Июнь 2013 г.. Этапы исследования работы o Определение структуры потребления o Мониторинг уровня ставок акцизов o Определение ценовой доступности o Анализ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
17 января 2013 г. Модератор – Соколов И.А.. Источник: Всемирная организация здравоохранения.
Advertisements

20 декабря 2012 г. Докладчик – Соколов И.А.. Вопросы для обсуждения Роль акцизов в формировании «оптимальной» структуры потребления алкогольной продукции.
1 Вопросы налогообложения табачных изделий в Узбекистане Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Проект «Здоровь-2» Всемирный банк Шукуров Ш.
Налоги индивидуальный подоходный налог социальный налог земельный налог налог с транспортных средств налог на имущество сборы - обязательные налоговые.
Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)
Характеристика производства безалкогольных напитков в Беларуси Выполнил Якушев И., 4 к., 5 гр.
Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий Алкогольная угроза в современной России Выполнил: студент группы Л-11 Быковец Дмитрий.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Раквиашвили А.А. к.э.н., доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Налоги, демократия и ограниченное государство.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
ПРОГНОЗ ЗАРПЛАТЫ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДО 2015 ГОДА МОСКВА, ИЮНЬ 2004 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования ПРИЛОЖЕНИЕ.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Ф М ] И.Трунин Налоговая политика: вызовы нового десятилетия 22 января 2010 года.
Индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
Экономическое устройство России. Страны по достигнутому уровню экономического развития Промышленно развитые страны (США, Япония, Германия и другие державы.
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой.
Анализ и перспективы социально- экономического партнерства пивоваренной отрасли А.О.Артемьев Председатель Совета Союза Российских Пивоваров Президент ОАО.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Транксрипт:

Июнь 2013 г.

Этапы исследования работы o Определение структуры потребления o Мониторинг уровня ставок акцизов o Определение ценовой доступности o Анализ структуры поступлений акцизов o Рекомендации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА И КРЕПКОГО АЛКОГОЛЯ В МИРЕ

Источник: Всемирная организация здравоохранения Страны СНГ и Восточной Европы находятся в группе стран с растущей динамикой. Меры активной антиалкогольной кампании в России пока не проявились статистически.

Источник: Всемирная организация здравоохранения В развитых странах спрос смещен в сторону слабоалкогольных напитков. В России уровень потребления крепких напитков практически равен объему потребления пива и вина в совокупности. Оценки потребления крепких напитков явно занижены, поскольку не учитывают нелегальное производство

Источник: Всемирная организация здравоохранения Крепкий алкоголь всегда доминировал в российской структуре, хотя последние 20 лет растет доля пива.

Ориентация на «идеальную» структуру потребления алкогольной продукции оправдана минимизацией негативных последствий для здоровья населения.

В России, практически весь алкоголь, особенно крепкие напитки, реализуется через розничные сети. Причины: слишком большие надбавки к цене алкоголя, реализуемого в барах, ресторанах и проч., неудовлетворительное развитие туризма, а также качество и доступность питейных заведений в стране.

Между акцизами и уровнем потребления пива отсутствует отрицательная зависимость, причем зачастую наблюдается ситуация, когда большими объемами потребления пива характеризуются страны с высокими акцизами на пиво.

Зависимость между акцизами на крепкий алкоголь и объемами потребления явно отрицательная.

В скобках указаны стандартные ошибки. * – значимость на 10%-м уровне;** – значимость на 5%-м уровне; *** – значимость на 1%-м уровне.

ВЫВОДЫ o Россия характеризуется крайне высоким уровнем удельного потребления алкогольных напитков, даже по сравнению с другими странами северных широт. o Высокая доля неучтенного потребления алкогольных напитков говорит о необходимости ужесточения борьбы с нелегальным производством алкоголя (преимущественно крепких напитков). o Проведенные расчеты подтвердили крайне негативное влияние высокого потребления крепкоалкогольных напитков на здоровье населения в России в связи с развитием хронических заболеваний. o Попытки изменить структуру спроса на алкоголь в России в пользу слабоалкогольных напитков осложняются культурными особенностями (реализация практически всего алкоголя осуществляется через розничные сети).

