Составители: Речкалова Н.И. Сысоева Л.И. ГОУ СОШ 222.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качественное определение соответствующих ионов в почве Выполнил ученик 9 «А» класса МСОШ 3 Хахулин Кирилл г. Волгореченск-2004г.
Advertisements

Тема проекта «Наш школьный сад» Образец работы 6 класса выполнила Старикова Г. И.
Отчёт по полевой практике. ТЕМА: «Исследование почвенного разреза в районе местности Ташангир» Выполнила: Макарова Ольга ученица 8г класса. Руководитель:
Исполнитель: Постникова Кристина Руководитель: Бодрова Марина Сергеевна.
Тема: Почвы. Характеристика почв.. Почва- плодородный слой Земли Изучаем состав почвы (проводим опыты). Опыт 1. - Возьмем стакан с водой и опустим туда.
Антропогенные изменения почвы. Важность охраны почвенного покрова Охрана почв от загрязнений является важной задачей человека, так как любые вредные соединения,
Исследование экологического состояния воды в реке Средняя Автор: Сухоносов Вадим, 8 класс, МОУООШ 6, н/п Щукозеро, ЗАТО г. Североморск Руководитель: Нездолий.
МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г. Искитима Новосибирской области Особенности состава воды реки Бердь Что добавила в воду природа? Выполнил: Шилов.
Подготовила команда «Безумные информатики» МОУ СОШ 289 г.Заозёрска Мурманской области.
Качественный анализ. Классификация катионов и анионов Пашкова Наталья 11 ЗТУ.
Выход Ресурсы теориязаданиятестывопросы. Выход Далее Василий Васильевич Докучаев ( ) Дал определение почвы.Доказал, что почва - не горная порода.Основал.
Для решение поставленных задач наша команда обратилась к литературным источникам, а также провела небольшое наблюдение.
Проект выполнила учащаяся 8 «а» класса Кузьменкова Екатерина Руководитель Ягудина Д.П.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области - Ордынская средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя.
МАСТЕР-КЛАСС « Роль химического эксперимента при выполнении исследовательских работ по экологии »
Цели и задачи: сформировать понятие «почва»;сформировать понятие «почва»; дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;дать представление.
Исследовательская работа «Анализ качества питьевой воды г. Узловой» Выполнила: Харитонова Виктория ученица 8Б класса.
Загрязнение воздуха на территории п. Клюквинка Верхнекетского района и влияние загрязнителей на образование витамина «С» в листьях лука Работу подготовила.
«Современное состояние и охрана водных ресурсов» Вода!… Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. А. Сент-Экзюпери А. Сент-Экзюпери.
Влияние работ по строительству газопровода «Ставрополь – Грозный» на состояние почвенного покрова ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ученицы 11класса МОУ СОШ 20 г. Невинномысска.
Транксрипт:

Составители: Речкалова Н.И. Сысоева Л.И. ГОУ СОШ 222

«...если мы хотим говорить о почве с людьми, которые о ней ничего не знают, мы должны в первую очередь начинать с того, что достаточно легко наблюдать в почве цвет, агрегаты, поры, корни...». А.Руэллан Уже эти простые сведения, полученные только путем полевого наблюдения, позволяют многое узнать о почве. Почва биологически активная, структурная, пористая среда. Уникальность почвы – наличие закономерной вертикальной последовательности слоев, созданных совместно работой просачивающейся воды и живых организмов. Слои почвы – это горизонты. Последовательность горизонтов – это почвенный профиль.

Методика: изучение почвенного профиля

Почвенные горизонты Богатые гумусом горизонты называют гумусово-аккумулятивными горизонтами - обозначают латинской буквой А с индексом. Выделяют собственно гумусово-аккумулятивные горизонты (A1), торфяные горизонты (Aт), дерновые (Aд), пахотные (Ап), лесные подстилки (Ао) и т. д. Белесый цвет горизонта чаще всего связан с присутствием карбонатов. Вторая возможная причина внутрипочвенное выветривание, при котором в горизонте накапливаются весьма устойчивые соединения кремния. Горизонты с присутствием карбонатов получают дополнительный индекс «к», - Ак верхний горизонт карбонатной почвы. Горизонты ниже горизонта А это переходные горизонты, свойства которых существенно зависят от свойств материнской породы и обозначаются латинской буквой В. В одном почвенном профиле может быть несколько переходных горизонтов В1, В2 и т. д. (горизонты глеевые - ВG, если разрозненные пятна - горизонт называют оглеенным - Вg). Материнскую породу обозначают - С. Коренную подстилающую породу - D. Переход одного горизонта в другой может быть постепенным, почти незаметным. Поэтому иногда выделяют двойные горизонты, например А1, А2, АВ, ВС и т. д.

