Концептуальное основание компетентностного подхода состоит в замене парадигмы преподавания (Teaching Paradigm ) на парадигму продуктивного обучения (Learning.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Advertisements

Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Д-р пед. наук, профессор Донского государственного технического университета Н.Ф. Ефремова ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Шалашова М.М. доктор педагогических наук, профессор каф. общей биологии и химии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» 1.
О развитии системы оценки качества профессионального образования МЭСИ 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов 2009 декабрь.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Транксрипт:

Концептуальное основание компетентностного подхода состоит в замене парадигмы преподавания (Teaching Paradigm ) на парадигму продуктивного обучения (Learning Paradigm ), которая определяется как образовательный процесс, побуждающий не только выполнять действия, но их оценивать и анализировать Концептуальное основание компетентностного подхода состоит в замене парадигмы преподавания (Teaching Paradigm ) на парадигму продуктивного обучения (Learning Paradigm ), которая определяется как образовательный процесс, побуждающий не только выполнять действия, но их оценивать и анализировать 2 Л.А.Арцимович

ФГОСВПО компетентностный подход трудоемкость обучения бально-рейтинговая оценка знаний качество образования ФГОСВПО ФГОС ВПО КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Изменения в системе образования компетентностный подход бально-рейтинговая оценка знаний трудоемкость обучения 3

ПОНИМAНИE КAЧEСТВA ОБРAЗОВAНИЯ в Европе В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: В соотвeтствии со структурой модeли Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании выдeляют слeдующиe блоки показателей качества: Кaчeство преподавательского состава Кaчeство преподавательского состава Нaучно–исслeдовaтeльскaя и инновационная деятельность унивeрситeтa Нaучно–исслeдовaтeльскaя и инновационная деятельность унивeрситeтa Состояние материально-технической базы учебного заведения Состояние материально-технической базы учебного заведения Качество учебных программ Качество учебных программ Качество студентов Качество студентов Качество результатов обучения студентов Качество результатов обучения студентов Востребованность выпускников на рынке труда Востребованность выпускников на рынке труда Достижения выпускников Достижения выпускников Обрaзовaниe формируeт интeллeктуaльноe и духовноe состояниe общeствa 4

Результаты обучения представляют собой базовые строительные блоки на пути формирования специалиста ; "един ую валют у ", которая позволяет сделать модули и образовательные программы более прозрачными, одинаково понимаемыми и принимаемыми всеми Гарантия качества образования обеспечивается качественными условиями обучения, качественным образовательным процессом и качественным оцениванием его результатов. 5

Результаты обучения по ФГОС-3 в соответствии с принципами Болонского процесса РО ориентированы на выработку у студентов компетенций как динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры 6 Сегодня каждый вуз к успеху идет своим путем!!!

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП Компетенции Социально- личностные Инструмен- тальные Общенаучные Профес- сиональные 7 Компетенции без знаний не формируются, а знания без компетенций не проявляются

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИКЛАМИ ДИСЦИПЛИН СЛК Гуманитарный, социальный и экономический цикл Гуманитарный, социальный и экономический цикл Математический и естественнонаучный цикл Профессиональный цикл ОНК ИК ПК СЛК – социально-личностные компетенции; ИК – инструментальные компетенции; ОНК – общенаучные компетенции; ПК – профессиональные компетенции. 8

важной становится триада: компетенции как новый результат образования образовательные технологии как способ формирования компетенций оценочные средства, технологии оценивания и оценочные процедуры как инструменты доказательства достижения заявленных результатов образования ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ОБУЧЕНИИ 9

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ при компетентностном обучении ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ при компетентностном обучении: методическое обеспечение самостоятельной работы студентов методическое обеспечение самостоятельной работы студентов разработка и применение адекватной системы оценивания результатов освоения ООП разработка и применение адекватной системы оценивания результатов освоения ООП 10

ОЦЕНКА СТУДЕНТОВ Стандарт: Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых преемственно и согласованно на всем этапе обучения НАДЕЖНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ 11

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 12

13 описать результаты (дескрипторы) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам оценить реально ли достичь результаты образования имеющимися ресурсами и в пределах отведенного времени предоставить возможности оценивания компетенции по дескрипторам на основе деятельности студентов Для оценивания компетенций необходимо:

КОМПЕТЕНЦИИ и ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Дескрипторна я модель компетенций Дескрипторы ОС и процедуры оценивания 14

Какие проблемы возникают при компетентностном обучении? большинству преподавателей не очевидно, что формированием и оцениванием компетенций надо заниматься, тем кому это очевидно, не ясно как это делать, те, кто понимают как это делать, стремятся «объять необъятное» - как выделить главное что касается ФОС, то это отдельная большая проблема: как формировать, на каких уровнях, какими силами, с какими полномочиями и функциями, что включать или не включать в ФОС как обеспечивать функционирование ФОС, его жизнеспособность, эффективность и обновление как результаты оценочной вузовской системы учитывать при аккредитации и многие другие проблемы 15

