Часть 1. Пленарное заседание «РЕГИОНЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА» 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Advertisements

Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
НАМИКС НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МАЛОЭТАЖНОГО И КОТТЕДЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
Сентябрь, 2015 Меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в рамках Стратегии развития МСП в России.
ПРОЕКТ «Реструктуризация моногородов». Цели и задачи проекта Установление перечня моногородов Пермского края и находящихся в них градообразующих предприятий.
Транксрипт:

Часть 1. Пленарное заседание «РЕГИОНЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА» 1

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Проекты в области доступного жилья (приток денежных средств в регионы) Проекты в области транспортной инфраструктуры (приток денежных средств в регионы) Повышение доверия в совместных выступлениях власти с коммерческими структурами (возможность получения финансирования) 2

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Посредничество во взаимодействии с федеральным центром в части использования федеральных ресурсов для стимулирования развития экономики Создание социальной комфортной среды для жителей регионов (увеличение привлекательности региона для новых инвестиций) Избирательная поддержка наиболее перспективных и значимых (катализаторов развития для других) сфер бизнеса 3

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Максимально активная работа с федеральным центром по получению финансирования в рамках правительственной антикризисной программы Использование антикризисного потенциала развития инфраструктуры Использование инструментов государственно-частного партнерства на уровне регионов и муниципалитетов 4

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Формирование перечня проектов для долгосрочной реализации Организация концессионных проектов Анализ рисков инвестиционных проектов и принятие мер по их снижению Тарифное регулирование и налоговые каникулы для долгосрочных проектов 5

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Создание системы стратегического планирования как инструмента согласования интересов всех взаимодействующих субъектов и института для управления процессами развития Обеспечение учета стратегических приоритетов в бюджетном процессе Обеспечение актуальности схем территориального планирования 6

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Правильная организация градостроительства в изменившихся условиях финансирования Обеспечение качества и привлекательности градостроительной документации Выравнивание социально-экономического развития прилегающих территорий (создание агломераций и т. п.) Создание более «свободных» условий для бизнеса 7

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Развитие региональных интермодальных транспортных узлов Фокусирование внимания на ответственности регионального уровня Снижение административных барьеров и «оврагов» (получение разрешений на строительство и т. п.) Снижение необходимой величины «транзакционных издержек» 8

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Не допускать роста безработицы до уровня социальных и политических потрясений Страхование в случае потери работы Оптимизации системы профессиональной подготовки специалистов с учетом потребностей будущего Содействие созданию новых рабочих мест с перспективой долгосрочного их функционирования 9

Факторы влияния на ситуацию на региональном уровне Создание благоприятной среды для инновационных инициатив Обеспечить решение нарастающих социальных проблем в моногородах Обеспечить высокий уровень инвестиций в инфраструктуру и образование Содействовать созданию предпосылок диверсификации экономики области 10

Часть 2. Предложения по итогам круглых столов 11

Круглый стол 1. Конкурентоспособность промышленного сектора экономики и меры повышения производительности труда на примере Свердловской области Модераторы: Ж. Богетич, главный экономист Всемирного банка в России, А. Газарян, руководитель Школы демократии и управления (Литва) Проблемные областиНаправления поиска решений Трудно и дорого получить деньги Социальные проблемы моногородов связывают руки бизнесу Госзаказы на областном уровне Поощрение приобретения материалов и оборудования у местных производителей 12

Круглый стол 1. Конкурентоспособность и производительность труда Проблемные областиНаправления поиска решений В программных документах на федеральном уровне не акцентируется приоритет развития промышленности Отсутствует механизм оценки предприятий по эффективности и перспективности для предоставления приоритетов Лицензии на обучение менеджерского персонала выдаются недостаточно профессиональным институциям Лоббирование интересов только наиболее эффективных предприятий Содействие предприятиям в приобретении новых технологий Приближение науки к производству Принятие мер по обеспечению экономической обеспеченности цен и тарифов на услуги естественных монополий Закладывание в бюджет участие в зарубежных выставках 13

Круглый стол 2. Монопрофильные города: что дальше? Модераторы: Р. Панов, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации, Б. Столяров, директор Института региональной политики Проблемные областиНаправления поиска решений Монозависимость бюджетов муниципалитетов от предприятий Сброс социальных обязательств бизнеса на муниципальный уровень Низкая профессиональная и социальная мобильность населения Низкий предпринимательский тонус Проекты реиндустриализации и деиндустриализации. Технопарки, торговые и бизнес-центры Возвращение в Налоговый кодекс норму об участии муниципалитета в налоге на прибыль Проекты ГЧП в коммунальном секторе и социальные концессии 14

