0 Версия для обсуждения Подходы к тарифному регулированию Лучшие международные практики Октябрь 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ПЕРЕХОДЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФА НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА (RAB) Докладчик: А.В. Сергутин, Директор по экономике.
Advertisements

1 Тема 6. Функционирование рынка капитала: особенности и основные закономерности.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
методы, не учитывающие фактор времени ; методы, включающие дисконтирование.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА МОДУЛЬ 2 Доходный подход. ПОДХОДЫ и МЕТОДЫ, используемые для оценки бизнеса Ликвидационной стоимости Рынка капиталовСделок Отраслевых коэффициентов.
Материалы по вопросу разработки принципов долгосрочного тарифного регулирования г. Сочи, 2013 г.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
0 Тарифы распределения и поставки, DVA. 1 Тарифы распределения и поставки Грн/кВат часов, одна часть, линейная, не блок, => в основном бизнес с фиксированной.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
Докладчик: главный специалист отдела тарифов в локальных монополиях Котрини Т.Р. 20 марта 2009 Содержание заключения на инвестиционные программы коммунального.
0 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЙ К ЭЛЕКТРОСЕТЯМ 3 июля 2008.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
КОНЦЕССИЯ И АРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Минэкономразвития России.
Диагностика состояния неплатежеспособных предприятий.
Транксрипт:

0 Версия для обсуждения Подходы к тарифному регулированию Лучшие международные практики Октябрь 2012

1 Версия для обсуждения Содержание Методика RPI – X Методика нормы доходности (RoR)

2 Версия для обсуждения Методика RPI - X

3 Версия для обсуждения Схема ключевых блоков методики RPI – X Допустимая выручка Операционные издержки с учетом роста эффективности (фактор Х) Нормативная стоимость активов Инвестиции Допустимый возврат на капитал Амортизация Средневзвешенная стоимость капитала Величина активов на начало периода Амортизация + + х+ -

4 Версия для обсуждения Основные элементы методики расчета (I) Базовый прогноз на основе данных наиболее актуального годового отчета, с поправкой на ожидаемый рост расходов и незапланированные расходы прошлого периода В базовый прогноз вводится поправка на ожидаемый рост эффективности и сокращение затрат. Прогноз может быть осуществлен на базе следующих источников: –анализ исторических данных по операционным издержкам и производительности –сравнение с другими компаниями отрасли или других отраслей –бенчмаркинг снизу-вверх – на основании ожидаемого сокращения затрат от оптимизации отдельных процессов Рассчитывается на основе применения допущения о среднем сроке использования активов к нормативной стоимости активов Обычно рассчитывается на базе линейного метода начисления Рассчитывается путем умножения нормативной стоимости активов на средневзвешенную стоимость капитала Операционные издержки с учетом роста эффективности (фактор Х) Допустимый возврат на капитал Амортизация + +

5 Версия для обсуждения Основные элементы методики расчета (II) Рассчитывается как стоимость на начало периода плюс прогнозные чистые инвестиции текущего периода Чистые инвестиции текущего периода определяются как инвестиции за вычетом амортизации Рассчитывается по модели САРМ В случае когда налоговые льготы напрямую включены в расчет допустимой выручки, для расчета используется средневзвешенная стоимость капитала после налогообложения Нормативная стоимость активов Средневзвешен- ная стоимость капитала х

6 Версия для обсуждения Основные элементы методики расчета (III) Рассчитывается на основе применения допущения о среднем сроке использования активов к нормативной стоимости активов Прогнозируются на основе бизнес-планов компаний с поправками на ожидаемое повышение операционной эффективности и потенциальных изменений масштаба и/или времени инвестиционных планов Стоимость на начало периода определяется как стоимость прошлого периода плюс фактические чистые инвестиции прошлого периода плюс инфляция Инвестиции Величина активов на начало периода Амортизация + -

7 Версия для обсуждения Дополнительные элементы методики расчета Корректировки предыдущего периода Прогноз операционных издержек может включать корректировку за перерасход или недорасход предыдущего периода Дополнительные льготы и поощрения Расчет допустимой выручки включает прогноз льгот и дополнительных выплат по специальным схемам поощрения Например, расчет может включать дополнительные выплаты за повышение качества продукции / услуг или повышение инновационности продукции Финансовая достаточность Дополнительно проводится финансовое моделирование достаточности финансовых ресурсов для функционирования компании при предлагаемом регулировании В случае вывода о недостаточности финансирования по итогам моделирования предлагаемое регулирование может быть скорректировано Достаточность оценивается на базе финансовых показателей (схожих с показателями, по которым рейтинговые агентства присваивают рейтинги надежности компаниям)