Технология закладки разреза Оборудование: лопата штыковая, лопата совковая; три куска полиэтиленовой пленки (примерно 2X2 м); рулетка; сантиметровая лента; булавка; нож с широким лезвием; пузырек с 10%-й соляной кислотой; ручка или карандаш; типовой бланк для описания почвенного разреза.

Алгоритм закладки профиля Обозначить контур разреза длиной см и шириной см. По короткой стороне обращенной к солнцу делается описание почвы. Квадратиками вынуть дерн и отложить на заранее подготовленное место (на полиэтиленовую пленку). По сторонам разреза поместить оставшиеся два куска пленки. Углубить разрез на длину штыка лопаты, остатки почвы вынуть совковой лопатой. Гумусовый горизонт складывать по одну сторону разреза, нижние горизонты по другую. Лицевую стенку, а также две боковые делать совершенно отвесными. На оставшейся - ступеньку шириной примерно 30 см. Когда разрез достигнет желаемой глубины, зачистить лезвием лопаты лицевую стенку.

Описание почвенного разреза 1.Зафиксировать в бланке область, район, расстояние от населенного пункта, реки, озера (в м или км). 2.Охарактеризовать особенности рельефа: мезорельеф - равнина, часть полого склона, западина и т. п.; микрорельеф - элементы рельефа бугры, блюдца и т. п.; нанорельеф - кочки осок, кротовины, припневые и приствольные возвышения и т. п. 3.Прикрепить к верхней части лицевой стенки разреза сантиметровую ленту так, чтобы ее нулевое деление совпадало с верхним уровнем почвы, и измерить общую мощность профиля. 4.По цвету, сложению и другим признакам определить почвенные горизонты. Очертить их границы ножом. Измерить мощность каждого горизонта и зафиксировать результат в бланке. Описать каждый горизонт.

Описание почвенного разреза 5.По отобранному образцу из середины каждого горизонта, описать механический состав и др. характеристики почвы. 6.Для оценки присутствия карбонатов накапать на образец несколько капель соляной кислоты. Отметить присутствие новообразований и оглеения. 7.На бланке описания выполнить мазки: из каждого горизонта отобрать щепоть почвы и растереть ее по бумаге в месте, соответствующем описанию горизонта. В результате на бумаге получится схематическое изображение профиля с естественной окраской горизонтов. 8.Закопать разрез: засыпать нижние горизонты, затем верхние и утрамбовать почву. После этого разместить в прежнем порядке снятый дерн. 9.Определить название почвы.

Цвет почвы Основными соединениями, обусловливающими цвет почвы, являются: черные или коричневые гумусовые соединения; окисные соединения железа и марганца, окрашенные в красные или оранжевые тона; закисные соединения железа (соединения двухвалентного железа), имеют сизоватую или голубоватую окраску – признак переувлажнения почвы; кремнезем, углекислая известь и каолинит, окрашенные в белый цвет. Обычно, чем интенсивнее цвет, тем больше органических веществ в почве. В почвенных профилях редко встречаются яркие и чистые цвета. Поэтому при описании окраски часто используют двойное название цвета, добавляют к названию «темно-» или «светло-», дополнительно детализируют, например «светло-серая с буроватым оттенком».

