Неформальная экономика, налогообложение и коррупция Профессор Крастьо Петков, УНВЭ, София Субрегиональная встреча МОТ/МКП-ВЕРС по вопросам неформальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Advertisements

Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
ИЗМЕРЯЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ : КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ Кази Матин Всемирный банк.
Финансовый кризис негативно влияет на благополучие ребенка. Неизбежно ли это? Гордон Александер, Советник по экономической и социальной политике Регионального.
Маргарита Ускембаева Алматы, 2 декабря Почему женщины становятся самозанятыми? 1. неудовлетворенность условиями труда 2.низкая зарплата 3.отсутствие.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
развивающиеся страны в мировой экономике
Баланс между работой и семьей Международная Организация Труда Программа по условиям труда и занятости (TRAVAIL) Женева, Швейцария
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Экономические интересы «третьего сектора» Алушта, июня 2007 года.
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Роль организаций в период кризиса Презентация шведских экспертов.
Транксрипт:

Неформальная экономика, налогообложение и коррупция Профессор Крастьо Петков, УНВЭ, София Субрегиональная встреча МОТ/МКП-ВЕРС по вопросам неформальной занятости и роли профсоюзов, июля, Иссык-Куль

Три взаимосвязанных вопроса Взаимосвязанный процесс: 1. Отражение неформальной экономики на моделях налогообложения и коррупцию: отрицательные и положительные аспекты 2. Системы и практики налогообложения могут генерировать теневую экономику и коррупцию; 3. Высокий уровень коррупции является одним из двигателей теневой и черной экономики и ухода от налогов

Часть I Неформальная экономика и нерегистрируемый труд

Изменяющиеся отношение и интерпретации неформальной экономики и неформального труда Почему неформальная экономика и неформальный труд растут? Три фактора: 1. Глобализация и развитие ИТ: > сокращение труда / работы (неверное предсказание); > транснациональная и внутренняя нерегулируемая миграция (недооценка); 2. Переход: > переходные рецессии в ЦВЕ, высокая безработица; > деиндустриализация / рост сферы услуг > дерегуляция рынка труда; 3. Экономический и финансовый кризис: Стратегии выживания; Конкурентное преимущество;

Определение Что такое неформальная экономика? Неформальная экономика включает деятельность, предприятия и трудящихся вне схем государственного регулирования и защиты. Многие люди думают, что неформальная экономика включает только самозанятых в небольших незарегистрированных предприятиях. Но WIEGO, совместно с Международной Организацией Труда (ILO), расширил определение, которое включает также наемных работников на незащищенных рабочих местах.

Недавние подходы Новое определение МОТ включает: во-первых, занятость в неформальном секторе как определено ICLS; во-вторых, другие формы неформальной занятости за пределами неформального сектора Изменение подхода Переход от подхода со стороны предприятия к подходу со стороны занятости Ключевой вопрос – нерегистрируемая занятость;

Неформальный труд: типичные формы В рамках этого определения, неформальная экономика включает: самозанятых в небольших незарегистрированных или неинкорпорированных предприятиях, в том числе: °°работодатели, использующие труд по найму °° самозанятые участники, которые не используют труд других °° члены семей, чей вклад не оплачивается наемные работники вне схем социального обеспечения или защиты: °° незащищенные работники в неформальных предприятиях °° незащищенные работники формальных предприятий °° незащищенные домашние работники °° трудящиеся от случая к случаю °° работники на субподряде (например, надомные работники)

Три сегмента неформального труда Криминальн ый Серый Законн ый

Неформальная экономика / труд в ЕС 2011

Неформальная экономика / труд в ЕС Соотношение с ВВП (%)

Почему мы озабочены вопросом неформальных работников? 1. Большинство бедных – особенно в развивающихся странах – трудятся. Но бедные трудящиеся не могут выйти из бедноты. 2. Абсолютное большинство бедных трудящихся зарабатывают на жизни в неформальной экономике, где: °° заработки низки °° издержки и риски велики 3. Коренные причины низких доходов и высоких рисков в неформальной экономике включают: °° недостаток продуктивных ресурсов и экономических возможностей °° недостаток экономических прав – у работников и производителей °° недостаток социальной защиты °° недостаток организации и представительства 4. Ключевые пути сокращения бедности: °° создание больших возможностей для достойного труда °° повышение гарантий и сокращение издержке работающим неформально °° продвижение assets, экономических прав, социальной защиты и голоса неформальных работников