8 Версия для обсуждения Компании мотивированы снижать операционные издержки ниже целевого уровня Издержки ниже плановых Если достигается более высокий уровень операционной эффективности (по сравнению с плановым), компания получает прогнозную выручку, но с учетом более низких фактических издержек, обеспечивает более высокую прибыль на период регулирования В зависимости от используемой схемы регулирования дополнительная прибыль может быть распределена между компанией и потребителями (например, через цены следующего периода) Если компания превысила плановый уровень издержек, но по результатам пересмотра такое превышение было признано эффективным, регулятор может скорректировать план и разрешить повысить издержки Эффективные капитальные вложения Если капитальные вложения ниже плановых по причине эффективной экономии, компания зарабатывает дополнительную прибыль благодаря разнице между более высокими прогнозными затратами на капитал и более низкими фактическими Аналогично другим случаям дополнительная прибыль может быть распределена между компанией и потребителями с помощью конкретного правила или через механизм установления цен на следующие периоды регулирования Сложности Определение обоснованности сокращения затрат от повышения эффективности (в первую очередь капитальных вложений) – возможно снижение затрат по причине невыполнения плана работ Корректная аллокация расходов между операционными и капитальными затратами

9 Версия для обсуждения Пример использования RPI – X для электросетевых компаниях Великобритании Апрель 1996г. – Внедрен 2-ой план ценового регулирования Август 1994г. – сформированы предложения по регулированию государственных электросетевых компаний в Англии и Уэльсе Сентябрь 1994г. – сформированы предложения по регулированию приватизация в Шотландии Ноябрь 1994г. – отраслевой регулятор направил в Комиссию по регулированию монополий и сделок слияния данные о приватизации в Шотландии Апрель 2005г. - Внедрен 4-ый план ценового регулирования Ноябрь 2004г. - сформированы предложения по регулированию сетевых компаний Декабрь 1999г. – сформированы предложения по регулированию сетевых компаний Апрель 1995г. – Внедрен 1-ый план ценового регулирования 1990г. - Внедрение контроля цен после приватизации Приватизация 1-ый и 2-ой план ценового регулирования Апрель 2000г. – Внедрен 3-ий план ценового регулирования 3-ий план ценового регулирования 4-ый план ценового регулирования Май 1995г. – опубликован отчет Комиссии по регулированию монополий и сделок слияния

10 Версия для обсуждения Предмет регулирования и форма контроля Форма контроля В 1-ом, 2-ом и 3-ем плане регулирования в качестве целевого показателя используется средняя выручка Начиная с 4-го плана регулирования применяется совокупная выручка Кроме того, вначале допускался рост выручки пропорционально количеству переданных единиц электроэнергии. Впоследствии вес драйвера был снижен до 50% и введен дополнительный драйвер роста выручки – количество пользователей сети Предмет регулирования При подготовке 1-го плана регулирования - учет и распределение электроэнергии через сети При подготовке 3-го плана регулирования в учете электроэнергии было выделено 5 видов деятельности, которые были отделены от передачи электроэнергии: снятие показаний счетчиков, обработка данных, агрегирование данных, владение счетчиками, обслуживание счетчиков

11 Версия для обсуждения Операционные издержки и потери Операционные издержки В момент приватизации фактор Х был установлен на уровне RPI и постепенно увеличивался до RPI - 3 (DCPR2), после чего был снижен до RPI + 0 (DCPR4) Для определения фактора эффективности использовался сравнительный анализ показателей сетевых компаний. В момент приватизации использовались даты наиболее актуального годового отчета (1992 г.) Результатом анализа стало допущение о том, что контролируемые операционные издержки к 2000 г. сократятся на 17% - по 1.5% в последние 2 года и по 3% в остальные годы При DPCR3 было выявлено, что операционные затраты зависят от распределения пиков спроса на электроэнергию. Было проведено моделирование потенциального снижения затрат, по результатам которого целевое снижение затрат было установлено на уровне 4.4% в год до 4-го пересмотра При 4-ом пересмотре регулирования было запланировано 1.5% снижение затрат. Это может свидетельствовать о возможном истощении источников снижения затрат Теплопотери В период приватизации было выявлено наличие существенных потерь в сети Для мотивации сетевых компаний на снижение потерь в 1-м плане ценового регулирования было введено специальное поощрение – удваивание выплат сетевым компаниям за экономию от снижения теплопотерь В 3-ем плане ценового регулирования мотивация была увеличена – для компаний, выполняющих планы по снижению потерь, величина допустимой выручки могла быть увеличена на 0.25%

12 Версия для обсуждения Активы и стоимость капитала Средневзвешен- ная стоимость капитала Рассчитывалась по модели CAPM Начиная с 1990 г. стоимость капитала до налогообложения варьировалась в пределах 6.5-7% В 4-ом плане регулирования была введена практика применения стоимости капитала после налогообложения и дополнительных налоговых льгот Также в 4-ом плане было увеличено допущение о соотношении заемных средств к собственным от 50% до 57.5% (в соответствии со статистикой по сетевым компаниям) Нормативная стоимость активов Начальная стоимость активов рассчитывалась на основе биржевой стоимости компании с поправкой на несетевой бизнес (генерацию, холдинг и т.д.) Впоследствии стоимость активов корректировалась на согласованные капитальные вложения и экономию от сокращения затрат в течение определенного периода Согласно 4-му плану регулирования из стоимости компании была исключена часть, относящаяся к бизнесу по учету электроэнергии Также из стоимости активов были исключены корпоративные расходы, прибыли внутри компании / между сетевыми компаниями, амортизация непрофильных активов

