Карельская региональная природоохранная общественная организация «СПОК» 185026, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Горького, д. 21- В, тел./факс:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты выборочного мониторинга состояния сети ООПТ Карелии 16 июня 2009 Карельская природоохранная общественная организация «СПОК» , Россия,
Advertisements

Результаты ГАП-анализа ООПТ на Северо-Западе России (Республика Карелия) Карельская природоохранная общественная организация «СПОК» , Россия, Республика.
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
Биоразнообразие
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕВСТВЕНЫХ ЛЕСОВ Паутов Ю.А. Фонд «Серебряная тайга»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ООПТ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Л.Я. Огродовая Корткерос.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Охрана дикой природы в Архангельской области: проблемы и достижения Добрынин Денис, Щеголев Андрей 19 сентября 2013 г.
Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация урока окружающего мира 4 класс на тему" Особо охраняемые территории"
Система управления особо охраняемыми природными территориями, природными и озелененными территориями Москва 2013 год.
Природное наследие Тверской области. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Статья 2 В настоящей Конвенции под «природным наследием»
КРАСНАЯ КНИГА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. Еще в 1992 г. Тверской областной совет народных Депутатов принял постановление «Об утверждении и ведении Красной книги.
Особенности согласования документов территориального планирования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
1 Взаимодействие ОАО «ФСК ЕЭС» с заинтересованными сторонами по проблемам природоохранной деятельности. Отчет по обязательствам 2007 года Демин М.В. –
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
Транксрипт:

Карельская региональная природоохранная общественная организация «СПОК» , Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Горького, д. 21- В, тел./факс: +7 (8142) , Проблемы сохранения лесов на территории Петрозаводского городского округа. Игнашева В.Ю. III Международный семинар «Стиль и экология в ландшафтном дизайне» Петрозаводск

Региональная общественная организация «СПОК» Организация создана 10 ноября 1996 года как Дружина охраны природы Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), позднее преобразована в РОО "СПОК". Юридически зарегистрирована 14 февраля 2001 года в г. Петрозаводске (Республика Карелия, Российская Федерация). Миссия: Сохраним леса Карелии вместе! Цель: Содействие сохранению ценных лесов и экологизации лесопользования.

Современное состояние лесов России

Классификация лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) ЛВПЦ 1. Высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях (ООПТ (особо охраняемые природные территории), Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, Эндемичные виды, Ключевые сезонные места обитания животных); ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях. ЛВПЦ 3. Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы. ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции ( Леса, имеющие особое водоохранное; особое противоэрозионное; особое противопожарное значение); ЛВПЦ 5 и 6. Леса, имеющие особо важное значение для местного населения, в том числе с религиозной, культурной, экологической или экономической точек зрения.

Расположение лесхозов вокруг г.Петрозаводска (данные конца 90-х годов) Вокруг г. Петрозаводска исторически располагались земли леспромхозов, частично вошедшие в границы Петрозаводского городского округа. На этих землях велась промышленная заготовка древесины и хвойные леса вырубались. В настоящее время эти территории почти полностью заняты вторичными лиственными лесами, имеющими более низкую природоохранную ценность, чем хвойные.

Изменение границ муниципального образования с 19 октября 1999 года Муниципальное образование «Город Петрозаводск» с 15 ноября 2004 года Петрозаводское городское поселение (состав г.Петрозаводск) с 16 мая 2007 года Петрозаводский городской округ

Принадлежность лесных территорий Петрозаводского городского округа Леса городского лесничества на площади 3,5 тыс. га существуют очень давно. Последняя их инвентаризация (Лесоустройство) проводилась в 1977 году. Также в границах Петрозаводского городского округа находятся земли лесного фонда Ладвинского центрального лесничества (5,3 тыс. га) - это территории леса федерального значения. А также участки Хвойного лесхоза Минобороны (0,7 тыс. га) и территории, которые являлись раньше «запретными нерестовыми полосами» (13,0 тыс. га). Итого 22,5 тыс. га (согласно материалам Генерального плана 2007г., корректировка) Сюда не включены площади территорий Ботанического сада ПетрГУ и ландшафтного заказника «Заозерский», являющихся особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) республиканского значения. Территориально находятся на противоположном к основной части г.Петрозаводска берегу Онежского озера.

Современная граница Петрозаводского городского округа

«Пояс» хвойных лесов вокруг г.Петрозаводска Далее на космическом снимке отчетливо видна узкая темно-зеленая полоса коренных хвойных лесов, существовавших до недавнего времени вокруг застроенных территорий и жилых районов г.Петрозаводска. Далее видны более светлые обширные территории занятые вторичными лиственными лесами.

Кроме зеленых насаждений искусственного происхождения на территории г.Петрозаводска существует большое количество участков лесной растительности, находящихся в близком к естественному состоянию. В составе городской флоры насчитывается более 400 видов растений, 17 из которых являются охраняемыми на территории Карелии и Российской Федерации.

Участки лесной растительности, находящиеся в близком к естественному состоянию.

Венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.) Сайнаволок: долина ручья Каменный Красные книги РФ и Карелии

Ценность хвойных лесов на территории города Экологические и социальные функции леса природоохранные функции: кислородопроизводящая, водоохранно-защитная, противоэрозионная, а так же санитарно-гигиеническая, эколого-этическая рекреационная функции.

