Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная.
Advertisements

«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Общественный контроль и экспертиза Блок 1. Обеспечить широкое и действенное участие некоммерческих негосударственных организаций (НКНГО) в принятии общественно.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Елена Тополева Член Общественной палаты РФ Директор АСИ Информационная поддержка гражданских инициатив с 1994 года
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Выполнили студентки группы Жалакшаева К.Х. Тухватуллина А.Х. Молодежная политика в РФ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО Разработчики: В.Ф.Бут, Н.П.Стебловский, Е.А.Задорожная как ресурс развития общеобразовательного учреждения Ключевые слова: социальное.
О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Транксрипт:

Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная группа 16 Руководители: Елена Тополева-Солдунова, Михаил Федотов

Общественные институты Общественные (гражданские) институты – прежде всего, НКО (негосударственные некоммерческие организации)и неформальные практики самоорганизации граждан. Основная задача группы – показать потенциал общественных институтов для социально-экономического развития страны Структура российского третьего сектора (по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, 2010 г.) О бщее число негосударственных некоммерческих организаций составляет 360 тыс. ( п о данным Росстата на ) Из них реально действующих приблизительно 38%, т.е. 136 тыс.

Зоны государственных интересов, которые могут быть реализованы с использованием ресурсов гражданских институтов Повышение общественного доверия и легитимности государственной политики Наличие многофункционального партнера, разделение ответственности государства и общественного сектора Оптимизация государственных расходов (инвестиций) в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Конкурентоспособность российского общества и государства в глобальном соревновании

Повышение общественного доверия и легитимности государственной политики Своевременное выявление социальных проблем Снижение социальных рисков Профилактика протестных настроений в обществе Снижение разрыва между богатыми и бедными Снижение уровня бедности

Конкурентоспособность российского общества и государства в глобальном соревновании (модернизация) Раскрытие человеческого потенциала Создание условий для самореализации Рост конструктивной гражданской активности Формирование социального капитала Формирование ценностных ориентиров в обществе

Артикуляция и внедрение новых ценностей и моделей поведения. Повышение человеческого потенциала, формирование ценностного консенсуса и воспитание гражданина Продвижение норм современной светской морали, профессиональной этики Продвижение ценностей благотворительности и добровольчества, взаимопомощи Продвижение ценностей саморазвития, самопомощи, участия в принятии решений Внедрение социально-инновационного подхода в образовательную деятельность, начиная со средней школы Содействие ликвидации информационного неравенства

Общественные институты: функции и потребности в ресурсах Функции Общественные институты НКО + неформальные инициативы Независимые аналитические центры Ресурсные центры Центры публичной политики Сервисные НКО Ресурсы Артикуляция и внедрение новых ценностей Законодательные Содействие конструктивной социальной активности, вовлечение общества в инновационную деятельность Материально -технические Общественный контроль и экспертиза Кадровые Коммуникации между обществом и властью Институциональн ые Социальные услуги Развитие благотворительности и добровольчества

Развитие последних лет. Некоторые результаты Формализованы отношения сектора и государства на федеральном уровне Приняты законы и программы, поддерживающие развитие НКО Ведется прямое и опосредованное финансирование деятельности НКО Ведется самоорганизация и сетевое строительство НКО На разных уровнях создаются механизмы учета мнения граждан и их объединений при принятии решений Происходит самоорганизация граждан по месту жительства

Стоп-факторы (ограничения) развития Со стороны органов власти: Неустойчивая и непоследовательная политика в отношениях с сектором Неоправданный страх «цветных» революций Завышенная оценка риска нецелевого использования налоговых льгот и других преференций Коррупционные интересы государственных служащих Недооценка квалификации работников и переоценка риска некачественного исполнения социальных услуг Со стороны граждан: Сильная атомизация общества, приоритетность решения индивидуальных проблем Неверие в возможность повлиять на принятие решений Низкое доверие к разного рода институтам, в том числе общественным Со стороны организаций и самодеятельных объединений граждан: Недостаток и нестабильность источников финансирования Сравнительно небольшой опыт отстаивания интересов Недостаточно развитая инфраструктура поддержки Плохо налаженная система передачи опыта Недостаточный/неравномерный профессионализм, качество экспертной деятельности Недостаточная прозрачность, подотчетность, саморегулирование Неумение вовлекать граждан в свою деятельность Слабое взаимодействие между НКО и самодеятельными инициативами

Нежелательные сценарии Рост социальной активности граждан опережает рост материального обеспечения сектора и общественной поддержки НКО Развитие протестных движений, деструктивных акций, социальный и религиозный экстремизм Рост материального обеспечения организаций сильно опережает рост социальной активности, правовой и организационной компетентности лидеров НКО и гражданских объединений Сектор превращается в бюрократическое и коррупциогенное болото, лишаясь при этом общественной поддержки Рост финансовых ресурсов в основном за счет одного из спонсоров (государства, бизнеса, иностранных фондов, граждан) Зависимость от одного из стейкхолдеров сковывает инициативу и лишает организации возможности маневра Рост социальной активности опережает развитие демократических социальных практик, государство медленно делегирует полномочия и стремится к тотальному контролю над общественной инициативой Превращение сектора в придаток государства, потеря потенциала самостоятельного развития, уход во внешнюю или внутреннюю эмиграцию Государство делает вид, что поддерживает сектор, социальная активность проявляется в показных мероприятиях без реальных результатов Стагнация, перерастающая в стихийный и неконтролируемый развал, закрепление в обществе тотального недоверия всех ко всем

Партнерский сценарий Высокий уровень гражданской активности Сильный уровень воздействия государства на гражданское общество Высокий уровень поддержки государством организаций гражданского общества Государство в настоящее время - доминирующий субъект развития общественного сектора в России, поскольку пока общественные институты только начинают выстраивать связи с гражданами и ресурс институциональной гражданской активности пока невелик.

Ресурсы: законодательство Разработать и принять закон «об одном проценте» (1% НДФЛ каждый может направить в НКО) Разработать и принять Законы: Об общественном контроле О гражданской экспертизе О волонтерской деятельности Об общественном телевидении О государственном социальном заказе Внести поправки в Налоговый кодекс: льготы по налогу на прибыль для бизнеса, жертвующего на эндаументы и благотворительность Внести поправки в Закон об оценочной деятельности

Ресурсы: материально-экономические Дальнейшее развитие программы поддержки социально ориентированных НКО (к 2020 г. – 10 млрд руб.) Финансирование информационных кампаний (пример: пропаганда ЗОЖ), направленных на развитие волонтерства и благотворительности, проявление инициативы (около 100 млн руб. в год) Создание программ/передач/рубрик в государственных СМИ, посвященных общественным институтам и ценностям, которые они продвигают При утверждении сметы расходов на реализацию государственных и муниципальных программ установление обязательной доли расходов на независимый мониторинг и оценку реализации таких программ со стороны НКО (например, 5%).

Ресурсы: кадры Развитие образовательного компонента Программы поддержки СО НКО Разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Негосударственный некоммерческий сектор» Включение в программы вузов, образовательных учреждений системы Академии государственной службы, направлений, связанных с общественными институтами

Контакты – Елена Тополева (руководитель группы) – Михаил Федотов (руководитель группы) – Ольга Дроздова (ответственный секретарь группы) – Елена Дубченко (административный секретарь)