Физико-механические свойства 1.Плотность почвы – масса единицы объема абсолютно сухой почвы, взятой в естественном сложении (в г/см 3 ) - определяется соотношением в почве компонентов органических и минеральных частей почвы. Плотностью твердой фазы почвы называется соотношение массы ее твердой фазы к массе воды в том же объеме при 4 0 С. На величину плотности влияет минералогический, механический состав, содержание органических веществ, структура почвы. 2.Пластичность почвы – способность почвы менять свою форму под влиянием какой-либо силы без нарушения сплошности и сохранять приданную форму после устранения этой силы. Пластичность обусловлена илистой фракцией и зависит от влажности. 3.Липкость или прилипание – определяется силой, требующейся для отрыва металлической пластинки от почвы и выражается в г/см 3. Зависит от механического состава почвы: она наибольшая у глинистых почв и наименьшая – у песчаных.

Физико-механические свойства 4.Пористость почвы - суммарный объем всех пор между частицами твердой почвы. Выражают в процентах от общего объема почвы и вычисляют по показателям плотности почвы и ее твердой фазы по формуле: 1%=(1-dv/d) х 100, где dv – плотность почвы, d – плотность твердой фазы. 5.Мощность почвенных горизонтов. Толщину почвенных слоев, различаемых по вышеперечисленным признакам, определяют с помощью сантиметровой ленты 6.Механический состав почвы - относительное содержание в почве почвенных частиц (механических элементов) различных размеров от нескольких микрометров до нескольких миллиметров. Методика определения механического состава приведена ниже. 7.Вскипание - этот показатель свидетельствует о наличии в почве карбонатов (солей углекислого кальция), разрушающихся при взаимодействии с соляной кислотой: СаСO 3 + 2НСl = СаСl 2 + Н 2 О + СО 2 Углекислый газ выделяется из почвы в виде пузырьков с характерным шипением, а при небольшом количестве с потрескиванием.

Физико-механические свойства 9.Структура почвы - способность почвы распадаться на отдельные комочки различной формы и величины. Выделяют три типа структур: кубовидная, призмовидная, плитовидная.

Определение механического состава почвы Оборудование: воздушно-сухой образец почвы, лупа, фарфоровая чашка, фарфоровая ступка. Определение: небольшое количество почвы осторожно растереть в фарфоровой чашке ступкой; растертую почву поместить на лист белой бумаги и с помощью лупы определить наличие или отсутствие песчаных частиц. Частицы менее - 0,01 мм с помощью лупы различить нельзя, поэтому глинистые частицы выглядят как однородный порошок. еще одну порцию почвы (примерно 810 г) насыпать в фарфоровую чашку и осторожно смачивать водой до тестообразного состояния. Воду приливать постепенно, наблюдая за полным впитыванием каждой порции, тщательно размешивая ее с почвой до получения как можно более вязкого «теста». При избытке воды масса почвы становится жидкой и текучей, расплывается. В таком случае следует добавить еще одну порцию почвы. из полученного «теста» скатать шарик диаметром 1,52 см и растянуть его в жгут.

Механический состав Вид в лупуПри скатывании ПесчаныйСостоит почти исключительно из песчаных зерен, в сухом состоянии сыпучая, во влажном - текучая масса Не скатывается в шарик СупесчаныйПреобладают песчаные частицы с небольшой примесью глины. Почва растирается без труда. Не скатывается, но лепится в непрочные шарики Легкосуглинис- тый Среди глинистых частиц преобладают песчаные частицы Образует непрочный шарик, в жгут не раскатывается, образует отдельные колбаски или цилиндрики Среднесуглинис -тый Среди глинистых частиц заметны песчаные частицы Образует сплошной жгут, который при сгибании в кольцо разламывается Тяжелосуглинис -тый Крупные песчаные зерна отсутствуютОбразует длинный жгут, который при сгибании в кольцо дает несколько трещин ГлинистыйПесчаные зерна отсутствуют. В сухом состоянии твердая, во влажном - вязкая, пластичная Дает гладкий шарик и длинный жгут Определение механического состава почвы

Влажность почвы БаллТемператураЦветХарактеристика 1 Не холодит руки Не светлеет при высыхании Сухая – сыпучий песок, глина сбита в крепкие комки 2 Слегка холодит руки Слабо светлеет при высыхании Свежая 3 Заметно холодит руки Значительно светлеет при высыхании Влажная, песок легко формирует- ся, глина и сугли- нок скатываются, при высыхании трескаются 4 На ощупь холодная Сильно светлеет при высыхании Сырая 5- Блестит, лоснит- ся от пленки воды Мокрая, текучая, не скатывается

Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почвы Оборудование: стаканы химические (200 мл, 4 шт.), воронки (4 шт.), весы учебные ВТУ, штатив, часы с секундной стрелкой, вода в мерном цилиндре (250 мл). Методика: Пронумеруйте воронки и стаканы (1,2,3,4). Взвесьте стаканы и запишите их массу. Положите в каждую воронку небольшой кусок ваты. Укрепите воронку в штативе. Под воронку поставьте стакан с тем же номером, что и у воронки. Поочередно отвесьте по 50 г различных видов почвы и положите навеску в воронку: 1 - гравий, 2 - песок, 3 - глина, 4 -перегной.

Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почвы 1.В каждую воронку с почвой поочередно налейте по 50 мл воды и заметьте время, в течение которого вода выльется в стакан. 2.Возьмите стакан с водой, просочившейся сквозь почву, и вычислите массу воды. 3.Результат запишите в таблицу образ ца Вид почвыВремя просачива- ния воды (мин.) Масса пустого стакана (г) Масса стакана с водой (г) Масса просочив- шейся воды (г) Сделать вывод о влагоемкости и влагопроницаемости проб почв.

Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности Оборудование: определители растений. Методика: определите визуально по развитию вегетативных частей растений (хорошее, плохое) плодородие почвы; по составу растительности определите степень кислотности почв. НейтральныеКлевер ползучий, луговой и др., Тимофеевка ЩелочныеМать-и-мачеха, Вьюнок полевой, Ветреницы лютичная, дубравная; КислыеФиалка трехцветная, Багульник, Голубика, Клюква, Хвощи, Мхи, Щучка зернистая

Растения - индикаторы плодородия почв Показатель плодородияПеречень растений Высокое плодородиеМалина, Крапива, Иван чай, Таволга, Сныть, Чистотел, Копытень, Кислица, Валериана, Чина луговая, Костер безостый Умеренно плодородныеМайник двулистный, Медуница, Дудник, Грушанка, Гравилат речной, Овсяница луговая, Купальница, Вероника длиннолистая Низкое плодородиеСфагновые мхи, наземные Лишайники, Кошачья лапка, Брусника, Клюква, Белоус, Ситник нитевидный, Душистый колосок по составу растительности определите повышено ли содержание азота в почве; на это указывает наличие растений: Чистотела, Малины, Крапивы.

Определение кислотности почвы Оборудование и реактивы: стаканы химические (50 мл) или чашка фарфоровая, палочка стеклянная с резиновым наконечником, ложечка -дозатор (шпатель), мерный цилиндр (10 мл) или мерная пробирка, почва (в банке, стакане), 10 % раствор KCI, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений рН. Методика: 1.Приготовьте почвенную вытяжку: в стакан (чашку фарфоровую) поместите 2-3 куб,см почвы, прилейте 10 мл. раствора хлорида калия, содержимое хорошо перемешайте стеклянной палочкой и дайте отстояться. 2.Определите значение рН: возьмите полоску индикаторной бумаги и опустите в вытяжку, выньте индикаторную бумагу через 1-2 сек, сравните полученную окраску бумаги со шкалой значений рН, определите тип образца почвы (кислотная, щелочная, нейтральная).

Определение кислотности почвы Значение рНПоказатель 1 - 5Почва кислая 5,5 – 6,5Почва слабокислая 6,5 - 7Почва нейтральная 7 - 8Почва слабощелочная Выше 8Почва щелочная

Измерение параметров почвы 1.Возьмите несколько проб почвы из различных районов города. 2.Составьте план, на котором укажите точки взятия проб. 3.Проведите измерения параметров почвы и почвенной суспензии (раствор почвы в дистиллированной воде) 4.Отметьте наличие микроорганизмов 5.Результаты занесите в таблицу. ПараметрыРезультаты измерений 1. Температура 2. Цвет 3. Запах 4. Кислотность 5. Микроорганизмы, наличие

