ОБ ОДНОМ СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕРИВАЦИИ МЕЖДУ ЗНАЧЕНИЯМИ Р.И. Розина (Институт русского языка РАН)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
She or He She He She He She or He? She He.
Advertisements

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Подготовка к ГИА(ОГЭ) по информатике Задания А 6.
Старший преподаватель Капина Галина АлексеевнаЛ И Т Е Р А Т У Р А 1. Трофимова Т.И. «Курс физики». М: Высшая школа, 2003 г. 2. Савельев И.В «Курс общей.
КИНЕМАТИКА Раздел механики, в котором рассматривается описание движения тел.
Механическое Движение ГОУ СПО ТК ТРОС-13 Студентки Яремчук Кристины.
Движение Работу выполнила ученица 9 класса «В» Сердитова Ксения Работу выполнила ученица 9 класса «В» Сердитова Ксения.
Часть I Даны графики прямолинейного движения 5 тел По графикам ответить на следующие вопросы.
ЛЕКЦИЯ Приближенное решение обыкновенных дифференциальных уравнений: Метод Эйлера.
1 вариант 2 вариант 1. Механическое движение 1. Виды механического движения 2. Траектория 2. путь, перемещение 3. Координаты тела 3. Скорость движения.
«Да, путь познания не гладок, Запомни это ты на век Загадок больше, чем разгадок, А поискам предела нет!»
Тема урока: Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ ЭНТРОПИИ А.Н. Тырсин 1, О.В. Ворфоломеева 2 1 – НИЦ «Надежность и ресурс больших систем.
На этом уроке мы рассмотрим поведение в электрическом поле веществ, которые не могут проводить электрический ток (диэлектриков), и тех веществ, которые.
Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния.
Механическое движение. Система отсчёта. * вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь * изучить понятия: система отсчёта,
Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса. Парадигма помех Политики, простой люд, и даже многие исследователи придерживаются мнения, будто у любой.
Производная и дифференциал.. Производные высших порядков. n-ой производной (или производной n-го порядка) функции f(x) в точке х называется производная.
Вопросы: 1.Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. 2.Изменение с течением времени положения тела относительно.
Явление многозначности в английском языке Авдеева Екатерина,10 А класс МБОУ СОШ 174 Научное общество учащихся.
Механическое Движение ГОУ СПО ТК ТРОС-13 Студентки Яремчук Кристины.
Транксрипт:

ОБ ОДНОМ СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕРИВАЦИИ МЕЖДУ ЗНАЧЕНИЯМИ Р.И. Розина (Институт русского языка РАН)

Подходы к исследованиям отношений между значениями

Отношения семантической деривации подобны словообразовательным отношениям: из двух связанных значений производным является то, которое сложнее (Haspelmath 1993, Levin, Rappaport 1995, Melchuk, Zholkovskij 1984); Семантическая деривация может сопровождаться уменьшением количества актантов и тем самым выветриванием значения слова (Кустова 2004, Падучева 2004: 312, Pustejovky 1998). Иногда вопрос о направлении семантической деривации остается без ответа (Падучева 2004: 28, , 279, Copestake, Briscoe 1997).

Синтаксический критерий: из двух значений слова основным является то, в котором у слова меньше ограничений на сочетаемость (Levin 1993) Критерий относительной частотности: из двух в равной степени допустимых деривационных моделей основная - та, которая позволяет описать большее количество примеров (Падучева).

Деривационные отношения между значениями могут быть установлены с помощью дистрибутивного анализа.

Материал исследования - глаголы с приставкой раз-.

Sakhno 1998: значения распространения или расширения (растолстеть, расширить), разделения (разделить) рассеяние и удаления (разбросать); общее значение центробежного движения.

Рахилина 2003: Два типа ситуаций в зависимости от способности Субъекта к самостоятельному перемещению. Тип I: Муравьи расползлись по углам; Тип 2: Сыпь расползлась по всему телу. Нитки расползлись, Швы расползлись, Ткань расползлась, Слухи расползаются, Болезни расползаются.

Анна А. Зализняк 2002: значения приставки раз- (1)занятие большего по сравнению с некоторой нормой пространства, (2)рассредоточенность (3)уничтожение путем рассеяния

С. Линднер: Группа I. траектор – человек или предмет, ориентир – вместилище (She went out of the room; He ironed out a wrinkle in his shirt ). Группа II: Траектор и ориентир совпадают; траектор перемещается относительно собственных границ (Наnd out the brochures; She fills out that dress). Группа III: ориентир – точка или ось, траектор – человек или часть тела (He set out for Nepal ; He reached out to grab it),

Модели деривации значений глаголов движения с приставкой раз-

Глаголы движения с приставкой раз- могут иметь следующие значения: a. перемещая(сь) от начальной точки в одну или разные стороны, отделить(ся); b. (каузировать) занять бóльшее, по сравнению с исходным, пространство; c. (каузировать) понизить концентрацию; d. ослабеть / ослабить; e. прекратить существование (чего-либо).

Подкласс I. развести abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развести часовых по местам Развести водку водой Развести кого-то на деньги Развести супругов

Подкласс II. расползтись abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Расползтись во все стороны Пятно расползлось (о зритель- ном образе) Буквы расползлись Швы расползлись

Подкласс III. разложить abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разложить вещи Разложить карту на столе Разложить армию (метафора)

Подкласс IY. развалить : abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развалить бревна Развалить сруб /экономику (метафора)

Подкласс Y. развезти abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развезти письма Дорогу развезло Пьяного развезло

Подкласс YI. разбежаться abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разбежаться по местам Круги по воде разбежались

Подкласс YII. Моносемия abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разбрестись по полю Пятно расползлось (о зритель- ном образе) Буквы расползлись Швы расползлись

Типы сочетаний значений: acde, abde, bd, abe, ae, ad, ab, a.

Семантическая сеть а. Перемещаясь от начальной точки в разные стороны, b. Распространить(ся) на большее пространство с. Понизить концентрацию e. Нарушить функционирование вплоть до прекращения существования d. Ослабеть / ослабить