Что хотят и требуют неформальные работники Хотя отдельные группы работников имеют специфические нужды и требования, все неформальные работники – особенно работающие бедные – хотят и требуют: Экономических возможностей: чтобы они могли зарабатывать, увеличивать собственность, продуктивность и конкурентоспособность Экономических прав: включая трудовые, коммерческие права и права собственности Социальной защиты: через существующие или новые схемы Организации: в свои собственные членские организации Представительства: в соответствующих органах, разрабатывающих политику, в коллективных переговорах и процессах переговоров

Некоторые рекомендации Тройственная стратегия может быть адаптирована к специфической ситуации в стране : 1.Для мира бедных неформальная работа является зачастую единственным путем участия на рынке труда. Должна быть разработана политика, чтобы увести этих людей от низко-продуктивной деятельности, позволить им быть более продуктивными и предоставить им возможности продвижения по социальной лестнице, вновь открыть двери в формальный сектор. 2.Если неформальная занятость является сознательным выбором в целях ухода от налогов и административных барьеров, правительства должны стремиться установить эффективные формальные структуры, чтобы участвовать на рынке труда; 3. Хотя уровень занятости следует росту работоспособного населения, необходимо содействовать большим возможностям занятости в формальном секторе. Правительства должны поддерживать малый бизнес в том, чтобы соблюдались формальные требования, и способствовать созданию возможностей занятости крупными компаниями

Часть II Модели и политики налогообложения

Структура налогов Системы налогообложения: По типу налогов мы различаем: > прямые налоги, включающие индивидуальный подоходный налогdirect taxes which include personal income tax, corporate income tax and other income and capital taxes (inheritance and gift taxes); > косвенные налоги, в т.ч. НДС, акцизы, потребительские налоги, налоги на товары и производство; > социальные отчисления работников, работодателей и самозанятых. По налооблагаемой базе: мы различаем между налогами на потребление, труд и капитал. По уровню правительства: центральные, региональные и местные, а также фонды социального обеспечения. Отдельная статистика также доступна по экологическим налогам (в том числе по акцизам на энергопродукты, транспортные налоги и налоги на загрязнение), а также для налогов на собственность (по данным ОЭСР)

ЕС – две модели налообложения? Старые члены Евросоюза Прогрессивная система Новые члены Евросоюза Плоская шкала)

Определение ПШН Hall и Rabushka (1985) – первые авторы, принципиально поддерживавшие плоскую шкалу налогообложения доходов, то есть структуру налогообложения, в которой одна и та же ставка определена и для доходов бизнеса, и для доходов наемных работников. В последние годы было принято более детальное определение – с фокусом на трудовой доход: единая общая черта плоской шкалы налогообложения доходов – единый, положительный маргинальный уровень налога на трудовой доход

Регион ЦВЕ: центр мировой фискальной революции! > До 2008 г. : 18 стран; ЦВЕ: %; > После 2008: + еще 9; > 2011/: 28 стран; ЦВЕ:19-67%; /см. сл. слайды/ > ПШН на трудовой доход внедрена в 15 из 28 стран; >Средний уровень для 28 стран: 16,3%; Важный сдвиг: в ходе кризиса МВФ рекомендует ряду стран уйти от ПШН Какие результаты? См. слайд 23…

Source: Kan Ji, Jenny Ligthart, 2012, The Causes and Consequences of the Flat Income Tax, Preliminary and Incomplete Draft, p. 21, Table-3

Source: Kan Ji, Jenny Ligthart, 2012, The Causes and Consequences of the Flat Income Tax, Preliminary and Incomplete Draft, p. 20, Table-2

Source: Kan Ji, Jenny Ligthart, 2012, The Causes and Consequences of the Flat Income Tax, Preliminary and Incomplete Draft, p. 19, Table-1

Мифы и реалии ПШН /Болгария после 2008 г./ Ожидания /2008/Результаты /2012/ Миф 1: ПШН сделает экономику прозрачной и увеличит доходы В 2012 г. Болгария имеет наибольшую долю теневой экономики в ЕС, доходы же увеличились незначительно Миф 2: ПШН будет стимулировать экономическую активность и рост. Рост экономики в 2007 был 6,4%; 2008: 6,2% ;2009: -5,5% ; 2010: 0,4%; 2011: 1,7%; 2012: 1,4%; Миф 3: ПШН поможет создать новые рабочие мест и сократить безработицу (в результате инвестиций богатых) В 2008 г. Уровень безработицы был 6,3%; в ,3% (официально) Миф 4: ПШН привлечет ПИИВ 2011 ПИИ упали в 6 раз в сравнении с 2007