Изучение биологической активности Общую биологическую активность почвы можно оценить по активности ферментов, вырабатываемых почвенными грибами и микроорганизмами во внешнюю среду, т. е. по так называемой протеазной активности. Оборудование: воздушносухой образец почвы, коробки или банки для компостирования образцов, неиспользованная засвеченная фотопленка, дистиллированная вода, фотоувеличитель люксметр или палетка (прозрачная пленка, расчерченная на равные квадраты со стороной 0,5 см) Методика: 1. Отобранный образец (примерно г) поместить в емкость для компостирования и довести влажность почвы до оптимальной: вливать дистиллированную воду частями и размешивать до образования крупных почвенных комочков. В момент, когда они начнут распадаться на более мелкие агрегаты, прекратить добавление воды.

Изучение биологической активности 2.Нарезанную по 23 кадра фотопленку уложить на дно коробки (банки) эмульсионным (светлым) слоем вверх. Фотопленку лучше сначала замочить в дистиллированной воде на 1015 минут. 3.Произвести компостирование образца: выдерживать емкость с образцом при комнатной температуре 1014 дней, регулярно увлажняя почву. В течение этого времени эмульсионный слой пленки будет разрушаться под действием протеаз, выделяемых грибами и микроорганизмами в почву. 4.По окончании компостирования пленку осторожно вынуть и промыть под струей воды (не тереть!), после чего высушить. 5.Произвести подсчет доли (в процентах) разрушенного протеазами эмульсионного слоя (при помощи фотоувеличителя и люксметра (вариант «А») или палетки (вариант «Б»). 6.Включить приборы. При помощи люксметра измерить освещенность стола под фотоувеличителем (желательно, чтобы помещение было затенено) при закрытом затворе (принять за 0 %) и при открытом затворе без пленки (принять за 100 %).Фрагменты фотопленки по одному поместить в кадродержатель фотоувеличителя, измерить освещенность стола, рассчитать долю разрушенного слоя.

Изучение биологической активности 7. На каждый фрагмент пленки поочередно наложить палетку, подсчитать количество светлых квадратов и вычислить (в процентах) долю разрушенного эмульсионного слоя. Результаты: Внешний вид фотопленки после компостирования и промывания при разных значениях протеазной активности почвенных грибов и микроорганизмов: а при 5 %; б при 40 %.

Бланк описания почвенного разреза Схема чертежа почвенного разреза Горизонт, глубина и мощность* Описание горизонта: цвет, влажность, механический состав, структура,** сложения***, включения, характер переходов****, границы новообразования***** * мощность – вертикальная протяженность почвы до материнской породы; ** структура – способность почвы распадаться на отдельные комочки различной формы и величины. ***сложения – плотность и пористость, зависят от механического состава, **** переходные горизонты – при постепенной смене одного горизонта на другой, образуются переходные, несущие признаки обоих горизонтов, ***** новообразования - оформленные скопления различных веществ, возникшие или накопившиеся в результате почвообразования: химические соединения – определяются по окраске, форме, уплотненности материала: соединения марганца, гидроокислов железа и т. д. Дата: _______________ Исполнитель: _____________________ разреза: __________ Описание растительности: Физико-географическая характеристика, местное положение: Положение в рельефе: ________________________________________ Название растительного сообщества: ___________________________ Название почвы: ______________________________________________

Классификация загрязнений почвы 1.Загрязнение тяжёлыми металлами - опасно, как для здоровья организма человека, так и для природного сообщества. Наибольший ущерб в г. Москве наносят выбросы автомобильного транспорта. Наиболее распространённое автомобильное топливо - бензин - содержит очень ядовитое соединение - тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Сd (кадмий), Сu (медь), Сhr (хром), Nl (никель), Со (кобальт), Нg (ртуть), Аs (мышьяк), Мr (марганец). 2.Загрязнение пестицидами - они широко используются в качестве средств борьбы с вредителями культурных растений и поэтому могут находиться в почве в значительных количествах. По своей опасности для животных и человека они приближаются к ранее использованным соединениям. Именно по этой причине был запрещён препарат ДДТ (дихлор-дифенил- трихлорметилметан), который является не только высокотоксичным соединением, но, также, он обладает значительной химической стойкостью, не разлагаясь в течение десятков (!) лет кумулятивным эффектом. Следы ДДТ были обнаружены исследователями даже в Антарктиде! Пестициды губительно действуют на почвенную микрофлору: бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли.

