Лектор: Ковалевский А.Р.. О п р е д е л е н и е: Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективный финансовый план. Презентациию подготовил студент 4 го курса Попов Егор.
Advertisements

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И МЕТОДЫ. Планирование в бюджетной сфере должно быть обосновано, основано на устойчивых показателях и предсказуемо основывается.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Тема 9 Понятие управления финансами, его функциональные элементы Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами Финансовый.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
Транксрипт:

Лектор: Ковалевский А.Р.

О п р е д е л е н и е: Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Ц е л и: Перспективный финансовый план разрабатывается в целях: информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Экономический смысл Муниципалитет должен не действовать в режиме МЧС, а иметь перед собой ясную и прозрачную стратегию развития, которую нужно реализовывать по мере сил. Бюджет должен использоваться как экономический инструмент, а не как средство бухгалтерской отчетности. Зачем нужен перспективный финансовый план?

1.Неопределенность межбюджетных отношений с субъектом РФ (каждый год меняются ставки отчислений от регулирующих налогов). 2.Неопределенность в разграничении полномочий. 3.Все текущие расходы муниципалитета жизнеобеспечивающие и потому не подлежат ревизии, а на капитальные расходы нет денег. Почему не составляется перспективный финансовый план - аргументы муниципалитетов

Контраргументы 1.Готовятся значительные изменения в налоговом законодательстве, призванные стабилизировать налоговую базу муниципалитетов. 2.В настоящее время идет процесс разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. В ближайшее время проблема нестабильности расходных полномочий муниципалитетов сведется к минимуму. 3.Перспективный финансовый план поможет выделить капитальные расходы. Капитальные расходы чаще всего оказываются экономически значительно более эффективными, чем текущие.

Почему составление перспективного финансового плана необходимо в любом случае? Само наличие долгосрочного плана оказывает стабилизирующее воздействие на экономику и стимулирует инвестиционную активность Долгосрочное бюджетное планирование является необходимым условием повышения эффективности выполнения муниципальных функций

С чего начинать составление перспективного финансового плана Прогнозирование доходов и расходов бюджета на среднесрочную перспективу и определение основных приоритетов долговой политики невозможно без определения более общих задач, стоящих перед муниципалитетом, - стратегии развития муниципалитета в долгосрочной перспективе. Расходы – приоритетные направления развития муниципалитета (например, модернизация ЖКХ, развитие образования, сохранение исторической части города). Доходы – прогноз развития основных отраслей муниципального хозяйства. Заимствования – наличие долгового плана. Вывод: при составлении перспективного финансового плана необходимо руководствоваться «дедуктивным методом», а именно идти от общего к частному.

Вначале надо определить приоритеты. Необходимо сначала представить базовые документы, определяющие средне- и долгосрочные направления развития города, например: Как организовать составление реалистичного перспективного финансового плана? Целевые программы, с указанием необходимого объема финансирования Стратегическая концепция развития муниципалитета Программы социально-экономического развития по важнейшим направлениям городского развития, зафиксированные в стратегической концепции развития города Прогнозы и план социально-экономического развития Целевые программы с указанием необходимого объема финансирования

Стратегическая концепция социально-экономического развития муниципалитета Стратегическая концепция социально-экономического развития муниципалитета - система стратегических целей, задач, направлений развития муниципальной экономики и социальной сферы, которым будут соответствовать целевые программы. Стратегическая концепция социально-экономического развития муниципалитета показывает перспективное «видение» муниципалитета,определяет цель и стратегические направления развития.

«Видение» - характер развития, специфические функции, качество жизни, имидж Стратегические цели развития – определяются в соответствии со сформированным видением, а также в зависимости от состояния и уровня развития муниципалитета Задачи - комплекс мер по улучшению городской среды, понимаемой как совокупность условий для жизни граждан и осуществления экономической деятельности. Комплекс направлений развития городской экономики и социальной сферы Элементы стратегической концепции

