Оценка ОИС и НМА: основные задачи, термины, классификация объектов, принципов и подходов Александр Костин, исполнительный директор ЗАО «АБМ Партнер», оценщик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стоимостная оценка брэнда – как элемент управления конкурентными преимуществами в бизнесе Александр Костин, консультант по оценке и управлению интеллектуальной.
Advertisements

Кулешов И.В., председатель МО естественных наук, учитель химии. Нематериальные активы организации 15 ноября 2011г. Семинар РЦ «Место знания в системе развития.
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВТО. Информационная среда должна фиксировать n Появление новых технологий; n изменения в направлениях проводимых.
Гражданское право.
Интеллектуальная собственность Выполнила :. Интеллектуальная собственность (англ. Іntellectual property) юридический термин, обозначающий совокупность.
На рынке аудиторских и консалтинговых услуг с 1993 г , Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16 Тел./факс: (095)
Структура интеллектуального капитала Интеллектуальный капитал Кадровый капитал Человеческие активы Знания Опыт (навыки) Профессиональные качества Структурные.
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Выполнила Власова Ирина.
Сущность государственной таможенной услуги. Управление качеством таможенных услуг по защите интеллектуальной собственности.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
ОЦЕНКА БРЕНДА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА КОМПАНИИ.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Технико-экономическое обоснование инновационного продукта. Содержание. Практические советы.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Управленческий учет (management accounting). Учетные подсистемы в информационном поле предприятия Бухгалтерский учет Финансовый учет Налоговый учет Управленческий.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Специфика технологии как товара. Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными.
Транксрипт:

Оценка ОИС и НМА: основные задачи, термины, классификация объектов, принципов и подходов Александр Костин, исполнительный директор ЗАО «АБМ Партнер», оценщик ОИС и НМА первой категории "Управление нематериальными активами компании: качеством, персоналом, репутацией" (20-21 ноября 2003 г., Алматы, Казахстан)

Значимость НМА в бизнесе … Чарльз Хэнди писал, что ИК корпорации обычно в 3-4 раза превышает стоимость всех ее материальных активов. Однако Лейф Эдвинссон уже в 1996 году считал эти данные устаревшими. Тогда он оценивал колебания данного показателя для большинства компаний в пределах от 5:1 до 16:1. В период с 1996 по 2001 год весомость ИК только возрастала. Иначе говоря, стоимость современных компаний в основном определяется наличием у них ИК[1]. [1] Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. (М.: Интерреклама, с). – стр.59[1]

Значимость НМА и других активов фирмы в стоимости бизнеса Отрасль Материаль ные активы (%) Марка, брэнд (%) Другие нематериальные активы (%) Коммунальное хозяйство Тяжелая промышленность Фармацевтика Розничная торговля7015 Информационные технологии Автомобилестроение Финансовые услуги Продукты и напитки Предметы роскоши Источник - Питер Дойль. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер.с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, – 480с. (стр.298)

История оценки стоимости ОИС и НМА в России 1993 – начало оценочной деятельности в РФ – образовательные программы с участием западных специалистов 1997-н.вр. - формирование российской школы оценки стоимости ОИС и НМА 2002 – методические рекомендации МИО РФ 2003 – методические рекомендации ТПП РФ

Международные стандарты оценки Международный комитет по стандартам оценки (МКСО) признает сложность процедур профессиональной оценки, трудность в интерпретации оценочной деятельности другими профессиональными дисциплинами, а также сложность применения и перевода оценочной терминологии [***, с.22]. *** - Международные стандарты оценки /Г.И.Микерин, Н.В.Павлов. - М.: Интерреклама, с. (перевод с английского МСО, изданных в 2001 с исправлениями от 2002 г)

Международные стандарты оценки Согласно классификации Международных стандартов оценки[1] (МСО) объекты оценки (типы имущества) сгруппированы в четыре основных блока:[1] недвижимое имущество движимое имущество бизнес финансовые интересы В свою очередь финансовые интересы согласно МСО [с.78] представляю собой неосязаемые активы, включающие: права, неотъемлемые от права собственности на бизнес или имущество, т.е. права пользования, занятия, продажи, сдачи в аренду или управления; неотъемлемые права в рамках контракта, представляющего опцион на покупку или договора аренды, содержащего опцион на покупку, т.е. право исполнения или неисполнения; права, неотъемлемые от права собственности на выпуск ценных бумаг (т.е. права сохранения их у себя или передачи их другим лицам). [1][1] Международные стандарты оценки /Г.И.Микерин, Н.В.Павлов. – М.: Интерреклама, – 384 с. (перевод с английского)

Важное замечание НМА могут оцениваться индивидуально, если для них можно определить конечный срок службы и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеряемые выгоды. Обычно эта категория включает права на объекты интеллектуальной собственности (***, с.153), в т.ч. : Права (включая патенты) на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау; Авторские права на литературные, музыкальные или художественные произведения; Товарные знаки, торговые наименования или фирменные знаки; Франшизы, лицензии или контракты; Информационные ресурсы, включая программы, системы, процедуры, обследования, прогнозы, расчетные оценки, списки клиентов, технические данные; Компьютерное программное обеспечение и компьютерные базы данных; Нематериальные активы в стадии разработки. *** - Европейские стандарты оценки 2000 /перевод с английского Г.И.Микерина, Н.В.Павлова, И.Л.Артеменкова/ - Национальный фонд подготовки кадров, Институт профессиональной оценки, Российское общество оценщиков,

