Михаил Дмитриев, Президент Центра стратегических разработок Красная Поляна30 мая 2013 года Оценка экономических эффектов от развития ВСМ в свете международного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Железнодорожные пассажирские перевозки: конкурентоспособность и социальная ответственность Первый вице-президент ОАО «РЖД» А.С. Мишарин Пассажирский форум-2013.
Advertisements

Екатеринбург как звено логистической цепи в грузопотоке Европа - Азия Студент: Кочуров Е.В. ФЭУ – 413 Научный руководитель: доцент Евгений Николаевич Щепёткин.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва – Казань – Екатеринбург» (ВСМ-2) © ОАО «Скоростные магистрали» ОАО «Ленгипротранс»
Регулируемый сегмент Page 2 ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Московско-Тверская ППК» ООО «Аэроэкспресс» ООО «Региональный экспресс»
Москва 2008 Перспективы развития Воронежского региона в свете реализации инфраструктурного концессионного проекта М-4 «Дон»
Siemens.com/answers© Siemens LLC 2014 All rights reserved. « Макроэффекты высокоскоростного и скоростного сообщения » Президент «Сименс» в России, Др.
МВА large e0a64c5 rnet.ru/images/attach/c/6/92/496/ large e0a64c58ac69c633305ce947d91a3 c96.jpg8ac69c633305ce947d91a3c96.jpg КАК СПАСТИ.
Экономический раздел. Содержание 1.Анализ экономической ситуации «с» проектом и «без» проекта 2.Исходные предпосылки для проведения экономического анализа.
1 Проектирование и строительство мультимодального логистического центра в поселке Смышляевка Самарской области.
Проект « БЕЛКОМУР » - проект экономической интеграции и развития северных регионов России.
ВЫСТУПЛЕНИЕ президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина на Первом ежегодном российском форуме по развитию стратегической инфраструктуры «Роль железнодорожного транспорта.
Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕГИОН ВОЗМОЖНОСТЕЙ. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА: на юго-востоке Европейской части России в центре Приволжского федерального округа.
Перспективы развития транспортной инфраструктуры Украины Заместитель Министра инфраструктуры Украины Владимир Корниенко 1.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
LOGO PowerPoint Template О долгосрочной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности на годы»
Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2015 год.
Тенденции развития логистики в России и мире 1 Выставка Магазин.Логистика.Склад.2012.г.Пермь.
Комитет по транспорту. Подготовлено студенткой IV курса факультета инноватики Павловой Ангелиной.
« Предложения по формированию автотранспортной инфраструктуры в Республике Хакасия » Выполнил: Мальцев Андрей Александрович.
Транксрипт:

Михаил Дмитриев, Президент Центра стратегических разработок Красная Поляна30 мая 2013 года Оценка экономических эффектов от развития ВСМ в свете международного опыта ФОРУМ 1520 Секция «Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения»

Экономические эффекты от инвестиций в создание ВСМ 2 Традиционные экономические оценки инвестпроектов учитывают в основном прямые эффекты, но для проектов развития скоростного пассажирского движения в стране, решающую роль играют внешние общие экономические эффекты Методология оценки некоторых наиболее значимых общеэкономических эффектов до недавнего времени отсутствовала. Это вело к систематической недооценке реальной эффективности проектов. С учетом внешних эффектов, оценка Государством многих проектов на железнодорожном транспорте, включая проекты ВСМ, должна кардинально поменяться Анализ эффективности должен проводиться не только по отдельным проектам ВСМ, но и в общесетевом масштабе, с учетом системных эффектов от развития скоростного и высокоскоростного движения ЦСР в настоящее время разрабатывает методику такого анализа с участием ведущих научных учреждений страны

Динамика прироста пассажиропотока на ВСМ и ценовая эластичность переключения между различными видами транспорта % 20-40% 4-7% Азия Европа Прирост пассажиропотока на ВСМ в Европе и Азии Структура прироста пассажиропотока на ВСМ Класс поездки БизнесСтандарт Париж - Марсель1,772,63 Мадрид - Севилья1,291,81 Франкфурт - Гамбург1,432,17 Рим - Милан2,322 Отношение стоимости поездки самолетом и ВСМ Ценовая эластичность переключения пассажиропотока между видами транспорта (европейский опыт) Традиционные авиаперевозки - ВСМ С ВСМ на авиаС авиа на ВСМ 0,5281,224 Бюджетные авиаперевозки - ВСМ С ВСМ на авиаС авиа на ВСМ 0,5280,6 Источник: Gines de Rus. Economic Analysis of HSR in Europe Источник: IATA Источник: International Union of Railways

