1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.
Advertisements

1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.
Государственная поддержка малого предпринимательства.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Поддержка МСП через организации, осуществляющие микрофинансирование» О.В. Теплоухова,
ОАО Новосибирский Муниципальный банк представляет линейку кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса Новосибирск, 2010 год.
Малый и средний бизнес Томской области. 2 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ( 209-ФЗ от ) численность -
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
1 ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДА 11 месяцев 2013 года Материал подготовлен управлением промышленной политики департамента экономического.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Программа ОАО «РосБР» как одна из форм государственной поддержки микрофинансирования.
Организационно-административные меры проведение конференций по вопросам реализации Программы участия банка в поддержке создания и развития сельскохозяйственных.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная поддержка кредитной кооперации на региональном уровне Правительство Ростовской.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НОВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
для ИННОВАТОРОВ Инновационный центр представляет собой единое окно в инфраструктуру поддержки инновационных проектов Свердловской области. Центр владеет.
ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАО ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
Транксрипт:

1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Недоступность банковского кредитования Недостаток помещений/высокая арендная плата Недостаточный спрос на продукцию СМП/отсутствие системы сбыта Изношенность оборудования (у производственных СМП) Недостаток квалифицированных кадров Трудности при экспорте Недоступность общеэкономических и специализированных консультаций Трудности организации нового малого бизнеса Высокие административные барьеры/издержки Высокий уровень налогообложения Несовершенство нормативно-правовой базы и информационной среды малого предпринимательства Нежелание и неумение чиновников местного уровня работать с предпринимателями Отсутствие достоверной статистики по СМП Источники:Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ОПОРА России, НИСИПП, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Существуют финансовые механизмы государственной политики, которые могут повлиять на решение проблем Тема документа Основные механизмы решения проблем находятся в области изменения нормативно- правовой базы Необходимо проведение статистических исследований

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СМП И ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕШЕНИЯ Лизинг оборудова- ния Недоступность банковского кредитования Недостаток помещений/высокая арендная плата/низкая «выживаемость» Недостаточный спрос на продукцию/отсутствие системы сбыта Изношенность оборудования (у производственных СМП) Недостаток квалифицированных кадров Высокие издержки выхода на внешние рынки Недоступность общеэкономических и специализированных консультаций Комментарии Образо- вательные программы Консульта- ционные услуги Бизнес- инкубаторы Микро- кредиты Поддержка экспорта Выставки, ярмарки Проблемы Механизмы Не систематизировано, необходимо участие федеральной власти для разработки стандартных технологий Механизмы реализуются на уровне субъектов Российской Федерации. Проведение данных мер на федеральном уровне – нецелесообразно. Предлага- ется для поддержки экспорта Федеральные программы 2005 г. Информацион- ная поддержка В 2005 г. планируется провести в рамках портала «Малый бизнес» за счет средств Министерства (НИОКР)

4 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2005 Г. Создание сети бизнес-инкубаторов Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса Развитие микрофинансирования малого бизнеса: Поддержка малого инновационного бизнеса ИТОГО Предлагаемые проекты Возможный объем финансирования 800 млн. руб. 200 млн. руб. 300 млн. руб млн. руб. 200 млн. руб.

5 «Создание сети бизнес-инкубаторов» Проект 1

6 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Низкая «выживаемость» новых предприятий; Высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение); Дефицит пригодных и доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса. Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – стимулирование создания новых предприятий ЗАДАЧИ: создание сети инновационных и производственных БИ для начинающих предприятий; разработка технологии для дальнейшего тиражирования БИ субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Ожидаемый эффект Создание около 45 БИ; Создание новых предприятий малого бизнеса (от 900 до 1125); Создание от 9000 до 1125 новых рабочих мест; Снижение издержек для субъектов малого предпринимательства на администрирование и организацию бизнеса; Повышение «выживаемости» субъектов малого предпринимательства; Создание тиражируемой технологии развития БИ; Вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества для малого предпринимательства. * Исходя из средних затрат на 1 кв. м. – 18 тыс. руб.