Круглый стол 2. Монопрофильные города: что дальше? Проблемные областиНаправления поиска решений Низкое качество ЖКХ-услуг и нереализация рыночного потенциала сектора Недоиспользование инструментов ГЧП на муниципальном уровне, невовлеченность частного сектора Дефицит менеджерского потенциала на муниципальном уровне Дефицит инвестиционных инструментов на региональном и муниципальном уровнях Создание муниципальных резервных фондов Региональные и федеральные программы переселения излишней рабочей силы Разработка стратегических программ для моногородов, поиск новой специализации и новых экономических задач Формирование стратегических рабочих групп и центров на муниципальном уровне 15

Круглый стол 2. Монопрофильные города: что дальше? Проблемные областиНаправления поиска решений Недоиспользование потенциала деиндустриализации Тенденция смещения приоритетов от моногородов в агломерации – выживут только сильнейшие Моногорода – убывающие города, выживут только конкурентоспособные Усиление территориальной мобильности населения Выработка стратегии работы с немобильным населением. PR смены стиля жизни Разработка программ занятости населения Образовательные программы для муниципальных кадров Специальность «менеджмент оживления территорий», обучение технологиям привлечения инвестиций 16

Круглый стол 2. Монопрофильные города: что дальше? Проблемные областиНаправления поиска решений Неадекватность налогово- бюджетной системы в России, неразнообразные источники доходов, низкая устойчивость бюджетов Зависимость моногородов от теплоснабжения заводов и другие виды социальной нагрузки на бизнес Неадекватный расчет бюджетной обеспеченности в моногородах – региональная власть занижает показатели Рекреационные проекты в моногородах Региональный банк brown-fieldов – предприятия-площадки для привлечения инвестиций 17

Круглый стол 2. Монопрофильные города: что дальше? Проблемные областиНаправления поиска решений Трансфертное ценообразование в холдингах, моногорода как cost- center Ограничения развития малого и среднего бизнеса, зависимость от крупного предприятия Избыточная централизация политической системы 18

Круглый стол 3. Кадры реального сектора: кто нужен корпорациям в новых условиях? Современная модель профессионального образования в Свердловской области Модератор: А. Волков, ректор московской школы управления «Сколково» Проблемные областиНаправления поиска решений Демографическое сжатие Низкая конкурентоспособность российского образования на глобальном рынке Нет массового запроса на образование, превалирует запрос на диплом Необходимо выработать видение структуры квалификационного капитала: какие компетенции нам понадобятся в перспективе 5-10 лет? Образовательный форсайт 19

Круглый стол 3. Кадры реального сектора Проблемные областиНаправления поиска решений Нет прозрачных механизмов участия региона в управлении высшим образованием Бизнес и представители образования говорят на разных языках Современные образовательные учреждения – крупные корпорации, управляющие человеческим капиталом. Качество менеджмента не соответствует задачам, которые ставит инновационная экономика перед ВУЗами. Структурный сдвиг в региональной политике в области образования – нужно иметь свою модель, не дожидаясь ее от федерального центра. Пилотные проекты профессионального образования в регионах Налоговая политика: отнесение на себестоимость подготовки кадров Самостоятельность и ответственность образовательных учреждений 20

Круглый стол 4. Финансовый рынок в период кризиса – вызовы и возможности Модератор: А. Шаронов, управляющий директор группы компаний «Тройка диалог» Проблемные областиНаправления поиска решений Инструментов помощи банкам и компаниям мало – по сути, только гарантии и субсидии процентных ставок. Остальные носят консультативный характер Государство и Центральный банк решили только проблему ликвидности Высокая стоимость кредитов Государству необходимо комплексно решать проблему кредитования Необходимо увеличить объем гарантийных фондов, создаваемых региональными правительствами и банками Решить проблему плохих долгов – расчистка балансов банков 21