Разработка стратегической концепции развития города и целевых программ по направлениям развития Мэр 1 Назначает Координационный совет Рабочая группа по разработке стратегической концепции 2 Назначает 3 Разрабатывает Проект стратегической концепции Городская дума 5 Передает Стратегическая концепция 4 Представляет Администрация города Рабочие группы по комплексной программе социально-экономического развития и целевым программам 8 Назначает 7 Передает 9 Разрабатывают 6 Утверждает 11 Утверждает 10 Передают Комплексная программа социально-экономического развития и целевые программы

Программа социально-экономического развития - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития муниципалитета и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Составляется на базе стратегической концепции социально- экономического развития муниципалитета Целевые программы - кратко- или среднесрочные плановые документы, разрабатываемые в соответствии с включенными в стратегическую концепцию и программу социально-экономического развития направлениями развития городской экономики и социальной сферы. Составляются на основе прогноза и содержат сведения об объемах и источниках финансирования, перечень мероприятий, расчет предварительного эффекта, формы отчетности Адресная инвестиционная программа – совокупность положений целевых программ, подлежащих исполнению и финансированию в среднесрочной перспективе (а не на текущий год, как того требует Бюджетный кодекс). Является одним из элементов перспективного финансового плана Программы социально-экономического развития муниципалитетов

Органы по разработке целевых программ Департамент ЖКХ + эксперты Департамент экономики + рабочая группа по разработке стратегической концепции – общая координация деятельности … Департамент социальной политики + эксперты Департамент образования + эксперты

Сведение целевых программ Предоставление проектов целевых программ в общую рабочую группу Материалы по сведенным программам - интегральный сетевой план-график выполнения целевых программ, общая оценка необходимых ресурсов и ожидаемого от выполнения целевых программ эффекта Сокращение проектных заявок по отдельным направлениям и их балансировка в соответствии с приоритетами, заложенными в концепцию Как правило, необходимо сокращать количество программ, предлагаемых департаментами, а не каких-то элементов программ. Данный процесс носит итерационный характер и предполагает различные формы (от рабочих обсуждений в подразделениях администрации до общего совещания с защитой проектов целевых программ) Общественное обсуждение сведенного блока целевых программ

Образец адресной программы капитальных вложений

Прогноз социально-экономического развития. Основные определения – разработка системы научно обоснованных суждений о возможных состояниях экономики и социальной сферы муниципального образования, а также о разных сценарных условиях и альтернативных путях достижения этих состояний. – документ, содержащий разные варианты основных показателей социально-экономического развития муниципального образования, относящихся к определенным периодам времени и рассчитанных при различных внешних и внутренних условиях развития экономики. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования Прогноз социально-экономического развития

Прогноз социально-экономического развития. Основные определения – повышение эффективности управления социально-экономическими процессами на определенной территории. содержат основные макроэкономические показатели территории, индексы и дефляторы цен и тарифов, параметры и приоритеты социально-экономической политики. Цель прогнозной деятельности Сценарные условия развития экономики

1. Многовариантность прогноза Наличие нескольких сценариев социально-экономического развития муниципального образования (по меньшей мере, трех): Базовые требования к прогнозированию - позволяет учитывать различные варианты изменения факторов внешней среды. ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ

Виды прогнозов Краткосрочные ( до 1 года) Среднесрочные (от 1 года до 5 лет) Долгосрочные (свыше 5 лет)

Прогнозирование текущих расходов Этап 1. Паспортизация каждой отрасли Этап 2. Ранжирование текущих расходов по степени приоритетности. Выделение расходов капитального характера в составе текущих расходов Этап 3. Составление трех вариантов развития отрасли на основании трех вариантов сценарных условий

Формирование бюджета капитальных расходов Этап 1. Выбор капитальных расходов для финансирования. В а р и а н т ы 1. Реализация уже начатых целевых программ (нельзя «забрасывать»). 2. Реализация перспективных проектов (отбор проектов с точки зрения эффективности). 3. Реализация программ «с нуля». Этап 2. Сопоставление расходов с графиком погашения долга. Этап 3. Определение размера капитального бюджета исходя из объема текущих расходов и расходов на обслуживание долга.