7 Предполагаемые характеристики создаваемых бизнес-инкубаторов Бизнес-инкубатор Организация любой организационно- правовой формы и формы собственности Оказывает услуги субъектам малого предпринимательства Производственные Инновационные Консалтинговые: Ведение бухгалтерского учета и правовые консультации; Консультации по управлению бизнес- процессом; Маркетинговые услуги. Офисные: Льготная аренда помещения, рабочего места и оборудования; Организованное делопроизводство. Услуги, осуществляемые БИ: Страховые; Образовательные; Банковские. По информации представленной субъектами Российской Федерации на сегодняшний день: общая площадь бизнес-инкубатора составляет от кв.м. до кв. м.; стоимость составляет от 5 млн. руб. до 105 млн. руб. Офисные Start-Up

8 Федеральный уровень 1. Определяет методику оценки проектов создания БИ; 2. Проводит конкурс проектов БИ среди субъектов Российской Федерации; 3. Выделяет финансовые средства победителям в размере не более 50% от стоимости заявленного проекта на строительство, реконструкцию, ремонт, оснащение связью и оргтехникой; 4. Осуществляет контроль за целевым использованием полученных по итогам конкурса бюджетных средств. Региональный и муниципальный уровень, частный инвестор 1. Определяет объект или земельный участок, пригодный для создания БИ; 2. Представляет в Минэкономразвития России конкурсную заявку на получение финансовых средств с обязательствами по целевому софинансированию БИ (не менее 50%), с возможностью привлечения частных инвесторов; 3. Выделяет финансовые средства на строительство, реконструкцию, ремонт, техническое оснащение; 4. Осуществляет текущее содержание проекта; 5. Предоставляет помещение в долгосрочную аренду бизнес-инкубатору на срок не менее 10 лет по цене, не превышающей 35 процентов от ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта Российской Федерации; 5. Осуществляет контроль за предоставлением льготных условий аренды для малого бизнеса. Бизнес- инкубатор 1. Проводит конкурс бизнес-планов новых малых предприятий. Победителям конкурса предоставляет помещение (рабочее место) в аренду по льготной ставке не более чем на 2 года; 2. Предоставляет льготную аренду для СМП в течение двух лет (в первый год предоставление льготной аренды не превышающей 70 % от ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта РФ, во второй – не более 85 %). По истечению двух лет СМП обязан покинуть бизнес-инкубатор. 3. Предоставляет образовательные, офисные и консалтинговые услуги СМП. Описание проекта

9 Риски проекта 1.Стандартные риски, сопровождающие строительство, реконструкцию объектов; 2. Неисполнение обязательства софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации; 3.Нецелевое использование помещения (предоставление аренды по рыночной стоимости или не СМП). Минимизация рисков 1. Формирование конкурсной комиссии с участием представителей профессиональных строительных объединений для проведения экспертизы проектов; 2. Включение финансовых санкций в государственный контракт. Установление временного запрета на участие в федеральных программах поддержки малого предпринимательства; 3. Создание при каждом бизнес- инкубаторе конкурсной комиссии с участием представителей объединений предпринимателей, торгово- промышленных палат, органов власти, осуществляющей отбор СМП.

10 Средние показатели эффективности проекта Затраты федерального бюджета 800 млн. руб. Затраты субъектов Российской Федерации 800 млн. руб. (софинансирование) Общая сумма затрат 1 млрд. 600 млн. руб. Средняя сумма издержек на 1 кв. м. – 18 тыс. руб.; Итого: 90 тыс. кв. м. Минимальный размер бизнес-инкубатора – 2 тыс. кв. м.: Итого: 45 бизнес-инкубаторов. Средняя цена одного бизнес-инкубатора – 36 млн. руб. По экспертной оценке общая площадь бизнес-инкубатора, предназначенная для сдачи в аренду, составляет не менее 60%. Средняя площадь одного предприятия в бизнес-инкубаторе составляет кв.м., исходя из этого в одном БИ будет расположено около предприятий (общее количество новых малых предприятий – от 900 до 1125). Среднее статистическое количество рабочих мест на одном предприятии составляет 10 человек, исходя из итого в одном БИ будет создано не менее рабочих мест (общее количество рабочих мест – от 9000 до 11250).

11 Управление проектом Осуществлять контроль/мониторинг за строительством, реконструкцией, ремонтом, техническим оснащением БИ; Участвовать совместно с региональными органами власти в выборе начинающих предпринимателей; Организовывает взаимодействие с региональными органами власти и с субподрядчиками. Стоимость услуг Управляющей компании – не более 3% от стоимости проекта. На стадии оформления государственных заказов с субъектами Российской Федерации прошедшими конкурсный отбор, параллельно проводится конкурс Управляющей компании, которая впоследствии будет:

12 «Поддержка экспортно- ориентированного малого бизнеса» Проект 2

13 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Высокие издержки для СМП при преодолении разрешительных процедур, обязательных для выхода на внешний рынок; Низкая информированность о потенциальных потребителях производимой СМП продукции; Высокие издержки на маркетинговые исследования экспортных рынков; Значительные ставки процентов по кредитным ресурсам для СМП. Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – увеличение экспорта малого бизнеса. ЗАДАЧИ: Снижение расходов СМП на преодоление разрешительных процедур; Информированность рынков о производимой продукции; Поддержка выставочной деятельности СМП на международных выставках; О беспечение доступности кредитных ресурсов. Ожидаемый эффект Увеличение доли продукции малого бизнеса поставляемого на экспорт; Повышение конкурентоспособности малого бизнеса.

