Типовые характеристики информационного поведения современного пользователя библиотеки по результатам республиканского исследования
Информационное поведение молодежи глазами зарубежных исследователей выбирает Amazon или Google, который приносит им мгновенный результат; считает библиотечные БД слишком сложными и не хочет учить Булеву логику; осуществляет навигацию в Интернете методом проб и ошибок; живет они в атмосфере «непрерывного частичного внимания»; будет скорее «вырезать и вставлять», чем читать и осмысливать найденный материал.
На что жалуетесь, читатель? мозаичность мышления» «цифровые иммигранты» «а-грамотность»
Информационное поведение образ действий по поиску, сбору и использованию информации, который формируется под влиянием личностных и социальных факторов, корректируется в процессе развития личности и характеризуется адаптивностью к условиям информационной среды, а также способностью к оптимизации способов достижения заданного результата.
Вопросы анкеты уточняющие социально- демографические характеристики изучающие поведенческие установки и ожидания выявляющие последовательность действий
Распределение ответов респондентов по целям обращения к информации
Структура целей обращения к информации студентов, магистрантов
Структура целей обращения к информации служащих
Ориентация пользователей на использование различных каналов информации
Приоритетные каналы получения информации Цель обращения/ канал информации БиблиотекаИнтернет Научно-исследовательская работа 64,7%36% Учеба 61,6%51,4%
Факторы, влияющие на выбор пользователями каналов доступа к информации
Готовность респондентов работать с различными формами представления информации
Готовность респондентов работать с информацией на различных языках
Аспекты деятельности библиотек, вызывающие наибольшее неудовлетворение пользователей
Сопряжение оценки деятельности библиотек и рода занятий респондентов
Рейтинг интернет-услуг, предоставляемых библиотеками
Использование ЭК различными возрастными группами
Использование ЭК в зависимости от рода деятельности респондентов
Рейтинг сервисных возможностей ЭК
Место прохождения респондентами обучения основам работы с информацией
Наличие опыта обучения навыкам работы с информацией
Стратегия развития укреплять свои позици, наделяя традиционные формы работы дополнительными функциями и сервисами и обогащая их возможностями, которые предоставляют Интернет- технологии.
Стратегия развития сохранять баланс между организацией доступа к информации в печатной и электронной форме; учитывать, что информационные ресурсы на иностранных языках пока еще не могут быть активно востребованы.
Стратегия развития развивать, формы и методы информационной поддержки науки и образования с целью сохранения роли библиотек как приоритетного канала информации в данной сфере; развивать репозитории и архивы открытого доступа к научной информации.
Стратегия развития расширять сервисные функции электронных каталогов библиотек, обеспечивая простой и многоаспектный поиск, функционально приближенный к поисковым системам Интернет.
Стратегия развития пересмотреть подходы к созданию, информационному наполнению и функциональному назначению библиотечных сайтов.
Стратегия развития разработать новые подходы к организации процесса обучения пользователей, активно влиять на этот процесс, начиная с момента записи пользователя в детскую/школьную библиотеку и затем на протяжении всей жизни, обеспечивая поддержку их учебной, профессиональной и иной деятельности
Спасибо за внимание!