Основная трудность связана с тем, что компетенции формируются и проявляются только в деятельности студента, а следовательно при обучении и оценивании эту деятельность необходимо планировать и организовывать ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ студентов очень сложная задача как в теоретическом, так и практическом плане 16

При проектировании инновационных средств оценивания уровня сформированности компетенций необходимо обеспечивать моделирование реальной или квазиреальной деятельности студентов, требующей поиска решений проблем и осуществления переноса знаний, комбинаций способов деятельности или выполнения других творческих процедур. Компетенции как наиболее глубокие личностные качества могут проявляться у студента и быть оценены только в условиях действия (деятельности) и достаточно высокой мотивации достижения результата этих действий 17

СИСТЕМНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ – УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ введение в вузах инноваций в контрольно- оценочные процедуры, создание фонда оценочных средств и надежной оценочной системы вуза, разработка новых средств и методов контроля, создание и использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ), кейсов и проектов, активных технологий обучения, обеспечение компетентности преподавательского состава вузов по разработке и использованию этих инноваций в учебном процессе Для этого необходимы:

ВУЗАМ СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО обеспечить создание Фондов Оценочных Средств (ФОС) условия для надежного и валидного оценивания запланированных в ООП достижений студентов 19

Под фондом оценочных средств понимают комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОС вуза создается для оценивания планируемых результатов обучения, он должен отличаться от традиционной системы оценивания, не заменяя и не вытесняя ее, а обеспечивая оценку уровней подготовленности студентов по окончании освоения модулей, дисциплин и практик, а также уровней сформированности компетенций по завершении их формирования группами дисциплин (то, что никак не смогут оценить преподаватели в пределах отдельной дисциплины) КОНЦЕПЦИЯ ФОС

В вузах д олжны быть созданы структуры по разработке, апробации и созданию оценочных материалов, их сертификации, формированию ФОС и непрерывному обновлению ОС В вузах д олжны быть созданы структуры по разработке, апробации и созданию оценочных материалов, их сертификации, формированию ФОС и непрерывному обновлению ОС Статистическая обработка должна давать как информацию о качестве обучения, так и обеспечивать формирование ФОС качественными ОС с устойчивыми параметрами заданий Статистическая обработка должна давать как информацию о качестве обучения, так и обеспечивать формирование ФОС качественными ОС с устойчивыми параметрами заданий Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет трудность как в теоретическом, так и в практическом плане, так как общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 22

обеспечение объективности оценивания результатов обучения распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе внедрение в практику компетентностного образования новой культуры общения между преподавателями и студентами развертывание учебного процесса на основе компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ), других образовательных технологий и оценочных средств ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

разработка, хранение, учет (банк) контрольно-оценочных материалов; стандартизация оценочных средств и процедур; обеспечение системности оценивания; формирование и предоставление статистических отчетов; гибкое управление правами пользователей в системе; обеспечение доступности результатов обучения пользователям, оперативное изменение пользовательских форматов ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФОС:

Структура фонда оценочных средств (ФОС) модели компетенций и программы их оценивания в соответствии с уровнями обучения студентов; совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.); инструкции и методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций; требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения оценивания; технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций и их анализа; 25

Структура фонда оценочных средств (ФОС) программно-инструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, графической визуализации; форматы представления результатов; наборы показателей и критериев оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно- оценочных процедур; рекомендации по обновлению ФОС (периодичность, степень обновления) 26

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ФОС Они должны быть полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО и ООП, обеспечивать решение оценочной задачи установления соответствия общих и профессиональных компетенций студентов по уровням обучения Оценочные средства должны проходить экспертизу внутри вуза или в учебно-методических объединениях вузов (УМО, являющихся основными разработчиками новых ФГОС ВПО), межвузовских объединениях или представителями работодателей, профессиональными сообществами 27

28 Эксперты и предметники- разработчики ОС должны иметь представление о: алгоритмах отбора и конструирования заданий для оценки достижений в предметной области; технике конструирования заданий; способах организации и проведения стандартизированных оценочных процедур; методиках шкалирования в образовании; методах обработки и интерпретации результатов оценивания

29 Многие проблемы формирования и функционирования фондов оценочных средств могут быть решены путем создания вузовских служб оценки структурные компоненты оценочных служб: средства оценивания, техника и технологии (процедуры) оценивания, подготовленные кадры, программно-инструментальные средства обработки результатов; объекты оценивания и их предметные области (ООП, учебные программы, методические материалы, инструкции по использованию оценочных средств и др.); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты и комиссии); базы результатов оценивания, нормы качества, системы требований; форматы образовательной статистики и средства доступа к ней различным категориям пользователей

30 При проектировании службы оценки компетенций вузам следует ориентироваться на компьютерные технологии, стандартизированные оценочные материалы и машиночитаемые бланки ответов

РЕЗУЛЬТАТЫ СТУДЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕСЛУЖБЫПРЕПОДАВАТЕЛИ АДМИНИСТРАЦИЯВУЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНИВАНИЯ

