«Новое в правовом регулировании кредитной кооперации» Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Адыгея, 6 мая 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
Advertisements

ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
1 Основные направления развития законодательства о кредитной кооперации 17 ноября 2009 г. г. Москва.
Изменения в ГК РФ, КоАП РФ, законодательство в сфере микрофинансирования и кредитной кооперации.
Доклад на тему: «Требования госрегулятора. Проблемы и вопросы» Докладчик:Фисунов Анатолий Федорович Председатель СКПК «Цимлянское общество взаимного кредита»
Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Порядок подачи заявки для получения займа размещен на.
Выполнил студент 191 гр. Сизов Георгий МФО ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Банкротство финансовых организаций. Под финансовыми организациями понимаются: кредитные организации; кредитные организации; страховые организации; страховые.
Деятельность кредитных потребительских кооперативов.
1 22 июня 2005 г. Изменение законодательства в области ипотечного кредитования.
1) повышение эффективности контроля и надзора на рынке микрофинансирования за счет введения второго контура надзора и делегирования части функций за соблюдением.
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
Новое в российском законодательстве о кредитной кооперации. Тенденции развития Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Пятигорск, 26 октября.
1 Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взаимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. Михаил Мамута, Президент.
Проблемы выявления финансовых правонарушений при банкротстве банков и привлечения к ответственности их менеджеров и собственников Сентябрь 2010 Москва.
Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Медведева Нина Афанасьевна заместитель.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Поддержка МСП через организации, осуществляющие микрофинансирование» О.В. Теплоухова,
КОВАЛЬЧУК В. Н. НО КПК "СТАВРОПОЛЬ-КРЕДИТ". НО КПК СТАВРОПОЛЬ-КРЕДИТ Для ясности представлю наш кооператив: - зарегистрирован 05 ноября 2002 года; - организационно-правовая.
Центральный офис в г.Волгодонске на ул.Думенко и пять дополнительных офисов: Волгодонск, ул. 30 лет Победы д.18«а» Волгодонск, бульвар Великой Победы.
Транксрипт:

«Новое в правовом регулировании кредитной кооперации» Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Адыгея, 6 мая 2011

Микрофинансирование в городе и на селе: правовые возможности Федеральный закон 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»: распространяется на кредитные потребительские кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями. Федеральный закон 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. «О кредитной кооперации»: распространяется на несельскохозяйственные кредитные кооперативы, в том числе созданные в сельской местности Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: пределы применения сегодня и завтра Федеральный закон 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относит потребительские кооперативы к субъектам малого предпринимательства – в целях данного закона, то есть в целях возможности их участия в государственных программах поддержки малого предпринимательства Федеральные законы «О защите конкуренции», «О рекламе» устанавливают определенные требования к КПК как финансовым организациям: к созданию ими ассоциаций, к рекламе финансовых услуг Федеральный закон 151-ФЗ от 2 июля 2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дает альтернативу: наряду с КПК, в том числе СКПК, могут создаваться некооперативные МФО

Инфраструктура сельской кредитной кооперации Членские взносы Паевые взносы СКПК КПК ПО (?) Фонды: гарантийные, залоговые и т.п. Общества взаимного страхования, страховые компании Учебные центры Небанковские депозитно-кредитные организации, кооперативные банки Иное КПК второго уровня КПК третьего уровня (для СКПК) Региональные ассоциации Национальные ассоциации

Саморегулирование кредитной кооперации: две модели Сельскохозяйственная Городская Сельскохозяйственный кооператив любого вида Ревизионный союз (не менее 25 любых сельхозкооперативов) Саморегулируемая организация (ассоциация или союз) из не менее чем 40 ревизионных союзов Саморегулируемая организация из не менее чем 100 КПК или не менее 5 КПК с общей численностью пайщиков более Кредитный потребительский кооператив (КПК)