Классификация загрязнений почвы 3.Загрязнение микотоксинами. Данные загрязнения не являются антропогенными, потому как они выделяются некоторыми грибами и по своей токсичности равносильны химическим загрязнениям. 4.Загрязнение радиоактивными веществами. Существуют природные источники загрязнений радиоактивными соединениями, но основная масса наиболее активных изотопов с небольшим периодом полураспада попадает в окружающую среду антропогенным путём: в процессе производства и испытаний ядерного оружия, из атомных электростанций, особенно в виде отходов и при авариях, при производстве и использовании приборов, содержащих радиоактивные изотопы и. т. д. 5.Загрязнение мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твердые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но, затрудняющие рост растений.

Химические свойства почвы. От химических свойств часто зависит распределение почвенной фауны и характер растительности. При полевых исследованиях определяются: степень засоления почвы Довольно точное представление о степени засоленности почвы даст определение плотности водной вытяжки из почвы ареометром или при помощи пикнометра (взвешиванием). Водную почвенную вытяжку используют чаще всего для определения водорастворимых соединений, а также для определения актуальной кислотности почвы. Приготовление водной вытяжки 20 г воздушно-сухой просеянной почвы поместить в колбу на 100 мл, добавить 50 мл дистиллированной воды, взболтать в течение 5-10 мин. и профильтровать.. Содержание солей в % от массы сухой почвы Степень засоленности почвы Менее 0,3 0,3 – 1,0 1,0 – 2,0 2,0 – 3,0 Более 3,0 Не засолена Слабо засолена Засолена Сильно засолена Солончак

Химические свойства почвы Методика: определение рН солевой вытяжки Почву обрабатывают раствором соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой (например, хлоридом калия). Катионы металла, образовавшиеся при растворении соли, поглощаются почвенными частицами и вытесняют ионы водорода, закрепленные на поверхности почвы. Протоны переходят в вытяжку и становятся доступными для оценивания. Кислотность солевых вытяжек почв Группы почврН солевой вытяжки Сильнокислые< 4,5 Среднекислые4,6 - 5,0 Слабокислые5,1 - 5,5 Близкие к нейтральным> 5,6

Приготовление солевой вытяжки Оборудование: образец почвы, весы, 1 М (одно молярный ) раствор КСl (рН 6,0), сито с ячейкой 1 мм (если для опыта взят сырой образец), мерные стаканы на 50 мл, тщательно промыть водой и ополоснуть раствором хлорида калия, пипетка (дозатор, мерный цилиндр), предметные стекла, рН-метр или тест индикатор Методика: 1.На технических весах взвесить 810 г почвы (просеянной через сито, если почва свежая) 2.Поместить в подготовленные мерные стаканы; 3.Пипеткой (дозатором, мерным цилиндром) прилить 2025 мл раствора КСl. Суспензию энергично взбалтывать круговыми движениями в течение 5 минут. 4.Накрыть стаканы чистыми предметными стеклами и оставить до следующего дня. 5. В течение суток ионы К + вытеснят Н + -ионы из почвы в раствор. 6. На следующий день измерить рН с помощью рН-метра или тест индикатора

Определение уровня кислотности почвы (по водной суспензии) В зависимости от географического положения, климата, состава растительности, наличия водоемов и близости подземных вод, влияния хозяйственной деятельности человека и других факторов в почвах устанавливается разный химический состав. От него зависит уровень кислотности почв. Оборудование: образец почвы; дистиллированная вода (предвари­тельно освобожденная от растворенного углекислого газа, с рН 6,66,8); мерные стаканы на 50 мл; пипетка; дозатор, мерный цилиндр; весы; сито с ячейкой 1 мм (если для опыта взят сырой образец); рН-метр или тест-индикаторы; Внимание! Посуда, используемая в опыте, обязательно должна быть чистой. Соблюдайте технику безопасности.