Максимальная привлекательность ВСМ для пассажиров в Европе – расстояния км. В России на ВСМ переключится значительная часть пассажиропотока на таких маршрутах как Москва – Казань, Москва – Воронеж, Ростов – Краснодар и др. Создание ВСМ в России приведет не только к «переключениям» пассажиропотока с одного вида транспорта на другой, но и обеспечит прирост пассажиропотока в том числе и на авиационном транспорте за счет прохождения ВСМ через крупнейшие аэропорты страны ВСМ обеспечит максимальный комфорт путешествий и повысит пространственную мобильность жителей России Сегмент максимальной конкурентоспособности ВСМ для пассажиров Зависимость времени в пути от расстояния для разных видов транспорта в Европе и Японии До ВСМ (1980)После ВСМ Париж – Лион (1997) Авто29%21% ЖД40%3% ВСМ0%70% Авиа31%6% Мадрид – Севилья (2002) Авто44%30% ЖД16%1% ВСМ0%61% Авиа40%8% Гамбург - Франкфурт-на-Майне (2000) Авто67%45% ЖД23%3% ВСМ0%48% Авиа10%4% Изменение структуры пассажиропотока на различных видах транспорта в связи с появлением ВСМ 4 Источник: Gines de Rus. Economic Analysis of HSR in Europe

Австрия Бельгия Франция Германия Италия Япония Корея Нидерланды Испания Тайвань млн на 1 км Стоимость строительства и эксплуатации ВСМ (европейский опыт) кмБельгияФранцияИталияИспания Обслуживание пути13,843,7%19,1467,3%5,9446,0%13,5340,4% Элекстрификация2,588,1%4,2114,8%2,4619,0%2,998,9% Система безопасности3,2510,3%5,0717,8%4,5235,0%8,6525,9% Телекоммуникации1,203,8%00,0%0 5,6416,8% Прочее10,8234,2%00,0%0 2,657,9% Всего32100%28100%13100%33100% Источник: International Union of Railways Затраты на создание 1 км новой ветки ВСМ (разброс между максимальным и минимальным значениями Эксплуатационные затраты на ВСМ, тыс. на 1 км

Прямые и косвенные бюджетные расходы на обеспечение работы различных видов транспорта (опыт Евросоюза) Внешние издержки различных видов транспорта (опыт Евросоюза) ВСМ – путь к снижению совокупных бюджетных расходов на транспорт Помимо прямых затрат на поддержание инфраструктуры государство несет косвенные затраты или терпит убытки, связанные с : Дополнительными расходами на здравоохранение в связи с ухудшением состояния окружающей среды Потерями в производительности труда в результате транспортных аварий, потери времени в пробках Деградацией городской среды в связи с отчуждением территории для нужд транспорта Косвенные затраты бюджета, связанные с эксплуатацией ВСМ ниже, чем у автомобильного и железнодорожного транспорта 6 Источник: INFRAS/IWW, 2004; EAA, 2007

Прямые и внешние эффекты развития железных дорог 7

ОПТИМИЗАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ ПО ВСЕЙ СЕТИ С УЧЕТОМ ПРОЕКТОВ ВСМ ТРАССА ВСМ АВТОТРАССЫ ПОДВОЗ АВТОМОБИЛЬНЫ М ТРАНСПОРТОМ ПОДВОЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ АВИАЦИЕЙ СТЫКОВКА ВСМ С КРУПНЕЙШИМИ АЭРОПОРТАМИ РОСТ ПАССАЖИРОПОТОКА МЕЖДУ ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ СТАНЦИЯМИ ВСМ ПОДВОЗ ПРИГОРОДНЫМИ ПОЕЗДАМИ К ХАБАМ ВСМС ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ УСКОРЕНИЕ ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ УСКОРЕННЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ВСМ КРУПНЫЙ ГОРОД 1 КРУПНЫЙ ГОРОД 2 РАЗГРУЗКА АВТОДОРОГ РАЗГРУЗКА ГРУЗОВЫХ МАГИСТРАЛЕЙ И ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК Общесетевые и мультимодальные эффекты развития ВСМ 8

Сценарий минимальных инвестиций: ВСМ соединяет Лондон и густонаселенный район Вестерн Мидленд с конечной станцией в Бирмингеме Сценарий максимальных эффектов: ВСМ соединяет Лондон и Бирмингем, далее через Лидс и восточное побережье доходит до Эдинбурга и Глазго. Также строится ответвление на Манчестер Экономическая эффективность ВСМ с учетом прямых и косвенных выгод (на примере проектируемой ВСМ в Великобритании Сценарии создания ВСМ в Великобритании Рассчитанные эффекты от создания ВСМ (млрд £) Сценарий 1Сценарий 2 Чистый доход4,920,6 Положительные внешние эффекты22,764,4 Высвобождение пропускной способности транспортной системы24,8 Совокупный доход29,689,8 Капитальные затраты8,627,7 Чистые операционные затраты5,716,3 Совокупные издержки14,344 NPV15,345,8 Источник: International Union of Railways Оценка сэкономленного времени – один из подходов к расчету внешних эффектов ВСМ тип пассажира £ чел в час Туристы4,46 Транзитные5,04 Командировочные39,96

