Конфликт или гармония отношений? Учитель, ученик, родитель…
Конфликт… Это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, культурные нормы и ценности, потребности и цели. Это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, культурные нормы и ценности, потребности и цели.
Функции конфликта Группообразные; Группообразные; Установление и поддержание нормативных и физических границ; Установление и поддержание нормативных и физических границ; Социальный контроль; Социальный контроль; Нормотворчество. Нормотворчество.
Виды конфликта Внутриличностные Внутриличностные Межличностные Межличностные Межгрупповые Межгрупповые Организационные Организационные Трудовые Трудовые Между личностью и обществом Между личностью и обществом Национально-этнические Национально-этнические Региональные Региональные Межгосударственные… Межгосударственные…
Способы решения конфликтов Насильственные Насильственные Ненасильственные Ненасильственные Цивилизованный способ решения – переговоры. Цивилизованный способ решения – переговоры.
Результат конфликта: Выигрыш-проигрыш Выигрыш-проигрыш Проигрыш-проигрыш Проигрыш-проигрыш выигрыш- выигрыш выигрыш- выигрыш
Хронические конфликты Формируют психологические проблемы каждого участника Формируют психологические проблемы каждого участника Опасность конфликтов- по мере взросления,молодому человеку будет сложно выйти из той роли, которая укрепилась за ними в процессе хронических конфликтов Опасность конфликтов- по мере взросления,молодому человеку будет сложно выйти из той роли, которая укрепилась за ними в процессе хронических конфликтов
Аксиома: ЛИЧНОСТЬ формируется и развивается только в конфликте… Спонтанность Спонтанность Естественность Естественность Обретение степени свободы Обретение степени свободы Свободный выбор Свободный выбор Самопознание Самопознание Согласие с собой Согласие с собой Здоровая психика Здоровая психика Социальная значимость его действий. Социальная значимость его действий.
Когда ученики не хотят учится, это конфликт? Ученик отстал и не может нагнать программу, а потом теряет всякий интерес к предмету Ученик отстал и не может нагнать программу, а потом теряет всякий интерес к предмету Ученик нуждается в облегченной программе Ученик нуждается в облегченной программе Учитель не в состоянии увлечь своим предметом учеников Учитель не в состоянии увлечь своим предметом учеников Ученику не интересен сам учитель, а потом и сам предмет Ученику не интересен сам учитель, а потом и сам предмет Ученик может не хотеть учиться по всем предметам –вопрос к психологу Ученик может не хотеть учиться по всем предметам –вопрос к психологу
Уровни конфликтного взаимодействия Коммуникации Коммуникации Психологический Психологический Организационный Организационный
Должен ли учитель вмешиваться в конфликт и быть беспристрастной стороной? УЧИТЕЛЬ- быть беспристрастным в конфликте является идеальным требованием, которое в реальном конфликте соблюсти очень сложно. ОДНАКО, стремиться к этому необходимо. УЧИТЕЛЬ- быть беспристрастным в конфликте является идеальным требованием, которое в реальном конфликте соблюсти очень сложно. ОДНАКО, стремиться к этому необходимо.
Учитель не должен… Защищать сильного Защищать сильного Унижать сильного Унижать сильного Позволять ученикам применять физическую и психологическую силу друг над другом Позволять ученикам применять физическую и психологическую силу друг над другом Способствовать слабому ученику стать слабее Способствовать слабому ученику стать слабее Скрывать от родителей нанесенный в конфликте ущерб ребенку Скрывать от родителей нанесенный в конфликте ущерб ребенку Скрывать от администрации школы конфликты, в которых было физическое и психологическое насилие над ребенком Скрывать от администрации школы конфликты, в которых было физическое и психологическое насилие над ребенком Делать вид, что не заметил конфликта, в котором есть пострадавшая сторона Делать вид, что не заметил конфликта, в котором есть пострадавшая сторона
Конфликт учитель – ученик… конфликт родитель школа…