О ходе реализации проекта «Повышение качества обучения школьников предметам естественно- математического цикла» Андреева Светлана Юрьевна
Задачи проекта 1.Проанализировать состояние обучения школьников естественно-математического цикла и выявить факторы, влияющие на качество обучения учащихся школ Красноярского края по предметам указанного цикла. 2. Разработать и апробировать программы изменений систем организации обучения по предметам естественно- математического цикла в муниципалитетах Красноярского края.
Задачи проекта 3. Разработать и апробировать программу повышения квалификации учителей естественно-математического цикла, методологическую основу которой составляют выявленные факторы, влияющие на качество обучения учащихся по предметам естественно- математического цикла в Красноярском крае и план мероприятий поддержки профессионального развития педагогов естественно-математического цикла.
Задачи проекта 4. Разработать методические рекомендации по изменению региональной (и муниципальных) систем организации обучения по предметам естественно- математического цикла.
Специфика проекта 1. Предпроектное исследование 2. Общая выборка исследования 97 руководителей образовательных учреждения, 655 педагогов – учителей физики, химии, биологии, математики, информатики, 5219 учащихся. 3. Семейные факторы не исследовались
Факторы Кадры Управление Мотивация МТБ
Выводы по результатам исследования Только в 12% школ к разработке учебного плана школы привлекаются Управляющие советы. И это при том, что в Красноярском крае практически в каждом образовательном учреждении есть Управляющий совет и много времени и сил было потрачено на то, чтобы придать их работе неформальный характер. Видимо необходимо повышение квалификации руководителей образовательных учреждений в области содержательной работы с общественностью и в частности с Управляющим советом школы.
Выводы по результатам исследования Управленческие решения по поводу распределения часов школьного компонента принимаются на основе личных предпочтений, чаще всего ситуативно. Более 90% руководителей освоили программы профессиональной переподготовки по менеджменту.
Распределение видов школ в разрезе город /село.
Результаты ЕГЭ по предметам ЕМЦ в пилотных территориях Террит ория МатематикаФизикаХимияИнформатикаБиология КолСр % < мин КолСр % < мин КолСр % < мин КолСр % < мин КолСр % < мин Ачинск42540,76, ,036,035354,247,557060,867,146552,497,69 Канск46446,732,166556, ,873,234066, ,44,82 Лесоси бирск 54341,434,976552,436,153856, ,272, ,274,85 Мину синск 39140,262,966652,743,034659,438,75462,631,858557,642,35 Средни й балл 42,3654,5857,3062,9754,69 Меньш е мин 4,094,165,363,304,76 Ачинск ий 15547,170,651046, ,2512,5 Козульс кий 2936,213,452352,220754,140859, ,330 Кураги нский 4836,213,456050,531,671654, ,773,855652,81,79 Средни й балл 43,5350,5454,4157,3355,04 Меньш е мин 1,581,080,002,942,36
Использование ресурса дополнительного образования Рис. 2. Использование ресурса дополнительного образования учащимися 9 классов. Рис.3. Использование ресурса дополнительного образования учащимися 11 классов
Уровень квалификации педагогов
% опрошенных выпускников общеобразовательных учреждений городов и сел Красноярского края отметили, что их собственный выбор профиля состоялся в 9-м классе (не ранее!). Более половины учащихся 9 классов (52%), выбравших профессию не указали ни одного из профилей желаемого обучения.
Выводы по результатам исследования При выборе 9-классниками профиля обучения девочки более ориентированы на долгосрочные жизненные планы, чем мальчики. В структуре факторов влияния на выбор профиля обучения старшеклассниками «доли» мнения учителя и рекомендаций психолога крайне незначителен. «Спектр профилей обучения», предлагаемых ОУ в большей степени не отвечает индивидуальным образовательным потребностям девочек.
предлагаемые учащимся в общеобразовательных учреждениях Красноярского края профили обучения не позволяют учитывать характер профильного самоопределения у девочек (как более раннего и более ориентированного на собственный интерес и выбор будущей профессии, чем у мальчиков). Это приводит к тому, что девочки-старшеклассницы обследованных общеобразовательных учреждений вынуждены (в силу бедности предоставляемого школой спектра) выбирать либо профиль обучения, который можно отнести к группе «традиционно женских» (гуманитарный, филологический, исторический -), либо обучение по индивидуальной программе
Доля учащихся, сдающих ЕГЭ по предметам ЕМЦ, изучавших его на профильном и базовом уровне и средний балл Предмет Изучали на профильном уровне, % Средний балл Изучали на базовом уровне, % Средний балл Математика41,646,859,439,7 Физика4254,15849,5 Информатика6661,73459,8 Химия5054,25052,2 Биология29,557,670,552,3 Доля учащихся, не преодолевших минимальную границу ЕГЭ по предметам у обучающихся на базовом или профильном уровне практические не отличается. Существенные различия наблюдаются в области высоких достижений – хороший уровень подготовки показывают на 20-40% больше обучающиеся на профильном уровне, высокий уровень подготовки показывают в 3 и более раза больше обучающиеся на профильном уровне.
Доля учащихся, изучающих предметы ЕМЦ на профильном и базовом уровне и сдающих ЕГЭ Предмет Изучают на профильном уровне, % Из них сдают ЕГЭ по предмету, % Изучают на базовом уровне, % Из них сдают ЕГЭ по предмету, % Математика 41,6все59,4все Физика 17,247,682,813,6 Информатика 22,925,177,13,9 Химия 9,542,690,54,5 Биология 10,537,689,29,9 Предметы, ЕГЭ по которым сдает наибольшая доля учащихся, изучающая их на базовом уровне – физика и биология. Предмет, ЕГЭ по которому сдает наименьшая доля учащихся, изучающих его на профильном уровне – информатика.