Круглый стол 4. Финансовый рынок в период кризиса Проблемные областиНаправления поиска решений Высокие ставки кредитования – следствие высокого уровня рисков Немногие банки имеют доступ к дешевым и долгосрочным кредитам государства. В экономике мало «длинных денег» У региональных властей нет инструментов для оперативного реагирования на ситуацию Бизнес приходит в банки не с новыми проектами, а за рефинансированием старых Банкам следует переходить от кредитования отдельных компаний к кредитованию цепочек предприяти Механизм конвертации долга в акции могли бы снизить банковские риски Необходимо удовлетворить потребность в кредитовании M&A Развитие финансовых институтов, работающих во всем мире, например, работа с деньгами пенсионных фондов 22

Круглый стол 4. Финансовый рынок в период кризиса Проблемные областиНаправления поиска решений Кредитование станет менее доступным во всем мире Ухудшилась репутация российских заемщиков за рубежом Деньги, которые дали банкам лишь решили проблему ликвидности – слишком короткие и дорогие – не могут быть конвертированы в кредиты Гарантийные фонды – критично малы – механизм не работает (надо в раз больше) Предотвращение кризиса плохих долгов путем капитализации банков или изменения норматива достаточности капитала Расширение продуктовой линейки финансового сектора 23

Круглый стол 5. Перспективы развития городов России в условиях кризиса Модератор: А. Маркарян, президент Национальной ассоциации девелопмента Проблемные областиНаправления поиска решений Отрасль начала «хромать» в момент принятия Земельного и Градостроительного Кодексов, которые являются препятствием для развития отрасли Проблема отведения земель под жилищную застройку Проблема регулирования ценообразования государством (30 тыс. рублей за кв. м) Увязка градостроительного планирования с социально- экономического стратегирования регионов Сквозное планирование, не отделение градостроительства от общей вертикали планирования – от страны до города 24

Круглый стол 5. Перспективы развития городов России Проблемные областиНаправления поиска решений Чрезмерное влияние правоохранительных органов на деятельность отрасли Бюрократизация Вертикаль управления в архитектуре, вертикальная соподчиненность на региональном и муниципальном уровне Возврат к адресному выделению земли под жилищную застройку Внесение изменений в Градостроительный и Земельный кодекс Развитие методологии градостроительства 25

Круглый стол 5. Перспективы развития городов России Проблемные областиНаправления поиска решений Усиление архитектурного и градостроительного надзора (не средствами Прокуратуры) Модернизация ФЗ ст. 214 Создание рынка наемного жилья Развитие ипотеки Внимание к культурной и социальной составляющей развития городов Создания комфортной среды обитания для каждого человека 26

Круглый стол 6. Региональные и муниципальные бюджеты в период кризиса: снижение доходных поступлений и рост социальных обязательств Модератор: В. Климанов, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Проблемные областиНаправления поиска решений Единственный дополнительный источник доходов в условиях кризиса – развитие малого бизнеса, но объемы его поддержки недостаточны для его развития Нужно идти на еще более жесткое сокращение расходов, в т. ч. через реструктуризацию бюджетной сети (с пониманием наличия ряда ограничений) Необходимость формирования финансовых резервов с целью упреждения кассовых разрывов 27

Круглый стол 6. Региональные и муниципальные бюджеты Проблемные областиНаправления поиска решений Активизация деятельности надзорных органов по отношению к бюджетным учреждениям Проблемы дефицита и отсутствия системы сбора информации для принятия решений об антикризисной поддержке Состояние местных бюджетов в условиях кризиса менее плачевно, чем регионального бюджета Необходимость корректировки межбюджетных отношений (регион- муниципалитет) с расширением ручного управления, оказания помощи наиболее пострадавшим муниципалитетам Нужно ввести систему стимулирующих налоговых льгот, в т. ч. по налогу на прибыль Необходимость повышения открытости процесса бюджетного планирования для различных групп интересов (расширение практики нулевого чтения) 28

Круглый стол 6. Региональные и муниципальные бюджеты Проблемные областиНаправления поиска решений Отказ от трехлетнего бюджета в условиях кризиса мера вынужденная, но необходимая Дополнительные инициативы федералов, в т. ч. в системе налогообложения, нередко увеличивают риски неисполнения региональных и муниципальных бюджетов Необходимость осторожных действий при монетизации льгот в условиях кризиса Состыковка процесса стратегического и бюджетного планирования Найти инструменты ограничения требований к бюджетным учреждениям от надзорных структур Для ограничения бюджетных расходов – возможное временное установление лимитов меньше утвержденного бюджета Активизировать работу по обращению к федеральному центру за дополнительной финансовой помощью 29