14 Блок-схема ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Выделение финансовых средств направленных на частичную компенсацию расходов, связанных с выходом на внешний рынок (на условиях 50-ти процентного софинансирования) Субъект Российской Федерации Финансовые средства направленные на частичную компенсацию расходов, связанных с выходом на внешний рынок (не более 50% от расходов) Уполномоченный орган/ организация Денежная компенсация (не более 50% от расходов) направленная на: -Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования); -Частичное возмещение предпринимателю расходов на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации; -Оплата расходов, связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности. Предоставление документов, подтверждающих факт оплаты расходов Субъекты малого предпринимательства Конкурс среди субъектов Российской Федерации

15 Описание проекта Федеральный уровень 1. Проводит конкурс среди субъектов Российской Федерации; 2. Выделяет победителям бюджетные средства в целях частичного возмещения СМП расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок - Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования), частичное возмещение предпринимателю расходов на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации, связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности; 3. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Региональный уровень 1. Проводит конкурс для выбора уполномоченной компании; 2. Софинансирует частичное возмещение расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок; 3. Предоставляет уполномоченной компании средства, используемые для частичного возмещения СМП расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок. Уполномоченный орган/организация 1. Конкурс заявок среди экспортно-ориентированных малых предприятий; 2. Победителю конкурса выплачивается компенсация (не более 50%) расходов, связанных с выходом на внешний рынок. Экспортно- ориентированный малый бизнес 1. Обращается в уполномоченную компанию с заявкой на конкурс: - Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования); - Частичное возмещение предпринимателю расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации; - Оплата расходов (не более 50%), связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности. 2. Погашает оставшуюся часть расходов связанных с выходом на экспорт.

16 Риски проекта 1. Коррупционность при распределении ресурсов; 2. Недостаточность предлагаемых мер для выхода на внешний рынок; 3. Фальсификация документов, предъявляемых для выплаты компенсации; 4. Сложность в администрировании. Минимизация рисков 1. Проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку. Раскрытие информации об учредителях предприятий. Непременным условием должно быть наличие у малого предприятия экспортного контракта. Наличие у коммерческого банка лицензии на право осуществления экспортных операций; 2. Включение в перечень конкурсной документации бизнес-плана проекта. Независимая экспертная оценка проекта; 3. Предоставление документов, подтвержденных фактическим получателем платежа; 4. Формирование открытых процедур отбора проектов, постоянный мониторинг осуществления проекта, установление финансовых санкций за нецелевое использование средств в качестве способов оптимизации администрирования.

17 Средние показатели эффективности проекта Затраты федерального бюджета 200 млн. руб. Затраты субъектов Российской Федерации 200 млн. руб. (софинансирование) Общая сумма затрат 400 млн. руб. Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты: Общие затраты на данное направление: 130 млн. руб. Средний размер кредита – 4 млн. 500 тыс. руб.; Размер ставки рефинансирования – 13%. Компенсация – 292,5 тыс. руб.(50% от ставки рефинансирования); Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку – 444. Частичное возмещение расходов на оплату услуг связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации: Общие затраты на данное направление: 130 млн. руб. Средние затраты одного предприятия на оплату услуг связанных с получением сертификата: 330 тыс. руб. Компенсация – 165 тыс. руб. (50% от расходов). Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку – 790. Частичная компенсация расходов связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности. Общие затраты на данное направление: 140 млн. руб. Средние затраты одного предприятия на оплату расходов связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности: 300 тыс. руб. (исходя из: стоимость 1 кв.м. – 58 евро; средняя площадь для 1 предприятия – 50 кв.м.; количество человек от одного предприятия – 4; средние расходы на перелет, размещение в гостинице и т.д. на одного человека – 1600 евро). Компенсация – 150 тыс. руб. (50%). Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку – 930.