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СТАВОК АКЦИЗОВ ПРИ ОБЛОЖЕНИИ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В МИРЕ

По уровню акцизного налогообложения пива Россия относится к странам со средним уровнем ставки, превышая уровень в странах СНГ и признанных лидеров по производству и потреблению пива (Германия, США, Чехия), тогда как в отношении крепких напитков – к странам с минимальным уровнем налогообложения, что нехарактерно для других стран северных широт.

Непропорциональный рост ставок акцизов на два вида алкогольной продукции (рост ставок акциза на крепкий алкоголь в реальных ценах 2000 по 2012 гг составил 17%, для пива средней крепости – в 3,8 раза) привел к тому, что ставки в сопоставимых единицах к 2012 году практически были уравнены. Источник: Налоговый Кодекс РФ

Источник: расчеты авторов на основании данных Европейской Комиссии и ОЭСР В России акцизная нагрузка на крепкий алкоголь и пиво отличается на ¼ (в пересчёте на чистый спирт), что не обеспечивает ценовых предпосылок к переключению потребления на слабоалкогольную продукцию. Ситуация заметно ухудшилась вследствие индексирования ставок акциза на пиво с 2010 г.

ВЫВОДЫ o Уровень акцизной нагрузки и регулирования алкогольной отрасли в зависимости от крепости алкогольных напитков существенно различается среди стран-членов ОЭСР, ЕС и участниц Таможенного Союза. o Одним из основных аспектов международной практики в отношении налогообложения является сохранение разрыва между уровнем ставок акцизов на слабые и крепкие напитки в расчете на изменение структуры потребления алкоголя. o Соотношение ставок на алкоголь в России не создает стимулов для изменения структуры его потребления в сторону слабоалкогольных напитков. o В России установлен гораздо больший уровень акцизного налогообложения по сравнению с другими странами-участницами ТС, однако дальнейший рост будет сдерживаться планами относительно гармонизации акцизной политики в рамках ТС в течение ближайших нескольких лет.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ АЛКОГОЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ В МИРЕ

Источник: расчеты авторов на основании данных Евромонитора В настоящее время Россию, в отличие от других стран северных широт, следует отнести к группе стран со средним уровнем цен, тогда как десятилетие назад цены на пиво были минимальными по сравнению со странами ОЭСР и даже некоторыми странами СНГ.

. Источник: расчеты авторов на основании данных Евромонитора Ситуация в ценообразовании на крепкий алкоголь в России идет вразрез с мировой практикой: на крепкий алкоголь установились крайне низкие цены, сопоставимые только лишь с другими странами СНГ.

Доля акциза в структуре цены на пиво в России превышает средний уровень среди стран ОЭСР, тогда как акциз на крепкий алкоголь занимает гораздо меньшую долю в розничной цене, чем в странах с успешными примерами антиалкогольной кампании.

Источник: расчеты авторов на основании данных Евромонитора и ОЭСР В настоящее время цена на пиво в России сопоставима с развитыми странами при том, что уровень доходов населения существенно ниже аналогичных показателей в ОЭСР.

Источник: расчеты авторов на основании данных Евромонитора и ОЭСР Розничная цена крепкоалкогольных напитков в России примерно в два раза ниже среднего уровня среди стран ОЭСР

ВЫВОДЫ o Регулирование цен на алкогольную продукцию признается в мире эффективным инструментом для решения проблемы чрезмерного потребления алкоголя и включает установление минимальных цен, индексацию на уровне не ниже инфляции, дифференциацию мер регулирования исходя из содержания алкоголя в готовом продукте. o В России с усредненными мировыми показателями совпадает только уровень и структура розничной цены пива, в отношении крепкоалкогольных напитков Россия относится к странам с низкой долей акциза в цене. o Во многих странах, в том числе в России, наблюдается отставание роста розничных цен от инфляции, что снижает эффективность использования ценового инструмента. o Высокая ценовая доступность крепкоалкогольных напитков в России говорит о наличии значительного потенциала роста их розничной цены, при этом потенциал повышения средней цены на пиво относительно бюджетных возможностей потребителей крайне незначителен.

