнеса» - неопределенность в установлении тарифов, финансовых потоках, нет гарантий получения прибыли «Отсутствие единого центра управления реформой» - нет заинтересованного субъекта на федеральном уровне, обладающего необходимым ресурсом Плюсы «+» Минусы «-» ? «Незавершенность процессов реформирования» - отсутствие госрегистрации имущества, неиспользование концессии, нерыночное поведение МУПов «Отсутствие программ развития территорий» - отсутствие взаимосвязи градостроительной политики с программами развития коммунальной инфраструктуры РЕАЛЬНОСТЬ: несмотря на ожидаемую перспективность коммунального бизнеса, сегодня инвесторы ищут баланс между инвестициями и эффективностью и не готовы платить завышенную цену занеупакованныеактивы «Отсутствие механизмов инвестирования - инвесторы не находят достойных объектов для инвестирования, удовлетворяющих критериям возвратности «Отсутствие квалифицированных кадров» - квалифицированных менеджеров единицы

5 ФЗ «О концессионных соглашениях» не разработана подзаконная нормативно-правовая база не проработан механизм возмещения инвестиций запрет на залог концессионного имущества для обеспечения обязательств концессионера отсутствуют гарантии непрекращения концессии по субъективным основаниям ФЗ «О теплоснабжении» не закреплены преимущества развития централизованного теплоснабжения и комплексного развития коммунальных сетей не закреплены преимущества использования когенерации не регламентированы отношения субъектов на рынках тепловой энергии Не разработан!Не применяется!Не разработан! ФЗ «О финансовом оздоровлении организаций коммунального комплекса РФ» кредиторская задолженность ОКК перед энергоснабжающими организациями и другими кредиторами и дебиторская задолженность других организаций перед ОКК по реструктуризации не подлежат предусматривает реструктуризацию долгов ОКК перед бюджетами и ГВФ и долгов бюджетов перед ОКК Миф 4. Сформированность законодательной базы в отрасли После принятия ФЗ 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии считается, что основная законодательная база в ЖКХ сформирована РЕАЛЬНОСТЬ: незавершенность процедур по формированию законодательной базы в коммунальной сфере порождает условия неопределенности и отсутствие четких «правил игры» в отрасли

6 уровень доходности, сопоставимый с отраслями со схожими рисками справедливый возврат на инвестированный капитал гарантировать заданный уровень тарифа на среднесрочный период привлечение больших объемов финансирования стимулирование эффективности управления издержками Инвестор/Частный оператор Региональные и местные власти приток инвестиций в инфраструктурные отрасли возможность потребителю оплачивать инвестиции в рассрочку на 5-7 лет экономическая обоснованность планов капитальных вложений прямая зависимость размера тарифа от требуемого уровня надежности и темпов развития территории максимальная прозрачность процесса тарифообразования + Суть метода - инвестор вкладывает в бизнес, а потребитель возмещает в тарифе RAB через доход (% возврата) на вложенный капитал, рассчитываемый как фиксированный процент от RAB, соответствующий средневзвешенной стоимости капитала (WACC= %) для компаний аналогов развивающихся стран Миф 5. Невозможность эффективного регулирования тарифов ЖКХ Существующая система регулирования тарифов «затраты плюс» не стимулирует участников рынка к сокращению издержек и приводит к постоянному росту тарифов, однако, более эффективного метода регулирования тарифов в ЖКХ нет Среди важнейших направлений реформирования электроэнергетики на 2008 год определен переход на систему тарифного регулирования на основе экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала (RAB, Regulatory Asset Base) РЕАЛЬНОСТЬ: система RAB распространена более чем в 20 развитых странах мира, МЭРТ при поддержке РАО «ЕЭС» и КЭС-Холдинга предлагает внедрить метод RAB в коммунальном комплексе РФ в ближайшие годы

7 Миф 6. Независимость реформы ЖКХ от других реформ Развитие электро- и теплогенерирующих мощностей РАО «ЕЭС» требует дополнительных инвестиций в развитие тепловой инфраструктуры городов. Инвестиции в тепловую энергетику РАО «ЕЭС» планируются только за счет привлечения частных инвесторов - инвестиции в развитие тепловой инфраструктуры муниципальных образований также реально привлечь лишь с участием частных инвесторов Дефицит электрической мощности в России к 2009 году оценивается в объеме более 3000 МВт. К 2009 году необходимые инвестиции для строительства новых энергомощностей составляют 130 млрд. рублей. Инвестиционная программа РАО «ЕЭС» на гг. составляет 2,4 трлн. руб. Доля газа в топливном балансе тепловой электроэнергетики РФ превышает 65%, при этом на уголь приходится менее 30%. До 2020 г. в энергетике запланирован рост потребления угля, с целью замещения потребления газа. Сейчас средняя оптовая цена на газ в РФ составляет $45 за м3., а средний уровень цен на экспорт в Европу - более $250 за м3. Планируется повышение внутренних цен на газ более чем в два раза к 2011 году - выше $100 за м3. - инвестиции в коммунальный бизнес должны учитывать перспективность использования альтернативных видов топлива Реформа коммунального комплекса воспринимается как независимый процесс, со своей стратегией, органами власти и законодательной базой. Взаимосвязь с реформой энергетического и газового комплекса – слабая. РЕАЛЬНОСТЬ: модернизация ЖКХ начиналась одновременно и взаимосвязано с реформой энергетического и газового комплекса, но существенно отстала - сегодня необходима взаимоувязка процессов реформирования ЖКХ с энергетической стратегией РФ

8 От Мифов к Новой реальности коммунального бизнеса Внедрение системы тарифного регулирования на основе RAB Формирование четких, законодательно закрепленных «правил игры» в отрасли Построение стратегии реформирования коммунального комплекса во взаимосвязи с реформированием энергетического и газового комплекса Миф 6. Независимость реформы ЖКХ от других реформ Миф 5. Невозможность эффективного регулирования тарифов ЖКХ Миф 3. Инвестиционная привлекательность коммунального бизнеса Миф 2. «Нерыночность» отношений в коммунальном бизнесе Миф 1. «Простота» коммунального бизнеса Миф 4. Сформированность законодательной базы в отрасли Рост инвестиционной привлекательности отрасли Снятие административных барьеров и усиление влияния рыночных механизмов в отрасли Появление новых эффективных частных проектов в коммунальном бизнесе Развенчание мифовНовая реальность Обратное движение от последнего к первому МИФУ

9 Брусникин Николай Юрьевич , г. Москва, ул.Обручева, д. 23, стр. 3 телефон: +7 (095) , факс: + 7 (095) Руководитель Проектной группы по мониторингу ЖКХ ОАО РАО «ЕЭС России» Первый заместитель Председателя Правления ОАО «РКС»