Евгений ЗАРЕЧКИН «Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты»
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » Университеты как научно-образовательные центры Подготовка научных кадров (секция 3) Дополнительное обучение, МBА Послевузовское обучение, докторантура Другие вузы НОЦ в узком смысле как составная часть исследовательских и внедренческих кластеров НИИ Корпоративные научно- исследовательские центры и проектные бюро Транспортные университеты (НОЦ в широком смысле) Академическое сотрудничество, международные связи и соглашения Исследо- вания и внедрение
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » Отдельные компании-участницы международного рынка транспортных услуг (конечная цель - интероперабельность) Государство ____________________________________ Кластерные НОЦ национального масштаба (например, МИИТ – ВНИИЖТ), имеющие конечного заказчика первых двух категорий Инженерно-технические исследования с опосредованным выходом на железнодорожный транспорт: Двустороннее межуниверситетское сотрудничество (МИИТ-УТТ) В рамках международных программ (TEMPUS ) Отдельные компании-участницы международного рынка транспортных услуг (конечная цель - интероперабельность) Государство ____________________________________ Кластерные НОЦ национального масштаба (например, МИИТ – ВНИИЖТ), имеющие конечного заказчика первых двух категорий Инженерно-технические исследования с опосредованным выходом на железнодорожный транспорт: Двустороннее межуниверситетское сотрудничество (МИИТ-УТТ) В рамках международных программ (TEMPUS ) Компании-участницы международного рынка транспортных услуг совместно (центр международной логистики и управления цепями поставок ДБ и ОАО «РЖД»; многостороннее университетское сотрудничество, кластеры по отдельным НИР, в том числе в сфере интероперабельности) Международные железнодорожные организации (МСЖД) Профессиональное сообщество, платформа профессиональных коммуникаций (е-издания, печатные издания, базы данных открытого доступа). _______________________________________ Международные исследования с четкой железнодорожной направленностью (TEMPUS, рамочные программы ЕС/EU Framework programmes, транспортная комиссия ЕС ) с участием отдельных НОЦ или международных консорциумов Компании-участницы международного рынка транспортных услуг совместно (центр международной логистики и управления цепями поставок ДБ и ОАО «РЖД»; многостороннее университетское сотрудничество, кластеры по отдельным НИР, в том числе в сфере интероперабельности) Международные железнодорожные организации (МСЖД) Профессиональное сообщество, платформа профессиональных коммуникаций (е-издания, печатные издания, базы данных открытого доступа). _______________________________________ Международные исследования с четкой железнодорожной направленностью (TEMPUS, рамочные программы ЕС/EU Framework programmes, транспортная комиссия ЕС ) с участием отдельных НОЦ или международных консорциумов Заказчики (потребители) и формы совместной научно- исследовательской деятельности
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » Персонал и человеческие ресурсы как предмет исследований Основные направления деятельности и исследований МСЖД: - …окружающая среда; - … грузоперевозки; - … подвижной состав; - … научные исследования (примерно та же повестка). * В программе развития транспорта в ЕС до 2050 г. проблематика ЧР также прямо не представлена. Руководимые государствами-членами рабочие группы Вспомогательные виды деятельности: Подготовка и оценка персонала и его профессиональных компетенций (training, всемирный конгресс 2011 года) Платформа развития профессиональных навыков (Expertise development platform) на базе инициативы обучающих организаций. Основные направления деятельности и исследований МСЖД: - …окружающая среда; - … грузоперевозки; - … подвижной состав; - … научные исследования (примерно та же повестка). * В программе развития транспорта в ЕС до 2050 г. проблематика ЧР также прямо не представлена. Руководимые государствами-членами рабочие группы Вспомогательные виды деятельности: Подготовка и оценка персонала и его профессиональных компетенций (training, всемирный конгресс 2011 года) Платформа развития профессиональных навыков (Expertise development platform) на базе инициативы обучающих организаций. Управление и развитие человеческих ресурсов как уникальная и комплексная предметная область исследований и деятельности не представлены в должном объеме Возможность обеспечить синергетический эффект единых методологий обучения Единый подход к определению профессиональных навыков персонала и условиям их развития: - условие интероперабельности; - очень близкий набор компетенций на сравнимых должностях вне зависимости от страны трудовой деятельности; - обеспечение аналогичного понимания перевозочного процесса, безопасности; знания единых регламентов; - важность обмена опытом, профессиональными знаниями, профессионально схожие проблемы Единый подход к определению профессиональных навыков персонала и условиям их развития: - условие интероперабельности; - очень близкий набор компетенций на сравнимых должностях вне зависимости от страны трудовой деятельности; - обеспечение аналогичного понимания перевозочного процесса, безопасности; знания единых регламентов; - важность обмена опытом, профессиональными знаниями, профессионально схожие проблемы В чем их важность и специфика для железных дорог?