АНАЛИЗ РОЛИ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Источник: Европейская Комиссия, ОЭСР, Федеральное казначейство РФ В России уменьшение доли налоговых поступлений связано не со снижением поступлений в денежном эквиваленте, а с опережающим ростом ВВП по сравнению с темпами изменения налоговой базы и динамикой ставок.

Динамика доли налоговых поступлений от акцизов на пиво в России идет вразрез с мировой тенденцией, которая демонстрирует снижение. Источник: Европейская Комиссия, ОЭСР, Федеральное казначейство РФ

Источник: расчеты авторов по данным ОЭСР, Европейской комиссии и Федерального казначейства РФ В России к 2011 г. произошло перераспределение акцизных сборов от крепкого алкоголя в пользу пива, и сейчас доля пива составляет почти половину всех акцизов на алкоголь, что нехарактерно для большинства стран-членов ОЭСР.

Высокое значение коэффициента собираемости в России говорит о достаточно высоком качестве налогового администрирования и, косвенно, о незначительности теневого сектора в данном сегменте рынка. Однако начало негативной динамики коэффициента совпало с трехкратным ростом акцизов в 2010 году. Источник: расчеты авторов на основании данных ЕС, Налогового Кодекса РФ и Федерального казначейства РФ

В России традиционно остро стоит проблема неформальных продаж крепкоалкогольных напитков, так как теневой сектор сопоставим с официальными продажами крепких напитков. Источник: расчеты авторов на основании данных ЕС, Налогового Кодекса РФ и Федерального казначейства РФ

В 2010 г. впервые акцизные отчисления с пива превысили аналогичные поступления от обложения крепкого алкоголя. Источник: расчеты авторов на основании данных Федерального казначейства РФ

Акциз на пиво, производимое в территории России, полностью поступает в региональные бюджеты. По итогам 2011 года имели поступления от акцизов 73 субъекта РФ, и только в 7 из них поступления от акцизов в совокупных доходах регионального бюджета превысили 5%.

ВЫВОДЫ o Было обосновано, что фискальная функция акцизной политики не является основным фактором, влияющим на изменение уровня ставок. o Структура поступлений от акцизов по видам алкогольных напитков в России существенно отличается от общемировой практики. o Для бюджетов субъектов РФ поступления от акцизов на алкогольные напитки малозначимы. o Индексация акцизных ставок должна сопровождаться принятием действенных мер администрирования, чтобы снизить вероятность дальнейшего роста теневого сектора и, как следствие, сокращения общих налоговых поступлений отрасли.

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОДАЖЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В МИРЕ

Среди стран с высоким уровнем строгости алкогольной политики выделяются страны северной Европы, однако Россия вошла в группу со средним уровнем строгости алкогольной политики, в которую были отнесены страны с наибольшим удельным потреблением пива и вина. Источник: WHO «Alcohol Policy Report», 2011 Группирование осуществлялось по 6 основным факторам: наличие контроля за производством и распространением; контроль дистрибуции; наличие минимального возраста для продажи алкоголя; контроль в области рекламы и продвижения продукции на рынок; общественный контроль (движение трезвенников, социальная реклама и т.д.); наличие государственной политики в области ограничения употребления алкоголя.

Ужесточение политики в области увеличения минимального возраста употребления алкоголя, контроля маркетинга, общественного контроля, проверки водителей и одновременное снижение уровня контроля за производством и дистрибуцией алкоголя стали следствием, с одной стороны, экономического роста, увеличения производства и развития новых форм рекламы, а с другой стороны, сильными общественными движениями. Примечание: 0 баллов - это низкий уровень внимания к проблеме, а 3 балла - высокий. Источник: по данным Еврокомиссии

