Бурим Н.В., 2012. Ребенок как «режиссер» и «сценарист»: организует игровое пространство (игрушки и их заместители; игровое поле, кукольный дом, ширма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средняя группа. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это.
Advertisements

Подготовительная к школе группа (6-7 лет ). Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность.
Значение театрально- игровой деятельности в развитии речи детей Учитель-логопед Лоскутникова Т.М.
Методический центр «УСПЕХ» Екатеринбург этап: Мотивация детей на новое поэтического произведение. -«Давайте порадуем родителей новой инсценировкой!»
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ. МДОУ АННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Старший дошкольный возраст Составила воспитатель : Польникова В. Н. МБДОУ д / с « Колосок » с. Сорочий Лог.
Старший дошкольный возраст Выполнила: Гусева Наташа КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
Игра - драматизация Показ русской народной сказки «Репка» Подготовила и провела воспитатель ГБОУ д/с 58 г. Москва Живаева И.В.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Приволенский детский сад 14 «Алёнка» Тема презентации: «Неделя театрализованной деятельности»
ГБДОУ Детский сад 92 комбинированного вида Центрального района ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация театральной деятельности в ДОУ» Разработан воспитателем.
Сказка – ложь, да в ней урок… Достовалова Александра, 6 лет Воспитанница МАДОУ УМР Упоровский детский сад «Солнышко» С. Упорово, Упоровский район, Тюменской.
Игра – форма организации детской жизни. Этапы развития игры 2-3 года – сюжетно-отобразительная игра 3-5 лет – начальный этап сюжетно-ролевой игры 5-7.
Развитие творчества детей через театрализованные игры.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 52 «Самолетик» Г. Нижневартовск 2009 год Тема: « Развитие.
Кружок «Волшебный мир куклы».. Пояснительная записка: Пояснительная записка: Кружковая работа при библиотеке - одна из форм приобщения учащихся к чтению.
Старший дошкольный возраст Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы.
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Декабрь 2012 год.. Цель: 1. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника. Самый короткий путь эмоционального.
Транксрипт:

Бурим Н.В., 2012

Ребенок как «режиссер» и «сценарист»: организует игровое пространство (игрушки и их заместители; игровое поле, кукольный дом, ширма и др.); управляет сюжетом (готовый сюжет по литературному произведению, мультфильму; свой сюжет – по типу игры-фантазирования). Ребенок как «артист» и «рассказчик»: «озвучивает» героев, используя разные средства вербальной и невербальной выразительности; комментирует сюжет, движет сюжет вперед.

Во II младшей группе режиссерская игра имеет характер совместной деятельности взрослого с ребенком. Кумулятивные сказки «Репка» «Теремок» «Курочка Ряба» «Колобок» (на полу, на столе) Волшебные сказки «Волк и семеро козлят» «Маша и медведь» (на игровом поле) Педагогические условия: Сказка должна быть хорошо знакома детям (рассказывание перед сеансом). Разыгрывание воспитателем перед детьми образцовой режиссерской игры. Создание необходимых условий в группе ( среди игрушек должны быть такие, с которыми можно проиграть хотя бы отдельные эпизоды сказки).

Алгоритм совместной игры по кумулятивной сказке (с каждым ребенком 1-2 раза). Знакомство ребенка с игрушками. Предложение «сыграть в то, что в этой сказке когда-то случилось». Обозначение пространства для игры: «Здесь эта сказка будет жить». Просьба отметить начало сказки (колокольчик или сказочная формула: «Сказка начинается…»). Начало сказки взрослым: «Жили-были…». Предложение ребенку продолжить сказку. Помощь при затруднениях: подаем игрушку, если ребенок забывает сопровождать рассказ действием; в повествовательной и ролевой речи продвигает сюжет вперед. Просьба отметить конец сказки (колокольчик или сказочная формула: «Вот и сказке конец…»).

Алгоритм совместной игры по волшебной сказке (с каждым ребенком 2-3 раза). Алгоритм отличается от предыдущего тем, что после рассматривания игрушек проводится рассматривание игрового поля: ЛЕС ПОЛЯНКА «ДОМ» ГЕРОЯ

Рассматривание игрового поля Здесь эта сказка будет жить. Что нарисовано на поле? Найди место, где живет … (каждый персонаж)? Расставь игрушки вместе с домиками. Р.S. Ребенка не нужно укорять, если он не придерживается «правильного» сюжета, а разыгрывает сказку по-своему. Если «дома» героя и «врага» поставить рядом, при проигрывании столкнемся с трудностями.

Средняя группа I этап (октябрь-январь) - способствовать тому, чтобы ребенок стал рассказчиком. Алгоритм: Совместное обсуждение, какая сторона игрового поля лучше подходит для игры в данную сказку. речка поле

Совместный отбор игрушек-персонажей (взрослый следит за тем, чтобы никого не забыть); атрибутов для игры (домики, деревья и др.) Совместное выделение пространств жизни «героя» и «врага» на игровом поле. Ребенок сам ставит персонажей на игровом поле (взрослый не поправляет). Помощь педагога только в тот момент, когда ребенок действительно не может продолжить сюжет (начинает выходить из игры или обращается за помощью): подсказывает ребенку текст (повествовательная + ролевая речь); подает игрушку, если ребенок забывает сопровождать рассказ действием. P.S. Необходимо давать ребенку возможность самостоятельно выйти из затруднительного положения внутри игры.