18 «Развитие микрофинансирования малого бизнеса» Проект 3

19 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Неудовлетворенный спрос на услуги микрокредитования; Неразвитость сектора МФО* (отсутствуют в трети субъектов Российской Федерации; Отсутствие у МФО доступа к банковскому кредитованию в связи с высокой процентной ставкой. Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – развитие системы микрофинансирования. ЗАДАЧИ: Расширение предложения микрофинансовых ресурсов; Увеличение совокупного объема микрофинансовых услуг; Рост числа использующих микрофинансирование. Ожидаемый эффект Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к заемным средствам; Рост числа МФО за счет расширения географии их распространения; Снижение процентной ставки для конечного заемщика; Увеличение кредитования малого бизнеса МФО до 230 млн.$. (около 50%). *Организационно-правовые формы МФО: - Кредитные потребительские кооперативы граждан; - Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; - Потребительские кооперативы и общества. Согласно действующему законодательству, все указанные формы организаций могут привлекать заемные средства, в том числе кредиты банков, для осуществления деятельности по выдаче микрозаймов. Кредитные кооперативы, при этом, могут выдавать займы только своим членам (физические лица и индивидуальные предприниматели в КПКГ, физические и юридические лица в остальных формах кредитных кооперативов).

20 Блок-схема проекта Федеральный бюджет Уполномоченный орган/организация Выделение целевых бюджетных средств направленных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам кооперативов (на условиях 50-ти процентного софинансирования) Субъект Российской Федерации (непременное условие – наличие собственных действующих финансово-кредитных программ малого предпринимательства) Выделение на конкурсной основе бюджетных средств направленных на субсидирование процентной ставки по кооперативов. Контроль за целевым использованием предоставленных средств. На конкурсной основе субсидирование части процентной ставки (не более 65% от ставки рефинансирования) по банковским кредитам Кооперативы Отчет о целевом использовании предоставленных средств Коммерческий банк Получение на общих основаниях банковского кредита Малый предпри ниматель Микро кредиты

21 Федеральный уровень 1. Проводит конкурс среди субъектов Российской Федерации, с условием софинансирования проекта (не менее 50%), имеющих собственные программы финансово-кредитной поддержки, в целях частичного субсидирования процентной ставки по банковским кредитам МФО/СХКК; 2. Предоставляет бюджетные средства (65% от субсидируемой суммы); 3. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Субъект Федерации 1. Предоставляет в Минэкономразвития России конкурсную заявку на получение бюджетных средств; 2. Выделяет предоставленные бюджетные федеральные средства (50%) и региональные средства (50%) на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО/СХКК уполномоченной организации; 3. Контроль за целевым использованием предоставленных бюджетных средств. Уполномоченный орган/организация 1. Подача конкурсной заявки на получение средств предназначенных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО/СХКК (не более 65% ставки рефинансирования); 2. Проведение конкурса среди микрофинансовых организаций и СХКК с целью субсидирования части процентной ставки (не более 50%/65% ставки рефинансирования); 3. Субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту, предоставленному МФО/СХКК. Микрофинансовая организация/СХКК 1. Подача заявки на выделение бюджетных средств с целью частичного субсидирования процентной ставки по уже взятому банковскому кредиту; 2. Получение компенсации по выплаченным процентам (не более 65% ставки рефинансирования). Описание проекта

22 Риски проекта 1. Коррупционность при выборе уполномоченной организации; 2. Предлагаемые меры не повлияют на размер процентной ставки для конечного заемщика. Минимизация рисков 1. Проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку; включение в конкурсную комиссию представителей общественных объединений и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Ограничение максимального размера поддержки для одной микрофинансовой организации; 2. Снижение процентной ставки в качестве необходимого условие получения государственной поддержки.

23 Средние показатели эффективности проекта Затраты федерального бюджета 300 млн. руб. Затраты субъектов Российской Федерации 300 млн. руб. (софинансирование) Общая сумма затрат 600 млн. руб. Практика субсидирования процентных ставок по кредитам, предусматривает компенсацию не более 2/3 ставки рефинансирования (8,67 годовых). При затратах на субсидировании процентной ставки по банковским кредитам кооперативов на сумму 600 млн. руб. сумма выданных кредитов членам кооперативов может достигнуть 7 млрд. руб.

24 Проект 4 «Поддержка малого инновационного бизнеса» Государственные региональные фонды соинвестирования

25 Цель и ожидаемый эффект Основная проблема, на решение которой направлен проект Недостаточность собственных финансовых средств у профессиональных частных инвесторов для инвестиций в инновационные компании на ранней стадии Цель и задача проекта Стимулирование частных инвесторов с целью увеличения предложения рискованного капитала для малых инновационных компаний Создание еще одного элемента инфрастуктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. Ожидаемый эффект Увеличение объема частных инвестиций в малые инновационные компании на ранней стадии развития.