Греция Италия Испания 16+ Австралия Новая Зеландия Финляндия Великобритания Швеция Норвегия Чехия Венгрия Польша Словакия Чили Мексика Израиль Франция Ирландия Португалия Белоруcсия Украина Россия Германия Бельгия Голландия Австрия Казахстан 18+ США Исландия Канада Южная Корея Япония Германия Бельгия Италия Голландия Испания Австрия Греция 16+ Австралия Новая Зеландия Финляндия Великобритания Швеция Чехия Венгрия Польша Словакия Чили Мексика Израиль Франция Ирландия Португалия Белоруcсия Украина Россия Казахстан 18+ США Норвегия Исландия Канада Южная Корея Япония Пиво и Вино Крепкоалкогольные напитки

В условиях открытости мировой экономики, совершенствующейся логистики и модернизации таможенных правил монополии теряют смысл, терпя убытки и страдая от рынка нелегального распространения алкоголя. Лицензия на производство и продажу действует в большинстве стран, в том числе России.

В странах с низким уровнем алкогольной политики практически полностью отсутствуют ограничения в области розничной продажи алкогольных напитков. Однако в настоящее время происходит ужесточение данных ограничений в большинстве стран мира, что обусловлено устоявшимся мнением о том, что лишь жесткие меры могут оградить общество от чрезмерного употребления алкоголя.

ВЫВОДЫ o Строгость алкогольной политики неразрывна связана с типом потребления и должна отражать запрос общества на те ограничения, которые могут быть применимы в зависимости от социальных, культурных, исторических и религиозных факторов. o Ограничения в области рекламы и продажи алкоголя доказали свою эффективность, за исключением установления государственной монополии в области продажи и производства алкоголя. o Опыт применения ограничений в области алкогольной политики в России соответствует мировым тенденциям, однако применимость большинства ограничений затруднена из-за сложностей законодательства, правового нигилизма и низкого уровня государственного контроля за их исполнением этих ограничений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКЦИЗНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Потенциал повышения ставок на пиво без существенной потери потребителей варьируется в пределах 1,2-1,5 раз в сопоставимых ценах к уровню 2012 года. Избыточная акцизная нагрузка приведет к падению производства пива и, как следствие, сокращению спроса на изделия смежных отраслей. Опережающими темпами оправдано индексировать ставки акциза на крепкий алкоголь (повысить ставку в 2,3-2,8 раза в сопоставимых ценах к уровню 2012 г.). Такая модель обложения будет способствовать сокращению объемов потребления крепкого алкоголя и в итоге может привести к сжатию отрасли за счет переориентации легального производства на более дорогой товарный сегмент. Однако в отсутствие эффективной системы контроля за оборотом спирта и крепкого алкоголя возможно расширение доли теневого сектора. В отношении вина представляется оправданным либо не повышать ставки акциза в ближайшие 3-5 лет, либо индексировать ставку на уровне инфляции, что будет способствовать развитию отечественного виноделия и повышению объема потребления вина. Минимально оправданное соотношение ставки акцизов на пиво и крепкий алкоголь за 1 литр готовой продукции составляет 1:11, желательное соотношение 1:18. Потенциал повышения средней розничной цены для пива не более 20%, для крепких напитков – 1,5-2,0 раза.

Сценарий 1-я пол я пол Пиво (руб. за литр готовой продукции ) Налоговый Кодекс РФ * Предлагаемый вариант индексации 21 Крепкий алкоголь (руб. за литр этилового спирта) Налоговый Кодекс РФ * Предлагаемый вариант индексации * согласно логике индексации по НК РФ. Источник: расчеты авторов, Налоговый Кодекс РФ

Объем реализации, млн дал ПивоНалоговый кодекс РФ 940,9919, ,5 Предлагаемый вариант индексации ,1 Крепкий алкоголь Налоговый кодекс РФ 139,3 128,8121,9117,5 Предлагаемый вариант индексации 119,9108,2102,7 Объем поступлений от акцизов, млрд руб. ПивоНалоговый кодекс РФ 126,5148,3 169,9187,2 Предлагаемый вариант индексации 169,9179,7 Крепкий алкоголь Налоговый кодекс РФ 111,9 129,3146,9165,1 Предлагаемый вариант индексации 144,5173,8195,9 Источник: расчеты авторов, Налоговый Кодекс РФ