II этап (февраль-май) – научить детей отделить замысел игры и его исполнение: сравнивая результат (получилось – не получилось). начальная форма режиссерской позиции Алгоритм: Ребенок самостоятельно отбирает сказку, сторону игрового поля и персонажей (если что-то пропустил – это проявится в игре).

Старшая группа I этап (I полугодие) – помочь ребенку перейти от позиции исполняющего роли в режиссерской игре к позиции кукольника: ориентация на героя сказки + ориентация на зрителя. Сентябрь – алгоритм: Образцовое выполнение воспитателем роли кукольника: вывешивает и читает плакат-объявление о приходе в группу кукольника; подбирает необходимый реквизит и в указанное в плакате время приходит в группу; спрашивает, знают ли дети, что делает кукольник, что он умеет; демонстрирует содержимое чемоданчика, ставит на стол ширму; показывает, как открывать занавес и при открытом занавесе подбирает нужную сторону игрового поля.

Расставляет игрушки на соответствующие места поля, планируя вслух ход игры-спектакля: «Здесь был дом Козы. Она запретила деткам открывать дверь и спела песенку… Здесь был лес, где жил волк…» и т.д. Просит подойти и посмотреть на сцену с его места. Дети рассаживаются на места, занавес закрывается. Звонит колокольчик, сцена освещается и открывается. Детям показывается спектакль (яркое событие!!!). После спектакля кукольник спрашивает, что больше всего понравилось, и прощается с детьми.

Октябрь – январь (индивидуально – даем каждому ребенку побыть в роли кукольника). Алгоритм: Ребенок сам выбирает сказку, сторону игрового поля, игрушки (действительное фантазирование!). Педагог берет на себя роль мамы или воспитателя, которая привела кукол-детей в театр (присоединяются желающие дети). От имени кукол-детей в игровой форме подмечает моменты, когда ребенок не ориентируется на зрителя (!!!). P.S. Если ребенок забыл открыть занавес: Кукла-ребенок: «Я ничего не вижу!» Воспитатель: «Тихонько, сейчас кукольник откроет занавес». И т.д.

Наиболее частые ошибки: Дети забывают открыть занавес. Говорят слишком тихо. Поворачивают кукол спиной к зрителю. Уходят из-за ширмы, чтобы взять забытый атрибут. Заменяют ролевые диалоги повествовательной речью. Забывают в конце спектакля закрыть занавес. II этап (февраль – май) – помочь ребенку удержать его новый взгляд (кукольника) на протяжении всего спектакля (ориентация на героя сказки + ориентация на зрителя ). Алгоритм: В качестве зрителя – ребенок (дети) группы, который сначала смотрит сказку, а потом меняется с первым ребенком. Ребенок замечает недостатки в спектакле сверстника, начинает учитывать зрительскую точку зрения.

Новый взгляд (уровень) виден по трем показателям: кукольник ищет глазами зрителя; начинает использовать художественную речь; в случае затруднений устраивает антракт. Выделение в группе постоянного места для ширмы, кукол, реквизита.

Подготовительная группа. Задачи: научить детей «кукловождению» (основной акцент – на побуждение интереса); выражать свои чувства, проявлять воображение, естественно импровизировать. I этап (сентябрь-ноябрь): работа с небольшими подгруппами детей (3-5 человек). Чтобы дети поняли, зачем специально учиться «кукловождению», они должны своими глазами увидеть несовершенство неподготовленного спектакля на верховой ширме.

Воспитатель отбирает первую подгруппу детей (3-4 человека). Говорит, что вместе научатся показывать настоящий кукольный театр. Заранее подбирает около 20 кукол бибабо (люди, звери), ширму и колокольчик. Спрашивает, кто из детей хочет сам показать кукольный спектакль на ширме. Перед спектаклем просит детей-зрителей внимательно следить за происходящим на ширме, так как после спектакля будут беседовать о том, что им понравилось и что нет. В беседе настраивает детей не на критику, а на дело. Ведет беседу, чтобы сгруппировать замечания детей вокруг двух недостатков: слишком тихая, недифференцированная речь (непонятно, кто говорит); кукол плохо видно, их движения однообразны, нечетки, невыразительны.

Взрослый обращает внимание детей на то, что реакция зрителей: шум, шопот, разговор, тишина свидетельствуют о том, интересен ли театр зрителям. Объясняет основные правила «кукловождения»

Показ на ширме кратких сценок (тренировка в технике «кукловождения») сначала с одним персонажем, а потом с двумя (координация движений обеих кукол): Красная Шапочка собирает цветы, а потом разговаривает с волком. Бабушка заболела (…) Дедушка ловит рыбу (…) Девочка играет с мячом (…) Кошка гонится за мышкой (…) Мальчик не хочет идти в детский сад (…)

Взрослый помогает адаптировать кукол к руке ребенка. Для контроля за своими действиями дети пробуют найти движение перед зеркалом, а потом на ширме перед зрителями, которые высказывают свои замечания. II этап (в течение следующих 3-х месяцев) Учатся строить новое сказочное пространство на верховой ширме. Учатся отделять повествовательную речь от ролевой. Взрослый находится недалеко от ширмы и выполняет роль рассказчика: повествовательная речь либо предваряет действие на ширме, либо идет вслед за ним. Воспитатель дает детям попробовать быть в роли рассказчика.

III этап Репетиции-спектакли (за ширмой два ребенка). Перед спектаклем взрослый проговаривает с детьми порядок действий, что они будут говорить, как будут двигать куклами, как будут за ширмой расходиться, не мешая друг другу.