Финансовые нормативы ФЗ «О кредитной кооперации»: Величина резервного фонда не менее 5% (2% - для КПК до 2 лет) от привлеченных денежных средств пайщиков Макс. сумма денежных средств, привлеченных от одного члена КПК или от нескольких, являющихся аффилированными лицами, не более 20% (30%- КПК до 2 лет) от общей суммы привлеченных от пайщиков денежных средств на момент решения Макс.сумма предоставляемого пайщику займа не более 10% (20% - для КПК до 2 лет) общей суммы задолженности по займам на момент решения Макс. сумма займа аффилированным лицам - не более 20% (30% для КПК до 2 лет) общей суммы задолженности по займам на момент решения Миним. величина паевого фонда – не менее 8% суммы привлеченных от членов КПК денежных средств на конец предыдущего финансового года Макс. сумма привлеченных средств от юр. лиц, не являющихся членами КПК, не более 50% общей суммы привлеченных средств членов КПК Макс. сумма денежных средств, направляемых в КПК второго уровня, - не более 10% суммы ПФ + привлеченных средств на момент решения Общая сумма на цели, не связанные с выдачей займов, - не более 50% средств, привлеченных от членов КПК в течение соответств. периода ФЗ «О сельскохозяйственн ой кооперации» - устав должен установить соотношения: размера ПФ и Рез.Ф.; РФ не менее 10% от ПФ Собствен. капитала и активов баланса; активов баланса и текущих обяз-ств; макс. размера займа и активов; величины временно свободного ФФВП, которая не может составлять более чем 50% средств этого фонда. Российский Микрофинансовый Центр

Тенденции к унификации законодательства в сфере кредитной кооперации Проблемы: разница в системе фин.нормативов, системе членства, сроках проведения и кворуме общего собрания, системе защиты физлиц и аудита, характеристике договоров «отстроенная» система саморегулирования сельскохозяйственной кредитной кооперации смешанный характер деятельности многих СКПК боязнь лишиться специфических мер поддержки при потере «сельскохозяйственной» специфики Главное: единство характера деятельности единство финансовых рисков единство нефинансовых рисков (менеджмент, возможность мошеннических схем и т.д.) единство логики финансовых нормативов Тенденция – к единству стандартов, саморегулирования и государственного регулирования

Информация к размышлению СРО «Агроконтроль» и «Чаянов» объединяют через ревсоюзы около 2700 с/х кооперативов. Сравните: в секторе несельскохозяйственной кредитной кооперации в стадии формирования более 5 СРО. Оцените: степень обязательности членства и госконтроля. Минсельхоз как регулятор саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (Постановление Правительства РФ от ). Вопрос о возможности и эффективности санкций Сравните: Минфин РФ как регулятор КПК и МФО. Прямой госконтроль за крупными КПК, КПК 2 уровня, СРО – и всеми КПК до создания системы СРО. 8 ассоциаций на фондовом рынке, две банковские ассоциации – и огромное число в небанковском секторе Планируется два мега-регулятора. Проект постановления Правительства о передаче в ФСФР функций контроля КПК и МФО при сохранении функций регулирования у Минфина. СРО как «союз союзов» (отраслевое регулирование с точки зрения вида операций, то есть по сути институциональное) Вопрос о противодействии легализации: ответ Росфинмониторинга и позиция прокуратуры в регионах. Возможность оттока теневого оборота в сектор Роспотребсоюз инициирует поправку в ПО, чтобы не более 20% деятельности ПО было связано с займами. Другое предложение в том же русле: разрешить ПО осуществлять в установленном уставом порядке товарное и коммерческое кредитование пайщиков, за исключением деятельности по организации финансовой взаимопомощи пайщиков, предусмотренной частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля ФЗ « О кредитной кооперации»

Круглый стол по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации Сентябрь 2010: круглый стол НАУМИР и ССКК при финансовой поддержке ЭЙСИДИАЙ/ВОКА» по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации Точки зрения: 1) делать последовательные шаги к сближению двух федеральных законов - «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации» (первым шагом может стать разработка финансовых нормативов для СКПК), затем к выработке специальной главы в Федеральный закон «О кредитной кооперации», учитывающей специфику СКПК, и достижению единого правового регулирования всех кредитных кооперативов вне зависимости от места их нахождения или социальной базы членства; 2) изменять только Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», поскольку он учитывает специфику кредитных кооперативов именно сельской местности с их небольшой численностью, территориальной обособленностью и т.п.; 3) не менять законодательство с целью обеспечить стабильность развития системы сельской кредитной кооперации. Важно сформулировать позиции, понять аргументы, найти компромисс Рабочая группа по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации при участии ССКК, ФРСКК, НАУМИР и других организаций, начала сбор предложений по теме развития законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

