Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта Федерального закона «О развитии малого и среднего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
Advertisements

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Динамика развития и инструменты поддержки малого предпринимательства в регионах северо-запада России.
Малый и средний бизнес Костромской области: вклад в экономику региона (по результатам сплошного наблюдения за 2010 год)
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности является специальным.
МАЛЫЙ БИЗНЕС БОЛЬШОЙ СТРАНЫ Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства г. Территориальный орган Федеральной службы государственной.
Анализ социально-экономической результативности льготного налогообложения малого бизнеса в России Докладчик: Доктор экономических наук, Профессор, заведующая.
Программа финансовой поддержки МСП 1 Анкетирование субъектов МСП – участников программы ОАО «МСП БАНК»: модернизация производства лидирует Руководитель.
Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках вступления России во Всемирную торговую.
Налоговая система Российской Федерации © Автор Маркина Э.З. Отдел предпринимательства ПИРО.
Отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу Государственного контракта от 10 ноября 2014 года по разработке и внедрению инструмента.
Концептуальный подход к стандартизации работы с рыночным сегментом малого и среднего предпринимательства (МСП) в коммерческом банке Подготовлено: для VIII.
СТАТИСТИКА РЫНКА ТРУДА. Содержание и задачи статистики рынка труда Статистика рынка труда включает статистику экономически активного населения, занятости.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ВЫПОЛНИЛИ : АЛЕКСАНДРОВА В. Я. ЧЕРКАШИНА Е. С.
Ижендеева Надежда Владимировна, заместитель начальника отдела информационных технологий, ведения Статистического регистра и общероссийских классификаторов.
Методика сопоставительной оценки уровня государственного управления в субъектах Российской Федерации на примере регионов Южного федерального округа 24.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРОГОВЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ СЕРГА Л.К., к.э.н., доцент кафедры Статистики.
Нормативно-правовая база Федеральный закон от года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от ФЗ Статья 5. Федеральные статистические.
Транксрипт:

Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Подходы к системе критериев определения границ сектора малого и среднего бизнеса должны четко выделяться 2 системы критериев: критерии, позволяющие включить все МСП, условно – статистические критерии; критерии, позволяющие включить все МСП, условно – статистические критерии; критерии, позволяющие выделить внутри сектора МСП группу, которая может претендовать на государственную поддержку, условно - политические критерии. критерии, позволяющие выделить внутри сектора МСП группу, которая может претендовать на государственную поддержку, условно - политические критерии.

Статистический критерий должен обеспечивать покрытие всего сектора МСП с выделением наиболее крупных категориальных групп, внутри которых сохраняется однотипность производственно-хозяйственного поведения. В проекте закона эти группы названы: микро-, малые и средние предприятия: микро-предприятия – человек; малые предприятия – человек; средние предприятия – человек.

Политический критерий должен уточнять в рамках статистического критерия группы субъектов МСП, которые претендуют на государственную поддержку. «Политическим» критериям - в рамках статистического критерия - необходимо придать некие степени свободы, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального и областного развития. Целевые группы поддержки внутри статистических границ сектора малого и среднего предпринимательства могут меняться, например, в зависимости от региона.

Критерий поддержки должен уточнять в рамках статистического критерия те группы малого и среднего бизнеса, которые претендуют на государственную поддержку. Дополнительно к ограничениям на занятость, критерии предполагают ограничения на: 1. Структуру уставного капитала, например - исключить хозяйствующие субъекты с государственной и муниципальной формой собственностью. 2. Виды деятельности - не включать в объекты поддержки предпринимателей, работающих в ряде отраслей, например, в игорном бизнесе. 3. Стоимостные показатели. Целью данного исследования является разработка подходов по включению дополнительного к числу занятых критерия выручки при определении границ сектора МСП.

Почему выручка? Выручка рассчитывается любым бизнесом независимо от вида деятельности и системы налогового учета; Выручка рассчитывается любым бизнесом независимо от вида деятельности и системы налогового учета; Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в меньшей степени воспринимается предпринимателями в качестве объекта налогообложения, нежели доход, поэтому мотивация для ее искажения меньше; Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в меньшей степени воспринимается предпринимателями в качестве объекта налогообложения, нежели доход, поэтому мотивация для ее искажения меньше; Выбрать какой-либо единый показатель "дохода" из налоговых деклараций затруднительно, поскольку возможный показатель, альтернативный выручке, зависит от системы налогового учета, используемой предпринимателем; Выбрать какой-либо единый показатель "дохода" из налоговых деклараций затруднительно, поскольку возможный показатель, альтернативный выручке, зависит от системы налогового учета, используемой предпринимателем; Показатель выручки широко используется в мировой практике. Показатель выручки широко используется в мировой практике. От балансовой стоимости активов отказались, поскольку значительная часть предпринимателей, использующих УСНО или ЕНВД, ее просто не рассчитывает.