Нематериальные активы Другими нематериальными активами бизнеса, согласно Руководства 8 (Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности) [***], являются, среди прочих, следующие: Обученная и собранная вместе рабочая сила; Благоприятные трудовые договоры; Благоприятные договоры аренды; Благоприятные договоры страхования; Благоприятные контракты на поставки; Контракты о найме; Условия об отказе от конкуренции; Клиентские отношения; Разрешения; Технические библиотеки и хранилища газет; Прочие нематериальные активы. *** - Европейские стандарты оценки 2000 /перевод с английского Г.И.Микерина, Н.В.Павлова, И.Л.Артеменкова/ - Национальный фонд подготовки кадров, Институт профессиональной оценки, Российское общество оценщиков,

Нематериальные активы Экономический словарь дает следующую трактовку термина "нематериальные активы" (неосязаемые активы; non-materials assets; intangible assets; intangibles) - активы, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование. Согласно Международных Стандартов Финансовой Отчетности "нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей".

Интеллектуальная собственность Термин "интеллектуальная собственность" используется в качестве общего обозначения охраняемых прав на результаты творческой деятельности, относящихся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Такое широкое определение ИС закреплено в соглашении о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)[1].[1] [1] Права на результаты интеллектуальной деятельности. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов. – М.: ДЕ-ЮРЕ, – 480 с.

Интеллектуальный капитал (2) структурный капитал - инструмент для защиты различных корпоративных активов, куда входят интеллектуальная собственность, технологии, методы, процессы, коммуникационные системы и информационные ресурсы; (3) клиентский капитал (он же "брэндовый" капитал) - фирменное наименование, отношения с клиентами, списки клиентов, широко известные товарные знаки и т.п. Интеллектуальный капитал [*] - собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. Оно шире, чем более привычные понятия "интеллектуальная собственность" (ИС) и "нематериальные активы". В этом значении в составе ИК обычно выделяют три основных компонента: (1) человеческий капитал - совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умений решать задачи, лидерские качества, предпринимательские и управленческие навыки (в т.ч. контракты с выдающимися личностями);

Кто имеет право заниматься оценкой ОИС и НМА ? Предприятия и предприниматели, имеющие: Лицензию, выданную Министерством имущественных отношений РФ Специалистов с опытом работы в области оценки стоимости ОИС и НМА Требования к специалисту Диплом о высшем образование в области оценки стоимости или диплом о профессиональной переподготовке по программам, согласованным с Министерством имущественных отношений РФ Опыт работы в области оценки стоимости ОИС и НМА Членство в общественной организации оценщиков (***)

Основная задача оценщика Каждый актив предприятия в отдельности не может создавать доход сам по себе. НМА не создают самостоятельно денежные потоки, а всего лишь участвуют в создании денежных потоков фирмы (проекта). Поэтому, основной задачей оценщика является определение вклада НМА в денежном потоке фирмы, а также определение возможных рисков, связанных с этим.

Требования к содержанию отчета об оценке Согласно ФЗ 135 "Об оценочной деятельности в РФ " отчет об оценке должен содержать: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Требования в отношении раскрытия информации в отчете об оценке Согласно МСО отчет об оценке неосязаемых активов должен содержать описание результатов оценки неосязаемых активов, анализ и заключение: Подпись и удостоверение Допущения и ограничивающие условия Описание задания по оценке Описание неосязаемого актива (активов) Методология оценки Конфиденциальность отчета Требования к документированию и хранению.

принцип полезности; принцип спроса и предложения; принцип замещения; принцип ожидания; принцип изменения; принцип внешнего влияния; принцип наиболее эффективного использования. При определении стоимости ОИС и НМА следует руководствоваться [1] следующими основными принципами: [1] [1] Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности Основные принципы оценки

Методы выделения экономического эффекта от НМА в бизнесе Методы, построенные на учете реального экономического эффекта Методы, построенные на искусственном выделении экономического эффекта

Методы, построенные на учете реального экономического эффекта 1."Сверхнормативная прибыль" 2.Реальные лицензионные платежи 3.Преимущество в цене 4.Выигрыш в себестоимости в части переменных затрат 5.Выигрыш в себестоимости в части условно-постоянных затрат 6.Преимущество в объеме реализации продукции

Методы, построенные на искусственном выделении экономического эффекта 1. Метод "освобождения от роялти" 2. Метод выделения доли Лицензиара в прибыли Лицензиата ("Правило 25 процентов")

Для каких целей проводится оценка стоимости НМА и ОИС При внесении в качестве вклада в УК При покупке/продаже ОИС и НМА Для целей залога Для целей судопроизводства При организации франчайзинга и лицензировании (расчет ставок роялти) Для внутреннего менеджмента и оптимизации налогообложения (*)

Некоторые вопросы по управлению НМА компании Как обеспечить максимальную согласованность интересов акционеров и менеджеров компании для успешного развития НМА? Если НМА требует дополнительных инвестиций, то сколько нужно вложить в его развитие для обеспечения нормального функционирования? Как добиться максимальной согласованности между различными подразделениями компании для создания (поддержания) НМА, которые максимизируют стоимость всего бизнеса? Если потребуется продать какой-либо нематериальный актив в бизнесе, то сколько денег за него можно выручить?

Вы можете узнать больше в ЗАО «АБМ Партнер»... Костин Александр Валерьевич Tel: +7 (095) /03-22 Fax: +7 (095) , г.Москва, ул.Плющиха,10