Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае 2009 – 2011гг. ФИРО, 20 октября 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010 – 11 учебном году в Красноярском крае Красноярск, 15 сентября 2011г.
Advertisements

Модель организации педагогического сопровождения (апробации) преподавателей курса ОРКСЭ в Сибирском федеральном округе в 2010\2011 уч.г. Сергоманов Павел.
Итоги апробации и перспективы введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае Доклад заместителя.
Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ВЕБИНАР «Создание банка эффективных практик курса «Основы религиозных культур и светской этики» Елена Григорьевна Пригодич, руководитель Центра воспитания.
Нормативно - правовое обеспечение курса « Основы религиозной культуры и светской этики » 1. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. 84- р «
Министерство образования Пермского края О ВВЕДЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУТРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Кассина Р.А., заместитель министра.
Введение учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Введение учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Нормативно правовое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ на муниципальном уровне.
Основные направления введения ОРКСЭ Стрельская Н.И., проректор по НМР ГОУ ДПО «МОИПКРОиК»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
О подготовке к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения.
Проект Введение курса «ОРКСЭ» в образовательных учреждениях Краснооктябрьского района 2012 г.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В. Воробьева, начальник управления общего и дошкольного управления.
. Введение курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 16 пос. Красносельского.
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» C. Л. Т ЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента общего образования.
Нормативные основания введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Федеральный уровень.
Быстрякова Т.Е., директор департамента образования и науки Костромской области Опыт организации духовно-нравственного образования на основе взаимодействия.
Представление концепции обеспечения координационной деятельности в сфере образования в части третьего этапа сопровождения курса «Основы религиозных культур.
Транксрипт:

Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае 2009 – 2011гг. ФИРО, 20 октября 2011г.

Введение курса – системное инновационное изменение Согласованный план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса – Минобр РФ и МинНиОбр края (рабочая группа, краевое метод объединение) Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Красноярского края и Красноярской Епархии РПЦ Закон Красноярского края от «О внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», разработана система методических рекомендаций и локальных актов разработана и реализована каскадно-тьюторская схема повышения квалификации педагогов - КК ИПКиППРО

Вопросы апробации Какое место курс должен занимать в образовательной программе школы? Почему? Как финансировать курс? Почему так? Какие методы преподавания наиболее эффективны в зависимости от возраста и темы? Почему? Какие формы сотрудничества с родителями привлекают детей, являются интересными для родителей? Почему? Как лучше строить оценивание в курсе? Почему? Какие учебные материалы удачны, какие не очень? Почему? В целом: каковы достоинства и недостатки курса, каковы его преимущества и риски?

Целевые группы апробации Авторы учебных материалов Учителя, впервые внедряющие курс Администрации школ, впервые внедряющие курс Администрации муниципалитетов, впервые внедряющие курс

Обучение учителей для курса: 107 тренеров- преподавателей, март 2010г. – 1684 учителя, январь 2011 – 174, октябрь-декабрь 2011г. – 100, январь 2012 – 200 Какое значение имеет профессиональная принадлежность тренера-преподавателя? Какое значение имеет «предметная» специализация учителя? Сколько учителей в школе должно быть, чтобы организационно обеспечить выбор модулей? Какое значение имеет конфессиональная принадлежность учителя или его атеистическое мировоззрение? Как качественно обучить учителей?

Апробация курса: апрель-май 2010г Обеспечение организационно-методического сопровождения апробации комплексного курса кадровыми ресурсами муниципальных территорий Разработка методических материалов, необходимых учителям, руководителям ОУ, специалистам муниципальных УО Формат анализа практик «Содержание и формы работы тренеров – преподавателей в процессе апробации курса ОРКСЭ Каковы пределы светскости?

Какие методические материалы необходимы учителям, руководителям ОУ, специалистам муниципальных УО? Учителю: МР о работе с родителями учеников, изучающих курс ОРКСЭ, создание «копилки» иллюстративных материалов по курсы с учетом региональных особенностей, методические рекомендации об экскурсионных маршрутах по курсу в регионе, муниципальной территории Руководителям образовательных учреждений: методические рекомендации о месте курса в образовательной программе школы, о методике преподавания, схемах работы с выбором родителей, формах поддержки и поощрения учителей курса Специалистам муниципальных управлений образования – методические рекомендации об организации методического сопровождения апробации, введения курса на муниципальном уровне

Научно-методическое сопровождение апробации и введения курса ОРКСЭ Темы исследований : об отношении педагогов к духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, ситуация социализации подростков в регионе, учет социального контекста при разработке образовательных программ духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Форма организации научно-методического сопровождения апробации и введения курса - лаборатории на базе ИПК