ВСМ - новый драйвер экономического роста регионов России (на основании зарубежного опыта) Создание высоко производительных рабочих мест в промышленности и бизнес- услугах Децентрализация офисов крупных компаний Привлечение частных инвестиций в развитие территорий вокруг станций ВСМ, формирование в городах новых центров экономического роста Прирост туристического потока Информационные технологии12,4% Бизнес-услуги6% Туризм5,5% Промышленность1,7% Строительство1,6% Превышение темпов роста различных отраслей в экономике над средними по стране в городах, через которые проходят ВСМ Ускорение темпов экономического роста крупнейших городов Выравнивание зарплат между крупнейшими городами и соединенными ВСМ соседними региональными центрами Выравнивание зарплат между центральными и периферийными муниципальными образованиями в границах агломераций Бэк или фронт офисы крупных компаний, выведенные из Парижа в провинциальные города Франции, соединенные ВСМ (суммарная площадь офисных помещений по 5 крупнейшим городам) 10 Источник: INFRAS/IWW, 2004; EAA, 2007 Источник: International Union of Railways

Экономические эффекты развития агломераций за счет создания ВСМ 11 В результате создания ВСМ несколько крупных городов могут стать одной агломерацией, если время в пути между ними составит не более 1,5 часов. Международный опыт показывает, что это приведет к следующим эффектам: 1. Эффект масштаба Увеличение численности населения агломерации в 2 раза за счет роста транспортной связности приводит к росту производительности труда на 3,4% Удвоение объемов промышленного производства приведет к росту производительности в промышленности на 4,5% 2. Эффект плотности Источник: World Bank; Henderson, Nakamura, 2005 – по эмпирическим данным городов Японии и Бразилии Двукратный рост плотности занятости в сфере услуг (на 1 кв. км) в результате комплексного развития прилегающей к станции ВСМ территории, приводит к приросту производительности на 5% в США и на 4,5% - в странах ЕС 3. Эффект диверсификации Рост индекса диверсификации структуры экономики за счет включения в агломерацию новых субцентров приводит к увеличению числа создаваемых фирм и росту выпуска в высокотехнологическом секторе Glaeser et al (1992) and Henderson et al (1995) Источник: Ciccone (2002)

Изменение системы расселения России в результате создания ВСМ Основные гипотезы исследования Ускорятся темпы экономического роста регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации, и рост их вклада в ВВП страны в целом за счет эффектов масштаба и роста пропускной способности транспортной сети Наибольший импульс к развитию получат отрасли экономики, связанные с интенсивным информационным обменом, в первую очередь, в частности, бизнес-услуги Ускорится рост численности населения регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации на трассе ВСМ, а внутри агломераций – рост численности населения субцентров и пригородов Создание ВСМ приведет к формированию 4 конурбаций с населением более 2 млн. чел 12

Исследование влияния ВСМ на развитие агломераций Межрег. миграции Маятниковые миграции в агломерациях Субурба- низация Анализ заруб. опыта влияния ВСМ на расселение Снижение транспортных издержек Расширение рынков труда, поставщиков и потребителей Оценка влияния ВСМ на расселение Доступность Москвы Анализ заруб. опыта влияния ВСМ на экономику агломераций Оценка влияния ВСМ на экономику Прогноз общего роста и пространственного выравнивания зарплат в агломерациях Прогноз изменения системы расселения в агломерациях Влияние на инвестиционную привлека- тельность Влияние на производи- тельность труда и объем выпуска Регио- нальный «дрейф» бэк- офисов Прогноз прироста ВРП, инвестиций, рабочих мест, бюджетных поступлений Прогноз изменения системы расселения 13

Предполагаемые методы сбора информации по агломерациям Полевые наблюдения автотранспорта в агломерациях Анализ пригородных Ж/Д перевозок Опросы населения в агломерациях Анализ СТП и космических снимков Анализ зарубежного опыта Интервьюирова ние малого бизнеса Анализ межрегиональн ых миграций по данным переписи Интервьюирова ние крупного и среднего бизнеса, в т.ч. иностранных инвесторов Анализ автомобильных грузопотоков и логистики Анализ динамики и структуры экономики муниципальных образований ИЭРТ ЦЭФИР Геофак МГУ Деловая Россия ОПОРА России Европейско-Азиатская логистическая ассоциация 14

- ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РАСШИВКИ УЗКИХ МЕСТ - БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ - МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА МЕЖОТРАСЛЕВАЯ БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ С РАЗБИВКОЙ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ С РАЗБИВКОЙ ПО ОКРУГАМ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРОВАЯ МОДЕЛЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК - ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК НА РОСТ ВВП - ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА К RAB ТАРИФАМ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКРЕТНЫХ ПРОЕКТОВ -ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ВСМ НА РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ -ВЛИЯНИЕ УСКОРЕНИЯ ПРИГОРОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ АГЛОМЕРАЦИЙ - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ - РОСТ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОГО ТРАНЗИТА 15 Экономико-математический инструментарий, который будет применяться для оценки внешних эффектов развития ВСМ Работы, проводившиеся по заказу РЖД в г.г. при участии ряда ведущих аналитических центров значительно расширили возможности количественной оценки существенных внешних эффектов

Спасибо за внимание