26 Блок-схема проекта 400 млн. руб. 4/5 Государственных Региональных Венчурных Фондов Соинвестирования по 80/100 млн. каждый Отбор по формальным критер. – регион, стадия, и др. Пассивная роль; Параллельно с частным инвестором; Полное участие в рисках проектов. Конкурс среди субъектов Российской Федерации. Планируется выбрать 4- 5 регионов Внебюджетные инвесторы 1.Профессиональные участники рынка – управляющие компании фондов ранней стадии, синдикаты/партнерства индивидуальных инвесторов. 2.Грантодатели – не более 10% инвест. сделки Играют активную роль - поиск, отбор, управление и выход из проекта. Ровно на тех же условиях, что и частник Доля - до 35% До 7 млн. руб. в один проект Малые инновационные компании: Интеллектуальный капитал – не менее 30% от стоимости компании - не менее 800 млн. Не менее 60 проектов Прямое инвестирование (обыкновенные акции или их производные) Доля - до 35% Выделение финансовых средств направленных на создание регионального фонда соинвестирования (на условиях 50- ти процентного софинансирования регионом) Федеральный бюджет (200млн.руб.) Выделение не менее 50% средств для наполнения фонда. Контроль за целевым использованием предоставленных средств. Субъект Российской Федерации (200млн. руб.)

27 Федеральный уровень 1. Проводит конкурс на выбор регионов; 2. Выделяет регионам-победителям конкурса финансовые средства на безвозвратной основе; 3. Разрабатывает методологическую документацию по организации работы фондов; 4. Право участия/наблюдения представителей МЭРиТ на всех этапах работы региональных фондов; 5. Аккумулирует лучший опыт/проводит анализ ошибок; 6. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Региональный уровень 1. Софинансирует выделение средств Государственному региональному фонду соинвестирования (не менее суммы предоставленной Федеральным бюджетом); 2. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. 3. Формирует Попечительский совет фонда. Государственный региональный фонд соинвестирования 1. Проводит отбор проектов по формальным квалификационным критериям; 2. Администрирует поток проектов; 3. Формирует Экспертный Совет с привлечением независимых экспертов; 4. Выделяет проектам-победителям финансовые средства; 5. Осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных средств. 6. Оформляет инвестиционные договоры/соглашения с победителями; 7. Осуществляет мониторинг проектов и взаимодействие с частными инвесторами; 8. Организует обратную связь с федеральным уровнем. Частный инвестор 1. Проводит поиск и отбор инвестиционных проектов; 2. Проводит прединвестиционную оценку стоимости проекта; 3. Готовит предложения по структуре сделки – суммы, сроки, доли и пр.; 4. Осуществляет управление проектами. Малая инновационная компания 1. Готовит проект; 2. Проводит поиск частного инвестора; 3. Участвует в конкурсе по отбору проектов малых инновационных предприятий; 4. Предоставляет отчет инвесторам. Описание проекта

28 Возможные рискиМеханизмы снижения рисков «Проволочки» с финансированием компаний- победителей. 1. Простота и понятность процедуры принятия решений; Ответственность должностных лиц; Обратная связь. Недостаточный поток качественных инновационных проектов, поддержанных частными инвесторами; 1. Выделение средств на PR и рекламу Фонда; 2. Максимальное привлечение к сотрудничеству существующих в регионе организаций, генерирующих потоки проектов – инкубаторы, научные парки, сети бизнес ангелов и т.д. Коррупционность/субъективность при выборе инвестиционных проектов 1. Простота и понятность процедуры принятия решений; Ответственность должностных лиц/подрядчиков; Обратная связь. 2. Формирование независимого Экспертного совета – профессионалы из инвестиционных фондов, крупных техно. компаний, университетов, банков и т.д.. Контроль за конфликтом интересов. 3. Кросс-региональное участие экспертов.

29 Показатели эффективности проекта Затраты федерального бюджета 200 млн. руб. Затраты субъектов Российской Федерации не менее 200 млн. руб. (софинансирование) Общая сумма инвестиций не менее 800 млн. руб. Финансовый рычаг: на 1 руб. средств федерального бюджета – не менее 3 руб. средств из других источников: не менее 1 руб. из региональных бюджетов не менее 2 руб. – частные инвестиции Количество проинвестированных проектов – не менее 60. Размер инвестиций бюджетный средств в 1 проект: не более 35% (до 7 млн. руб.) «Выживаемость» проектов малых инновационных предприятий – 85% (экспертная оценка), из них 5-10% в течение 3-5 лет будут проданы стратегическими инвесторам. По экспертной оценке, малые инновационные предприятия инвестируют в НИОКР в среднем в два раза больше чем в индустрии. Частные инвестиции не менее 400 млн. руб.