Целями службы и ФОС, помимо непосредственно оценочной деятельности, также являются: распространение передового педагогического опыта обучения и контроля; распространение передового педагогического опыта обучения и контроля; внедрение новой культуры общения между преподавателями, преподавателями и студентами; внедрение новой культуры общения между преподавателями, преподавателями и студентами; развертывание учебного процесса на основе компетентностно-ориентированных заданий и инновационных учебно-методических материалах; развертывание учебного процесса на основе компетентностно-ориентированных заданий и инновационных учебно-методических материалах; продвижение в педагогическую практику новой культуры самих педагогов в сфере формирования потребности систематического повышения собственной компетентности в разработке и использовании оценочных средств в образовательной практике продвижение в педагогическую практику новой культуры самих педагогов в сфере формирования потребности систематического повышения собственной компетентности в разработке и использовании оценочных средств в образовательной практике 32

СХЕМА ВЗАМОДЕЙСТВИЯ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ 33

Оценочные средства 34

СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРИВУЗОВСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ КИМ ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОС ВУЗА ВУЗ (ФОС) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНИВАНИЯ ЗУН и компетенций ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ 35

36 Это позволит: формировать электронные банки образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать результаты различных выборок студентов между собой, определять статистические параметры контрольных измерительных материалов и критерии достижения требуемого уровня развития компетенций комплектовать индивидуальный портфолио на каждого студента по результатам систематического оценивания в течение всего периода обучения в вузе в целом освободить преподавателей от рутинной работы, направив их усилия на разработку оценочных средств и методик организации самостоятельной работы

Создание оценочной системы вуза и разработка ФОС потребует: от администрации вузов политической воли и организационно-управленческих действий; от преподавателей соблюдения методик контроля, опоры на теорию педагогических измерений при выборе вида и содержания контролирующих заданий, умений структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; от разработчиков контрольно-оценочных материалов и процедур понимания основ конструирования и стандартизации средств оценивания; в целом от коллектива вуза иного отношения к независимому оцениванию учебных достижений студентов и их компетенций 37

Наиболее значимыми проблемами перехода к вузовскому оцениванию достижений студентов и к формированию ФОС вузов являются: слабые организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в вузах; перегруженный учебный день преподавателя и студента; перегруженный учебный день преподавателя и студента; необходимость совершенствования методической базы учебного процесса в условиях перехода к уровневому образованию и к новым технологиям обучения и оценивания его результатов; необходимость совершенствования методической базы учебного процесса в условиях перехода к уровневому образованию и к новым технологиям обучения и оценивания его результатов; отсутствие механизмов стимулирования инновационной деятельности педагогов; отсутствие механизмов стимулирования инновационной деятельности педагогов; отсутствие универсальности описания компетенций с учетом их сложной структуры: кластеров, профилей, уровней освоения по стадиям обучения отсутствие универсальности описания компетенций с учетом их сложной структуры: кластеров, профилей, уровней освоения по стадиям обучения 38

Стратегические задачи ВУЗА: Откорректировать план внедрения процедуры систематической оценки исходя из стратегических целей вуза (ориентация на потребителя) и тактических задач отдельных факультетов Разработать регламент оценочных процедур и способы информирования субъектов образовательного процесса о результатах оценивания достижений студентов Последовательно внедрять независимую процедуру оценки учебных достижений и компетенций студентов на всех факультетах вуза 39

Тактические задачи: Назначить ответственных работников вуза, ответственных за формирование ФОС, внедрение независимой и системной контрольно-оценочной процедуры, а также выполнение стандартов, обеспечивающих ее качественное проведение Решить ресурсные и кадровые проблемы деятельности вузовской службы независимого оценивания учебных достижений и компетенций студентов 40

Оперативные задачи: Обеспечить разработку оценочных материалов, требований к уровням сформированности компетенций, шкал и критериев оценивания, инструкций по оценке компетенций студентов на различных этапах их обучения Провести серию обучающих семинаров для ППС вуза по вопросам организации ФОС и основам современной оценочной деятельности Провести тренинги для преподавателей разработчиков современных контрольно- оценочных материалов с целью отработки умений по созданию современных педагогических измерителей 41

Пути решения проблем Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров: разработчиков заданий экспертов по их сертификации и стандартизации Разработка информационно-технологического и программного обеспечения с учетом требований теории педагогических измерений Издание научно-методической литературы Создание фондов оценочных средств вузов Обеспечение независимости оценивания путем создания и функционирования вузовской оценочной службы 42

Зарубежный опыт конструкторы тестов разработчики заданий внешние эксперты содержательной части (представители профессионального и академического сообщества) тестологи, педагоги, психологи, методисты, проводящие: – наполнение банка компетентностных заданий – обработка, шкалирование и интерпретация результатов – мониторинг индивидуальных достижений по отдельным компетенциям на протяжении всего периода обучения каждого студента 43