КоммерческиеЭкономическиеСоциальные Коммерческие проекты, генерирующие достаточно доходов для погашения проекты капитальных затрат. Каждый такой проект может привлечь частные средства по крайней мере для части его исполнения. Экономические проекты, начальная инвестиционная стоимость которых проекты окупается, но косвенно через расширение налогооблагаемой базы или другие доходы, доступные только для администрации, а не за счет прямых платежей потребителей. Пример: развитие инфраструктуры. Такие проекты должны финансироваться преимущественно за счет бюджетных средств. Социальные это проекты, осуществление которых дает прямые преимущества проекты населению (улучшение систем образования, здравоохранения). Эти проекты не являются самоокупаемыми. Базовые принципы долговой и инвестиционной политики

Основные правила осуществления бюджетных инвестиций за счет заемных средств Правило 1. Обслуживание обязательств, возникших в результате реализации инвестиционных проектов, должно осуществляться за счет текущих доходов бюджета. Нельзя полагаться на рефинансирование, продажу активов или доходы от одного проекта, на перечисления из вышестоящих бюджетов. Все заимствования должны направляться на инвестиции, а не на текущие расходы или погашение долгов (последнее требование отражено в Бюджетном кодексе РФ).

Основные правила осуществления бюджетных инвестиций за счет заемных средств Правило 2. Распределение инвестиций согласно социальным, экономическим и коммерческим целям может быть политически обосновано и открыто; распределение инвестиций в рамках каждой из категорий должно осуществляться на основании согласованных объективных приоритетов, критериев и тестов. Нельзя сравнивать потенциальные денежные выгоды от реализации социальных проектов и прямые доходы от реализации проектов коммерческих. Но внутри одной категории проектов должны существовать критерии отбора. Правило 3. Отбор и финансирование инвестиционных проектов, как и планирование обслуживания долга, следует осуществлять на «портфельной» основе, а не по отдельным операциям.

Основные правила осуществления бюджетных инвестиций за счет заемных средств Правило 4. Если доступ к новым заимствованиям невозможен, необходимо сокращать инвестиционную программу (для которой было предусмотрено привлечение заемных средств), а не текущие расходы. Хотя высокоприоритетные инвестиционные программы также требуют непрерывного финансирования, чтобы гарантировать сохранение уже вложенных средств. Правило 5. Проекты, финансируемые за счет заемных средств, должны быть максимально безрисковыми. Правило 6. Для финансирования инвестиционных проектов следует привлекать только среднесрочные заемные средства. Если заем возможно привлечь только на срок менее трех лет, привлекать его не следует.

Необходимые шаги муниципалитета 1.Разработать и принять инвестиционную стратегию. Приоритеты развития Имеющиеся средства (утвержденные, потенциальные и перспективные) Распределение средств между коммерческими, инвестиционными и социальными проектами Инвестиционную стратегию необходимо ежегодно обновлять и публиковать. 2. Разработать и принять документ по инвестиционному процессу с перечнем конкретных мер и ответственных лиц по каждому пункту.

Необходимые шаги муниципалитета 3. Подготовить инвестиционный план. Анализ каждого проекта в деталях. Анализ всех инвестиций в совокупности. Объемы и сроки необходимых инвестиций. Предполагаемое влияние проекта на будущие доходы и расходы бюджета. Статьи расходов по уже начатым проектам должны быть каким-либо образом «защищены».

Необходимые шаги муниципалитета 4. Провести полную инвентаризацию обязательств и активов бюджета. Подробный список дебиторов и кредиторов. Полный список обязательств, включая гарантии и поручительства администрации города, ее структурных подразделений и т. д. Полный список активов (недвижимость, права, доли в предприятиях и др.). Возможные изменения величины долга и активов (колебания курсов валют, процентных ставок, пени, штрафы, процентные ставки и проч.).

Необходимые шаги муниципалитета 5. Учесть инвестиции в интегрированном финансовом плане. В финансовом плане отражаются: долг инвестиционные планы и обязательства расчетные доходы расходы стоимость обслуживания долга инвестиционные расходы Каждая из вышеперечисленных статей может быть изменена по отдельности или в комбинации с другими, что позволяет проводить анализ «чувствительности» каждой статьи и финансовой позиции в целом в условиях различных сценариев.

Перспективный финансовый план г. Санкт-Петербурга