« … мы знаем, что страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра нас обгонит и в других областях. И я не намерен мириться с тем, чтобы мы уступали другим по уровню образования» Барак Обама (из выступления на ежегодном собрании американской Национальной академии наук 27 апреля 2009 года)
Определение одаренности не только ведет к ее открытию, но также к путям ее развития, поддержки и поощрения
50%-55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в больших городах России имеют IQ >115 баллов Невостребованный потенциал или интеллектуальная депривация ведут не только к задержке интеллектуального развития, но и, нередко, к патологическим зависимостям
Общая и специальная одаренность: Актуальная Потенциальная Скрытая
Неуспешность является симптомом несоответствия условий школьного обучения образовательным возможностям и потребностям учащегося Неуспеваемость вызвана серьезными физическими, познавательными и/или эмоциональными проблемами Неуспешность является результатом личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивации, саморегуляции, самоэффективности)
«Срезовые» (констатирующие): тесты, олимпиады и другие соревнования «Порождающие» (развивающие): обеспечение условий для выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе «Коррекционно-развивающие» (высокий уровень обучения в области опережающего развития и коррекционное обучение в области имеющихся трудностей)
«Односторонность одаренности почти всегда находится в противоречии с определенной детской незрелостью прочих областей души» «Именно для одаренных сбалансированное образование имеет величайшее значение в качестве психогигиенического мероприятия» К.Юнг
ОБОГАЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ особое содержание обучения (междисциплинарное, проблемное, высокого уровня сложности); методы обучения (диалогические, проблемно- исследовательские, обеспечивающие высокий уровень самостоятельности ребенка и, в то же время, развитие социальной ответственности и способностей к сотрудничеству); субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Учитель должен уметь увидеть уникальность ребенка, узнать его способности и понять его потребности, обеспечить простор для его креативности, дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он может быть. Только тогда ребенок отважится реализовать свою одаренность и взять на себя ответственность работать для себя и окружающего мира.