Аргументы в пользу введения дополнительного ограничения на выручку. Ограничение позволит: формировать более однородный по показателям деятельности сектор; формировать более однородный по показателям деятельности сектор; унифицировать подходы по определению границ сектора МСП с международной практикой; унифицировать подходы по определению границ сектора МСП с международной практикой; сделать государственную поддержку более адресной: точные финансовые пороги упрощают содействие бизнесу со стороны региональных и местных властей. сделать государственную поддержку более адресной: точные финансовые пороги упрощают содействие бизнесу со стороны региональных и местных властей.

Проблемы, связанные с введением критерия выручки 1. необходимо дифференцировать критерий выручки не только по группам занятых, но и по видам деятельности (торговля). 2. необходима периодическая индексация, прежде всего, на инфляцию. 3. необходимо ввести корректирующие коэффициенты на теневую деятельность. 4. ограничение по выручке может стать фактором, сдерживающим увеличение производительности труда сектора МСП, поэтому необходимо продумать систему корректировки на развитие. 5. возникает проблема дифференциации выручки по регионам и видам деятельности.

Процедура определения порогового значения для выручки Типологизация регионов по уровню представленности МСП проведена по 79 регионам (кроме Чеченской Республики (из-за отсутствия данных) и автономных округов). Для построения типологизации регионов использовался показатель плотности распространения действующих предприятий (отдельно микро-, малых- и средних), т.е. число действующих предприятий на 1000 человек из числа экономически активного населения.

В качестве метода использовалась процедура «Иерархического кластерного анализа». Метод образования кластеров – Between-groups linkage (Связь между группами). В качестве дистанционной меры выбран квадрат евклидового расстояния. Информационная база для типологизации : в части малых предприятий – публичные данные Росстата. в части малых предприятий – публичные данные Росстата. в части средних предприятий – специально запрошенные данные у Росстата. в части средних предприятий – специально запрошенные данные у Росстата. Сформировано 6 кластеров, один из которых – регионы-лидеры гг.Москва и Санкт-Петербург. В каждом кластере выделены по 2-3 типичных региона (всего 12 регионов), по которым получена пообъектная статистическая информация для определения характера распределения официального уровня выручки и ее пороговых значений

Выбранные регионы г.Москва, г.Москва, Магаданская и Калининградская области; Магаданская и Калининградская области; Ростовская область, Республика Карелия, Краснодарский край; Ростовская область, Республика Карелия, Краснодарский край; Хабаровский край, Псковская область, Республика Башкортостан; Хабаровский край, Псковская область, Республика Башкортостан; Курская область, Республика Северная Осетия – Алания; Курская область, Республика Северная Осетия – Алания; Республика Калмыкия, Республика Дагестан. Республика Калмыкия, Республика Дагестан. В результате обработки запроса была получена статистическая база, включающая: По малым предприятиям – учетных записей; По малым предприятиям – учетных записей; По крупным и средним – учетных записей. По крупным и средним – учетных записей.

Определение процедуры порогового значения показателя выручки Для получения порогового значения использована процедура анализа вариационных рядов. Распределение предприятий по выручке от реализации (Xi) в абсолютном выражении (тыс. руб.) крайне асимметрично. Поэтому использовалась логарифмическая шкала (Yi=lgXi). Пороговое значение выручки в логарифмической шкале равно: П = Yi min+(Yi max - Yi min)*2/3 где Yi min и Yi max –, соответственно, минимальное и максимальное значение десятичного логарифма выручки от реализации. 2/3 от размаха вариации, т.е. от величины (Yi max - Yi min) соответствуют точке перегиба на графике нормального распределения и отсекает часть единиц совокупности (предприятий), имеющих нетипично высокое значение выручки от реализации продукции.

Выбор отраслей, где малый и средний бизнес наиболее представлен Так как выручка в отраслях образуется по- разному (например, торговля), очевидна необходимость дифференциации порогового значения выручки по видам деятельности. Для определения отраслей, где необходимо установить свои пороговые значения выручки, было, помимо методологии формирования показателя, проанализировано распределение малых предприятий по видам деятельности и распределение занятых на малых предприятиях по видам деятельности.