2010\11 учебный год - площадки обсуждения краевой Гражданский Форум ( г.) - экспертная конференция «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» с участием 300 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса, научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век» (10 – г.) - секция «Апробация курса ОРКСЭ» и круглый стол по апробации с участием 40 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса, XI Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения (11 – г.) - секция «Церковь и образование» и круглый стол «Церковь и образование: вызовы эпохи» с участием 170 учителей курса Краевой Методический Совет (25 – ) – видеоконференция и Форум на сайте ИПК – анализ итогов апробации, разработка методических рекомендаций

Инициативы Муниципальные конкурсы разработок уроков по курсу ОРКСЭ Сборники лучших разработок уроков по курсу ОРКСЭ модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» - КРАЕВОЙ ДИСК Сетевые сообщество учителей курса в муниципальном районе Опыт организации сетевого сообщества педагогов курса в условиях района, разделенного природными условиями (на разных берегах Енисея, в большой отдаленности) Зональный семинар- совещание по апробации курса Организация семинаров, конференций учителей курса – представление, обсуждение мастер-классов Педагогические практики студентов-религиоведов Красноярского госуд. пед.университета им.В.П.Астафьева Студенты получили возможность прохождения педагогической практики учебному курсу, который является содержанием их образования

Трудности апробации Организационные – часы в учебном плане Содержательные - Учебное пособие по светской этике слабое, не соответствует возрастным особенностям детей. Оценивание безотметочное. Научно-педагогические Как увидеть личностные, метапредметные результаты курса? Профессиональные - квалификация педагогов по проблематике духовно-нравственного воспитания Коммуникативные. Взаимодействие с родителями. Влияние школьного уклада, атмосферы. Отчуждение, безразличие некоторых руководителей ОУ и Управляющих советов, не подготовленных к новым задачам Социальная специфика (большой\малый город, отдаленные поселения\миграционные потоки \конфессиональная и т.д.)

Выбор модулей комплексного курса в 2009\2010 и в 2010\2011 учебных годах Наименование модулей курса ОРКСЭ 2009\10 Учебный год 2010\11 учебный год Основы православной культуры ,% ,% Основы исламской культуры 104 0,4% - Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур ,% ,% Основы светской этики ,% ,% Итого

Ф.Козырев: Проблема светскости у нас прямо связана с возможностью или невозможностью преподавать религию в школе Секулярное решение Различные формы сотрудничества Открытое образование, адресованное как верующим, так и неверующим, как представителям одной религии, так и представителям другой религии, осуществляется независимо от религиозных объединений, и исповедание веры со стороны учителя становится необязательным и не является критерием при приеме на работу, не предполагает мировоззренческого единства учащихся (Ниниан Смарт – обучение у религии)

Методологическая культура учителя Эпистомологическая культура Религиозная терпимость, толерантность Видение основной проблемы педагогики – внутренней антиномии, противоречия образования. Что мы должны воспитывать? Сравнительный анализ зарубежных и российских моделей гуманитарного образования и духовно- нравственного воспитания Неконфессиональная религиозная педагогиика: воспитание духовност

Задачи на 2011 – 2012 уч.г. 1. Развитие регионального профессионального сообщества учителей курса ОРКСЭ 2. Осмысление педагогики курса ОРКСЭ в контексте духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка (неконфессиональное духовное образование и воспитание?) 3. Обсуждение продолжения идей курса на классы подростковой ступени (элективные курсы, история, литература и т.д.) 4. Соотнесение курса и социальных особенностей среды преподавания курса (влияние конфессиональной принадлежности семьи, этнический фактор, особенности поселенческие и т.д.)

Отношение учителей к религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в школе Как Вы относитесь к тому, что религиозное образование и духовно- нравственное воспитание (ДНВ) определены государством в качестве задач школы? поддерживают ДНВ и признают актуальность 51% поддерживают, но считают, что условия для решения этих задач не достаточны 48% категорически против религиозного образования, считают, что это задачи конфессий 0,6% Должен ли учитель, преподающий основы религиозной культуры быть верующим человеком (воцерковленным в этой конфессии)?: да, так должно быть обязательно – 0,05%, это не обязательно – 50%, религиозные взгляды не важны, учитель ОРКСЭ может быть и гуманитарно образованным атеистом – 49,2%

Работа с родителями Как Вы относитесь к выбору модулей курса родителями и учащимися? это правильно, выбор должен быть - 81,5% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит родительское собрание – 18,3% выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит администрация или педагогический совет- 0,5% Заинтересованность родителей для большинства родителей это важный курс – 49% в основном родители равнодушны ко всем темам курса – 18% отношение изменилось в лучшую сторону – 33% Оказывали ли Вы влияние по решение родителей о выборе модуля? 14%