Логика развития: нормотворчество Минфина для КПК Приказ об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению реестра кредитных кооперативов Приказ об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по ведению реестра СРО КПК Приказ об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора в сфере кредитной кооперации Приказ об утверждении Положения о порядке представления КПК ежеквартальной отчетности (вкл. отчетность о соблюдении финансовых нормативов) Приказ об утверждении Положения о проведении проверок кредитных кооперативов Приказ об утверждении Положения о проведении проверок саморегулируемых организаций кредитных кооперативов Приказ об утверждении Положения о финансовых нормативах деятельности кредитных кооперативов Приказ об утверждении Положения о порядке размещения средств резервного фонда: принят! Приказ об утверждении Положения о порядке использования средств компенсационного фонда СРО кредитных кооперативов

Банкротство КПК: проект Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства: неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством о кредитной кооперации, в течение 12 месяцев с даты выявления первого нарушения; вынесение контрольным органом предписания о запрете на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов При применении в качестве меры по предупреждению банкротства КПК изменения структуры активов КПК может быть предусмотрена продажа или передача активов КПК, не приносящих дохода, а также активов КПК, если их продажа или передача не будет препятствовать соблюдению финансовых нормативов КПК Право СРО обращаться в суд с иском о банкротстве входящего в нее КПК с даты обнаружения саморегулируемой организацией признаков банкротства кредитного кооператива, если временная администрация не назначена Дополнительные требования к подготовке арбитражного управляющего, а также особенности назначения и деятельности временной администрации кредитных кооперативов. Решение о назначении временной администрации в кредитный кооператив принимает контрольный орган, но по ходатайству саморегулируемой организации, членом которой является такой кредитный кооператив. При этом, если контрольный орган осуществляет непосредственный контроль за деятельностью кредитных кооперативов, то такое решение он принимает самостоятельно. Требования кредиторов по личным сбережениям будут погашаться в первую очередь в размере, не превышающем 700 тысяч рублей. Непогашенные требования данных кредиторов подлежат удовлетворению в рамках первой подочереди третьей очереди. Требования по выплате пая подлежат удовлетворению после расчетов с кредиторами кредитного кооператива. При этом руководители кредитного кооператива получат удовлетворение своих требований по выплате пая в последнюю очередь. Субсидиарная ответственность руководителей и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. В Закон о кредитной кооперации вносятся изменения, касающиеся регламентации функций контрольного органа по назначению временной администрации, применению мер по предупреждению банкротства, подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом.

Тенденции развития законодательства Законодательство о банкротстве КПК, физических лиц, о коллекторских агентствах Изменения в 190-ФЗ и 151-ФЗ (госпроверки и др.) Проект ФЗ о потребительском кредитовании Проект нового ГК РФ (Концепция и текст) Изменения АПК, ГПК (подведомственность корпоративных споров, возможность использования электронных документов в качестве доказательств, изменения в системе апелляционного, кассационного, надзорного обжалования) Изменения в налоговое законодательство Инф.письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от «О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации» Постановления Пленума ВАС РФ от : залог, КоАП, АПК Нормативы для МФО: норматив достаточности и ликвидности, особенности НП