Фактический характер распределения предприятий по видам деятельности, а также изучение принципов формирования выручки в отдельных отраслях указывают на то, что выручку следует дифференцировать по следующим видам деятельности: 1. Торговля (оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования); 2. Услуги (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг); 3. Обрабатывающие производства; 4. Строительство; 5. Прочие виды деятельности.

Пороговые значения выручки для микро- предприятий (млн. руб.) До 15 человек, млн. руб.

Пороговые значения выручки для малых предприятий (млн. руб.) человек, млн. руб.

Пороговые значения выручки для средних предприятий (млн. руб.) От 101 до 250 чел.

Диапазон выручки: микро-предприятия (до 15 чел.)

Диапазон выручки: малые предприятия (от 16 до 100 чел.)

Диапазон выручки: средние предприятия (от 101 до 250чел.)

Введение единого для всех регионов показателя выручки с делением по видам деятельности (по этому варианту проведены все расчеты) Положительное: простота расчета, применения и корректировки показателя. Отрицательное: показатель придется принимать по «верхней планке» (по Москве), что будет искажать реальную картину во всех других регионах, в особенности в слаборазвитых.

ВВЕДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ВЫРУЧКЕ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ГРУПП РЕГИОНОВ Положительное: - несколько сложнее первого варианта, положительные моменты те же: простота расчета, применения и корректировки показателя; - такой вариант дает большую точность в отнесении к МСП Отрицательное: - отсутствие утвержденной в России методики группировки регионов по развитию МСП. Возможно, потребуется ее разработка и утверждение (причина: возможно, не все регионы будут согласны с отнесением к той или иной группе). - на этапе корректировки показателя выручки (через года) также потребуется пересмотр группировки регионов, и регионы неизбежно будут переходить из группы в группу.

ВВЕДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПО ВЫРУЧКЕ ПО КАЖДОМУ РЕГИОНУ Положительное: наилучший учет особенностей каждого региона. Отрицательное: - необходимость расчетов по каждому региону. При таком подходе эту работу необходимо передавать на региональный уровень, передавая в регионы «из центра» утвержденную методику расчета показателей; - регионы неравнозначны (например, малый/средний бизнес в Тюмени и в Краснодарском крае), поэтому единая методика расчета для всех регионов не будет учитывать особенность каждого региона и будет искажать реальную картину; - свод данных по России максимально усложняется, что приведет к неизбежным ошибкам и исправлениям конечных цифр.

Некоторые предварительные выводы Предварительные итоги проекта еще раз показывают неоднородность российских регионов по развитию МСП и по развитию отраслей экономики. Предварительные итоги проекта еще раз показывают неоднородность российских регионов по развитию МСП и по развитию отраслей экономики. Показатель выручки важен в первую очередь в целях поддержки МСП и позволяет четче выделить предприятия, на которые должна быть направлена господдержка. Показатель выручки важен в первую очередь в целях поддержки МСП и позволяет четче выделить предприятия, на которые должна быть направлена господдержка. Введение показателя выручки может привести к неоправданным сложностям: Введение показателя выручки может привести к неоправданным сложностям: бессмысленности критерия при его установлении «по верхней планке» для всей страны (по г.Москве); бессмысленности критерия при его установлении «по верхней планке» для всей страны (по г.Москве); необходимости разработки методики типологизации регионов; необходимости разработки методики типологизации регионов; сложностям расчетов и учета при установлении критериев для каждого региона. сложностям расчетов и учета при установлении критериев для каждого региона. В любом случае, применение этого показателя может быть дорогим и, поэтому, неоправданным. В любом случае, применение этого показателя может быть дорогим и, поэтому, неоправданным.

"Витязь на распутье" 1882 г. Васнецов Виктор Михайлович "Витязь на распутье" 1882 г. Васнецов Виктор Михайлович

Проект реализуется по заказу Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП России. Участники проекта: Кафедра статистики МГУ им. М.В.Ломоносова (Л.Карасева, А.Охрименко) Центральный экономико-математический институт РАН (О.Петухова) Ресурсный центр малого предпринимательства (И.Михалкин, Г.Ермилова, Е.Лапшина). Слайды доступны в интернет по адресу раздел CD-ROM к VIII Всероссийской конференции, подраздел Материалы от участников конференции, Секция 6. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