«Пояс» хвойных лесов вокруг застроенного пространства г. Петрозаводска

В настоящее время хвойные леса на территории г.Петрозаводска стремительно исчезают в результате рубок. « Рубка леса подрывает престиж Карелии - как лесной столицы. Леса в течении 100 лет можно было бы показывать туристам, чем ждать когда они снова вырастут...»

2008 год. Микрорайон Перевалка возле детского сада 114 "Лесовичок" (всего по акту 1302 живых дерева). 40 тысяч квадратных метров (4 га) под строительство 34 коттеджей

Место до вырубки

Февраль 2008 года. Лесной проспект, направо от Чапаевского кольца. Под строительство торгово- развлекательного центра "Ташир» 5 га хвойного леса

Там же

Февраль 2009 года. Рубка на кладбище «Пески» Примерно 1,5 га

Там же

Март-апрель 2009 года. Рубка на ул. Репникова

Там же

Автозаправки, автостоянки, автомойки

Вышки сотовой связи

Фрагментация «пояса» хвойных лесов и рубки

«Генеральный план г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в настоящее время реализуется посредством, непродуманных с точки зрения сохранения и устойчивого развития городских лесов и других озелененных территорий, действий Администрации г.Петрозаводска

Причины сложившейся ситуации: Новый Лесной кодекс Отсутствие муниципального законодательства по всем зеленым насаждениям Отсутствие современной информации о состоянии городских лесов (Лесоустройство и инвентаризация) Отсутствие системного подхода к управлению зелеными насаждениями Отсутствие ответственного органа управления

Новый Лесной кодекс С введением в действие с 1 января 2007 г. нового «Лесного кодекса», леса, находящиеся на территориях населенных пунктов, перешли под управление муниципальных властей. Таким образом, они утратили свой охранный статус и оказались в условиях «правового вакуума» Общероссийская проблема Примеры уничтожения лесов российских городов (г. Пермь и другие)

Отсутствие муниципального законодательства В настоящее время у муниципальных властей г. Петрозаводска нет необходимых для законного использования городских лесов и других озелененных территорий правовых и нормативных актов. Эта ситуация открывает возможности использования данных территорий в ущерб сохранению благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия живой природы в черте города.

Отсутствие информации Лесоустройство городских лесов г. Петрозаводска последний раз проводилось в 1977 году. Территория города с точки зрения выявления ценных природных территорий и объектов на сегодняшний день исследована недостаточно. Зеленые насаждения на территории города отличаются по своей природной и рекреационной ценности. Без учета этих ценностей решение об оставлении или переводе зеленых насаждений в другие функциональные зоны является необоснованным. В Генеральном плане ряд облесенных территорий (естественных лесов) переводятся в другие функциональные зоны.

Отсюда следует невозможность для муниципальных властей в настоящее время по закону управлять лесами и зелеными насаждениями на территории города и создавать обоснованные планы их устойчивого развития.

Отсутствие комплексного подхода Для устойчивого существования всех зеленых насаждений на территории города, в частности лесных участков, необходимо обеспечить наличие между ними и пригородными лесами «зеленых коридоров», размеры и расположение которых должны быть научно обоснованны. Сохранение разрозненных озелененных участков без комплексного подхода к обеспечению жизнеспособности экосистем на территории города приведет к их большей деградации (регрессии) особенно на фоне нарастающей антропогенной нагрузки.

Ключевая территория коридор островки буферные зоны Участок экологической реставрации Схема экологической сети Схема сохранения биоразнообразия и экологической устойчивости территории

Проблемы: Отсутствие муниципального законодательства Стремительное сокращение и фрагментация пояса хвойных лесов вокруг г. Петрозаводска Отсутствие достоверной информации о состоянии зеленых насаждений (Лесоустройства и инвентаризации) на территории г. Петрозаводска Отсутствие комплексного подхода и научно- обоснованного планирования устойчивого развития зеленых насаждений (включая леса) Отсутствие системы (сети) особо охраняемых территорий Петрозаводского городского округа Отсутствие органа управления зелеными насаждениями города Петрозаводска Отсутствие оценки и прогноза экономических потерь от уничтожения ценных в экологическом и рекреационном плане территорий

Перспективы: Потеря ценных в природоохранном и рекреационном плане территорий хвойных лесов г. Петрозаводска Потеря невосстановимых ценных природных объектов на территории города Социальные конфликты Ухудшение экологической ситуации Дальнейшая и быстрая деградация городских экосистем на фоне нарастающей антропогенной нагрузки

Предложения: принять на уровне муниципальных властей решение о запрете на снос деревьев и строительные работы на участках покрытых лесной растительностью до проведения лесоустроительных работ и инвентаризации ЦПО на территории г. Петрозаводска; провести полноценное лесоустройство и инвентаризацию ЦПО на территории Петрозаводского городского округа; разработать и принять муниципальный закон «О защите и использовании зеленых насаждений г. Петрозаводска»; на основании полученных и уже имеющихся данных разработать комплексный «План сохранения и устойчивого развития зеленых насаждений на территории Петрозаводского городского округа»; создать сеть природных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для устойчивого сохранения и развития озелененных территорий города согласно «Плану устойчивого развития зеленых насаждений на территории Петрозаводского городского округа»; создать муниципальный орган управления ООПТ – «Дирекцию по управлению ООПТ и озелененными территориями г. Петрозаводска», например, на базе Ботанического сада ПетрГУ.

Спасибо за внимание !