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » Формирование повестки дня для развития поля международного сотрудничества -Выявление заинтересованных организаций-работодателей и научно- образовательных организаций -Определение основных направлений деятельности и исследований МСЖД в формате международной встречи, семинара или конференции -Создание рабочих групп с широкой представленностью работодателей -Организационное оформление деятельности в рамках МСЖД -Решение организационных вопросов и поиск источников финансирования (работодатели, МСЖД, программы и комиссии ЕС) -Возможность организации работы по кластерному принципу с распределением конкретных направлений или секторов работы -Выявление заинтересованных организаций-работодателей и научно- образовательных организаций -Определение основных направлений деятельности и исследований МСЖД в формате международной встречи, семинара или конференции -Создание рабочих групп с широкой представленностью работодателей -Организационное оформление деятельности в рамках МСЖД -Решение организационных вопросов и поиск источников финансирования (работодатели, МСЖД, программы и комиссии ЕС) -Возможность организации работы по кластерному принципу с распределением конкретных направлений или секторов работы
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » Возможное перспективное направление: Единая рамка квалификаций для железнодорожных профессий – В России и ЕС (с 2008 года) ведется разработка единой рамки квалификаций. Составная часть – компетенции, навыки, знания, требования к образованию Совместная работа для железнодорожных должностей 8 уровней (в Великобритании + 9 «входной» уровень) соответствия образованию с описанием ключевых компетенций ЕС Единая рамка квалификаций, ключевые компетенции Разработка подробного описания по ряду профессий ( например, инженерная экология в рамках TEMPUS с некоторым акцентом на требования к содержанию обучения ) Страны ЕС Национальные рамки квалификаций Отнесение должностей к уровням и разработка описания квалификаций (только в Дании пока есть по «морской бакалавр») Россия федеральные образовательные стандарты, разработка профстандартов по отраслям ОАО «РЖД» начинает эту работу
Евгений ЗАРЕЧКИН « Интеграция транспортной науки: потенциал транспортных научно-образовательных центров и профессиональные аспекты » - Изначальное упрощение работы отдельных стран за счет определения и проработки той части квалификаций, которая может быть унифицирована, при том что в дальнейшем каждая страна может учитывать свою специфику в национальных рамках квалификации - Учет единых минимальных требований к квалификации персонала при трансграничном движении и организации международных логистических цепей, транспортных коридоров, в целях безопасности перевозок, единых стандартов для трудоустройства в транснациональных совместных предприятиях или за рубежом (профессиональные и «мягкие» компетенции, языковые требования) - Механизм учета требований работодателей к содержанию подготовки при обучении в учебных заведениях - Учет различий в организации подготовки (наличие железнодорожных специальностей в СНГ и дообучение при трудоустройстве в ЕС выпускников инженерных факультетов) и создание базы для расширения международного сотрудничества в подготовке персонала, развития системы академических кредитов, практики «двойных» дипломов, совместной аспирантуры (cotutelle, codirection / joint degrees, co-tutoring) - Наличие международной организации, которая могла быть стать партнером, спонсором или функциональным заказчиком проекта - Изначальное упрощение работы отдельных стран за счет определения и проработки той части квалификаций, которая может быть унифицирована, при том что в дальнейшем каждая страна может учитывать свою специфику в национальных рамках квалификации - Учет единых минимальных требований к квалификации персонала при трансграничном движении и организации международных логистических цепей, транспортных коридоров, в целях безопасности перевозок, единых стандартов для трудоустройства в транснациональных совместных предприятиях или за рубежом (профессиональные и «мягкие» компетенции, языковые требования) - Механизм учета требований работодателей к содержанию подготовки при обучении в учебных заведениях - Учет различий в организации подготовки (наличие железнодорожных специальностей в СНГ и дообучение при трудоустройстве в ЕС выпускников инженерных факультетов) и создание базы для расширения международного сотрудничества в подготовке персонала, развития системы академических кредитов, практики «двойных» дипломов, совместной аспирантуры (cotutelle, codirection / joint degrees, co-tutoring) - Наличие международной организации, которая могла быть стать партнером, спонсором или функциональным заказчиком проекта Целесообразность совместной деятельности