Залог: постановление ВАС от Взыскание на предмет залога во внесудебном порядке: вопрос сроков и ограничений (если требовалось чье-то согласие, если неизвестно нахождение залогодателя и др.) П. 4 ст. 349 ГК, п.1 ст. 55 Закона об ипотеке: обращение взыскания во внесудебном порядке на заложенную движимую вещь допускается только при наличии нотариально удостоверенного согласия залогодателя - физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) на такой порядок обращения взыскания. Согласно пункту 1 статьи 55 Закона об ипотеке обращение взыскания во внесудебном порядке на заложенное недвижимое имущество допускается при условии наличия нотариально удостоверенного согласия залогодателя на такой порядок обращения взыскания. Если соглашение об обращении взыскания во внесудебном порядке либо договор залога, содержащий условие об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, заключены в нотариальной форме, нотариальное удостоверение согласия залогодателя на названный порядок обращения взыскания на предмет залога не требуется. Согласие залогодателя на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество (как движимое, так и недвижимое) не может быть им отозвано, а также оспорено отдельно от соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество. При соглашении о внесудебном порядке возможно обратиться в суд, но расходы – на «ленивого» залогодержателя При залоге нежилого помещения не требуется передачи в залог земельного участка, на котором расположено нежилое здание (многоквартирный дом), в котором находится закладываемое помещение, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка, так как к приобретателю такого помещения переходит принадлежавшее залогодателю право на долю в общем имуществе здания. Согласно статье 69 Закона об ипотеке залог здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка. Содержащиеся в законе ограничения либо запрет ипотеки земельного участка или права его аренды (например, статья 63 Закона об ипотеке, пп. 5 и 9 ст. 22 ЗК РФ, подп. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") не влекут за собой недействительности договоров ипотеки зданий и сооружений, расположенных на соответствующих земельных участках, если при этом из закона не вытекает ограничения либо запрета ипотеки названных зданий или сооружений. П. 3 ст. 340 ГК РФ к указанным отношениям не применяется. Лицо, приобретшее такой предмет ипотеки, приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и залогодатель здания или сооружения (статья 552 ГК РФ, статья 35 ЗК РФ).

Пункт 13 Постановления ВАС о залоге Изменение размера или срока исполнения обеспеченного залогом обязательства (например, вследствие изменения процентной ставки по кредиту либо изменения срока возврата кредита) по сравнению с тем, как такое условие определено в договоре о залоге, само по себе не является основанием для прекращения залога. В случае увеличения срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, следует иметь в виду, что течение исковой давности по требованию об обращении взыскания на заложенное имущество не ставится в зависимость от течения исковой давности по главному требованию, а определяется исходя из того, когда бы истекла исковая давность по основному обязательству, если бы срок исполнения основного обязательства, указанный в договоре о залоге, не менялся. Суды также должны учитывать, что в силу статьи 337 ГК РФ отсутствие в договоре о залоге условий о размере и/или порядке уплаты процентов за пользование кредитом означает ограничение обеспечиваемых залогом требований уплатой суммы основного долга по кредитному договору, но не влечет за собой незаключенности договора о залоге в целом. Указанное в настоящем пункте разъяснение относится как к случаям, когда залог предоставлен в обеспечение собственных долгов залогодателя, так и к случаям, когда залог предоставлен в обеспечение обязательств иного лица.

Надо ли бежать в МФО? «Плюсы»: нет обязательного членства в СРО, нет прописанных в Законе экономических нормативов, легче с налогом на прибыль… «Минусы»: Нет особенностей по НДФЛ норматив достаточности собственных средств МФО НМО1= (К/А) х 100%, где А – активы МФО (сумма итогов разделов I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» за исключением сумм, отраженных по статье «Денежные средства»; К –собственные средства МФО как сумма итога раздела III «Капитал и резервы»(«Целевое финансирование» для некоммерч. Организаций) и суммы задолженности МФО по займам и кредитам при соблюдении следующих условий: заем (кредит) предоставлен для МФО (кроме НП) ее учредителями (участниками); срок его не менее трех лет; в договоре условие, что при банкротстве МФО требование по этому займу (кредиту) удовлетворяется после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов. НМО1 для всех МФО, кроме НП, не менее 5%, для НП – не менее 50%. норматив ликвидности МФО – отношение суммы ликвидных активов к сумме краткосрочных обязательств: НМО2= (ЛА/КО)х100%, где ЛА – ликвидные активы МФО, определяемые как итог раздела II «Оборотные активы» за исключением сумм, отраженных по статьям «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», КО – краткосрочные обязательства, определяемые как итог раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, за исключением сумм, отраженных по статьям «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». НМО2 должен быть не менее 70% Те же проблемы: отчетность, противодействие легализации, налоги… Плюс вопрос о защите прав потребителей «Маргиналы» будут уходить с рынка

Новое в правовом поле Соглашение НАУМИР-Роструд-ОПОРА России Присоединение МФИ к институту финансового омбудсмена Тенденции по главе 25 НК РФ Вопрос о ПФР Стандарты правовые и бухгалтерские Ст. 333 ГК РФ

НАУМИР Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (495) , факс СПАСИБО!