Определение уровня кислотности почвы (по водной суспензии) Методика: 1.На технических весах взвесить 810 г почвы и поместить в стаканчики на 50 мл (если образец свежий, его перед этим нужно просеять через сито). 2.Прилить пипеткой (дозатором, мерным цилиндром) мл дистиллированной воды (соотношение почвы и воды в испытуемой водной суспензии должно составлять 1 : 2,5). 3.Содержимое стаканчиков перемешивать энергичными круговыми движениями в течение 5 минут и не более, сразу же измерить рН водной суспензии. За это время в раствор из почвы переместятся катионы, в том числе относительно свободные ионы водорода, которые задают рН водной суспензии. 4.Используя рН-метр или тест – индикатор произвести измерения.

Качественное обнаружение катионов в почвенных вытяжках методом экспресс-анализа Оборудование: образцы почвы; фарфоровые чашки; пипетки; пробирки мерные; горелка; картон; реактивы, указанные в методике Методика: Нитрат-ионы. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор ди­фениламина в серной кислоте. При наличии нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет. Кальций. К 10 мл фильтрата добавить несколько капель 10%-ного раствора соляной кислоты и 5 мл 4%-ного раствора оксалата аммония. Белый осадок оксалата кальция свидетельствует о наличии нескольких процентов кальция. При незначительном содержании кальция (сотые и тысячные доли процента) наблюдается не осадок, а легкое помутнение раствора.

Сульфат-ионы. К 5 мл водной вытяжки добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-ного раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов - сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лишь на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов - тысячные доли процента. Хлорид-ионы. К 5 мл водной вытяжки, помещенного в пробирку, прибавля­ют несколько капель 10%-ного раствора азотной кислоты и по каплям 0,1М раствор нитрата серебра. Образующийся осадок в виде белых хлопьев указывает на присутствие хлоридов в количестве десятых долей процента и более. При содержании сотых и тысячных долей процента хлоридов осадка не выпадает, но раствор мутнеет. Карбонат-ионы. Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%-ного раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода СО, выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судят о более или менее значительном содержании карбонатов. Примечание: Почву, вскипающую от 10%-ного раствора соляной кислоты, относят к группе карбонатных почв. Для такой почвы проводят анализ водной вытяжки. Если почва не «вскипает», то для качественных реакций готовят не водную, а солянокислую вытяжку.

Железо (II и III). В две пробирки внести по 3 мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K3[Fe(CN)6], во вторую - несколько капель 10%-ного раствора роданида аммония или калия NH4SCN или KSCN. Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа (II) и железа (III). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве. Алюминий. К 5 мл солевой почвенной вытяжки прибавляют по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее и обильнее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве. Натрий. О присутствии натрия в почве судят по ярко-желтому окра­шиванию пламени горелки при внесении в него стеклянной палочки с кап­лей раствора почвенной вытяжки. Свинец. В пробирку внести 5 мл водной вытяжки. Добавить 1 мл раствора CH 3 COH и перемешать. Добавить 0,5 мл 10% раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца, выпадает желтый осадок хромата свинца. Пробирку встряхнуть и через 10 минут приступить к определению. Содержимое пробирки рассматривать сверху на черном фоне. Верхнюю часть пробирки прикрыть со стороны света картоном. Концентрация свинца в пробе рассчитывается по формуле: C=a/V (мг/л), где а – содержание свинца в соответствующей пробирке шкалы (мг), V – объем взятой на анализ почвенной вытяжки (л).

Список литературы 1.Т.Я Ашихмина. Школьный экологический мониторинг. Москва. «Рандеву». 2000г. 2.М.И. Герасимова. Перевод с англ. Возможности современных и будущих фундаментальных исследований в почвоведении. Москва. Геос. 2000г. 3.А.И. Дмитриев. Л.Ф. Кудрявцев. Экологический практикум. Н.-Новгород. 1995г. 4.А.А. Касьянов. Контроль качества окружающей среды. РУДН. 1992г. 5.М.С. Кауричева. Почвоведение. Агропромиздат. Москва. 1989г. 6.Т. Липина. Ю. Иванова. Детский экологический центр. Москва 1997г. 7.В.В. Снакин и др. Экологический мониторинг. РФИА. 1996г.