Доходы бюджета / / GDP mill.lev Сбор налогов 19323,822166,920171,919014,420594,2 PIT 1808,7 9,4% 1971,5 8,8% 2051,1 2031,2 2179,6 10,5% CIT 1862,6 9,6% 2228,5 1762,3 1353,3 1495,9 7,2%

Общие выводы ПШН должна быть пересмотрена: 1.Социальный аспект: перераспределение доходов / богатства Меньше доходов, меньше рабочих мест, меньше ПИИ и т.д.. 2. Политический аспект: борьба за власть / выборы. Правые и левые политические силы создали союз в защиту ПШН. ЦВЕ – в центре этого альянса 3. Классовый аспект: противоборствующие интересы богатых и бедных ПШН служит олигархии; средний класс и группы с низкими доходами – конечные проигравшие

Некоторые выводы и рекомендации профсоюзам Во-первых, профсоюзам нужна экспертная оценка реальной природы и следствий ПШН; Во-вторых, эконометрический и фискальный анализ недостаточны; нужно оценивать с т.з. политической экономики. В-третьих, центральный вопрос здесь: в чьих интересах заменить прогрессивную шкалу налогообложения (и для персонального и для корпоративного доходов)? В-четвертых, если 1,2,3 выполнены, то профсоюзные эксперты должны донести до профлидеров ЦВЕ следующее:

Рекомендации-2 1): быть проактивными! Положительный пример - Словения 2) применять двойную стратегию давления: а) экспертные обсуждения и б) мобилизацию; Положительный опыт Венгрии до 2009 г. 3) не верить в прогрессивные правительства и правящие партии. Контролировать ситуацию постоянно, используя политический / парламентский ресурс!

Рекомендации - 3 4) постепенное изменение доминирующей регрессивной модели. Назад к прогрессивной системе, типичной для социальной Европы! слишком оптимистично во времена кризиса и бюджетной экономии!!! 5) противоборствовать любым попыткам зафиксировать ПШН в конституции! иначе это предопределит фискальную политику на многие годы

Часть III Коррупция !

Основные моменты Не просто коррупция, но коррумпированное государство Коррупция во время переходного периода – корень проблем ЦВЕ Коррупция, генерируемая: –Экономическими факторами; –Социальными причинами; –Моральной деградацией;

CPI- EU (2011)

Три фазы процесса коррупции в Болгарии Первая фаза: идентификация (после 1990); Вторая фаза: отражение ( после 1998): CRD and Transparency International Reports; Третья фаза: Политические меры ( после вступления в ЕС в 2007): Ежегодный отчет по мониторингу ЕС; Некоторые предварительные оценки: - Запоздалые ответы правительства и социальных партнеров; -Слабое / пассивное гражданское общество; -нехватка свободной прессы; В результате: внезапная гражданская революция (февраль–март2013); (июнь – июль 2013)

Случай Болгарии: основные направления Сверху вниз; Политическая коррупция затмевает административную; От коррумпированных индивидов к коррупционным сетям; Трансформация изолированной коррупции в социально-культурную норму; Коррупционные сети захватывают государственные институты, в том числе правосудие;

Несколько предварительных выводов 1. Среди наиболее коррумпированных есть и новые и старые члены ЕС ; 2. Вступление и мониторинг ЕС не воздействует автоматически; 3. Коррупция обладает национальными чертами, но не укоренена в менталитете - культуре, традициях, стиле жизни; Вывод: Экономические и социальные реформы (неолиберальная модель перехода) является основным генератором продолжающейся коррупции и ее негативного влияния

Отрицательные эффекты Эффект низких доходов: политика недооплаты и бедность генерируют коррупцию (врачи, госслужащие); Приватизация / дерегуляция: спекулятивный рынок – общественные услуги, банковский сектор и т.д. Эффект криминализации: государство захвачено мафиозными структурами; коррупционные сети пользуются государственными институтами, законодательными властями и властной элитой; В итоге: создана коррупционная / криминальная социальная среда

Ответ профсоюзов для дискуссии Профсоюзы не в силах бороться с коррупцией в одиночку. Но: 1. Недостаточно критиковать; 2. Пассивное отношение – тактика поражения; 3. Анти-коррупционный альянс с гражданским обществом может принести некоторый результат; 4. В подобных Болгарскому случаях необходима полная смена государственной системы для того, чтобы сломать коррупционные сети;