Психологическое проектирование УУД как условие адаптации учащихся Автор: педагог-психолог МБОУ гимназии 7, Е.П.Таничева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Advertisements

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся 1 класса к особенностям образовательной среды школы; Сохранение психологического.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Республика Саха Якутия МР «Жиганский улус» МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Транксрипт:

Психологическое проектирование УУД как условие адаптации учащихся Автор: педагог-психолог МБОУ гимназии 7, Е.П.Таничева

Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.

Универсальные учебные действия Значение термина умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенство- ванию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Психологическое значение совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Проектирование разработка вариативных психолого- педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижение целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.

Учебная деятельность Адаптация Индивидуализация

УУД Коммуникативный блок Познавательный блок Регулятивный блок Личностный блок психологическое проектирование

1-й класс. Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.

5-й класс. Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

10-й класс. Учащиеся испытывают желание отдохнуть после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения.

Цели и задачи программы сопровождения Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.

1-й класс. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.

5-й класс. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; Формирование устойчивой учебной мотивации; Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс); Консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.

10-й класс. Определить оптимальный учебный режим для вновь прибывших учащихся. Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения индивидуальных образовательных траекторий. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов.

Диагностика + проектирование

Межличностные отношения Учебная деятельность Познавательная сфера

Учебная деятельность Включенность Мотивация Саморегуляция

«Я в школе» – 5 класс

МЛО Статус ученика Контакт с учителем Эмоциональный фон

Сентябрь 5в класс Декабрь

Работа в группе – 1 класс

Работа в группе – 5 класс Настройка на партнера Мозговой штурм Прием рокировки

Работа в группе – 10 класс Проблемные задания Культура общения

Познавательная сфера Темперамент Модальность Интеллект

10б Когнитивно-деятельностный стиль

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Пространстве нная организация Рабочая полусфера – левая Рабочая полусфера - правая Цветовая организация Светлая доска – темный мелТемная доска – светлый мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт (образ) Контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм. Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке. Формирование мотивации Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности. Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании.

Кинестетический Решение задач с использованием предметов, игры и соревнования, в проведении экспериментов, самостоятельная работа с демонстрационной техникой, разыгрывание по ролям, желательны группы с переменным составом. Тип теста – демонстрация / ролевая игра Аудиальный Диалоговый режим. Работа с аудиозаписями и видеофильмами, устные задачи. Тип теста – устный ответ Визуальный Чтение с доски, чтение статей, видеофильмы. Тип теста - письменный ответ

Тип Рекомендации Холерик Полезно контролировать деятельность. Недопустимы резкость и несдержанность, так как могут вызвать ответную реакцию. Необходима требовательность. Оценка энергичная (допускается отрицательная) Сангвиник Непрерывно ставить новые, интересные задачи, требующие сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматик Нужно вовлечь его в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую Меланхолик Недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи. Отрицательную оценку следует смягчить