13 Версия для обсуждения Капитальные вложения и стимулирование инноваций Капитальные вложения Для прогнозирования капитальных вложений проводится анализ бизнес-планов компаний – отдельно инвестиций, пропорциональных нагрузке на сети и инвестиций независимых от нагрузки на сети В 3-ем плане регулирования для 3 компаний, показывавших завышенные прогнозные капитальные и операционные затраты, был введен дополнительный стимул для добросовестного отражения затрат – размер допустимой выручки был снижен на 2.5% В 4-ом плане регулирования был введен дополнительный стимул по повышению качества информации (Information Quality Incentive) –Сетевым организациям, оценивающим требуемые инвестиции ниже чем консультанты регулятора, было разрешено инвестировать больше; при этом в случае более низких расходов они получали относительно небольшой дополнительный доход –Сетевые организации, защитившие бюджет капитальных затрат и оценивающие требуемые инвестиции на уровне оценок регулятора, имели право на получение более высоких доходов Стимул финансирования инноваций В 4-ом плане регулирования был введен стимул финансирования инноваций (Innovation Funding Incentive), мотивирующий компании вкладывать в технологическое развитие сети, не приносящее результаты в краткосрочном периоде, но позволяющее снизить операционные затраты в долгосрочном периоде Направления инвестиций: качество передачи, охрана окружающей среды, безопасность

14 Версия для обсуждения Норма доходности (RoR)

15 Версия для обсуждения Методика регулирования на основе нормы доходности (RoR) Сущность метода заключается в регулировании нормы отдачи (прибыли) на капитал, когда доход (отдача) на капитал, получаемый фирмой, не должен превышать установленный регулирующими органами «справедливый» уровень. Фирма может сама определить уровень используемых ресурсов, выпуска и цен, но получаемый ею при этом доход не может быть больше установленного. Норма отдачи на капитал определяется как отношение прибыли к стоимости капитала. Норма отдачи на капитал (RoR) Прибыль Стоимость капитала = 1.Выявление текущих издержек 2.Признание (выявление) инвестиций 3.Определение нормы доходности Три этапа, необходимых для определения тарифа:

16 Версия для обсуждения Методика регулирования на основе RoR – достоинства и недостатки Недостатки методаДостоинства метода Норма прибыли - достаточно объективный критерий, который является отправной точкой дальнейших расчетов для обоснование того или иного уровня цен Может быть применим, когда затруднительно собрать достоверные прогнозные данные (необходимость инвестиций или будущие затраты) Не стимулирует сокращение затрат (напротив, зачастую способствует их завышению) Способствует чрезмерным инвестициям в основные средства Вызывает необходимость со стороны регулирующих органов глубоко вмешиваться в структуру затрат компании, что ведет к усложнению административной процедуры регулирования Потребителям не гарантирован стабильный уровень цен. Как правило, пересмотр тарифов происходит раз в 1-2 года +

17 Версия для обсуждения Применение методики регулирования на основе RoR в мировой практике Историческая справка До начала 80-х годов данный подход широко использовался в США. Регулируемым компаниям разрешалось получать «чистую» посленалоговую прибыль в заданных пределах. К примеру, для электроэнергетики этот лимит был установлен в 15% При этом, все аспекты деятельности компании - тарифы, издержки, инвестиции, прибыльность - подлежали детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. В каждом штате действовала специальная комиссия по делам предприятия общественного пользования Эффект Аверча-Джонсона Эффект заключается в том, что если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большом объеме Вследствие эффекта Аверча-Джонсона при заданной норме прибыли регулируемые компании стремятся получить большую ее массу путем наращивания капитала, то есть знаменателя в формуле нормы прибыли Последствия «Энергетического кризиса 70-х годов» После энергетического кризиса 70-х годов двадцатого века, в связи с большей чувствительностью рынка к росту цен, регулирующие органы ужесточили требования к включению инвестиций в базу для расчета нормы прибыли. Стали активно практиковать отнесение издержек на будущие периоды, проверку целесообразности вложений, отклонение инвестиций как ненужных 1984 год - 30%-ное участие Montana Power Corporation в работающей на угле «Карьерной установке 3» было изъято из нормативной базы. Эти мощности были признаны «неиспользуемыми и бесполезными», поскольку издержки на 1 КВт/ч здесь были выше, чем в других компаниях штата, что привело к значительным издержкам, понесенным компанией 1988 год - крупнейшей электроэнергетической компании Нью-Хэмпшира Public Service of New- Hampshire было отказано в получении дохода на атомную электростанцию Seabrook, что стало причиной ее банкротства США

18 Версия для обсуждения Применение методики регулирования на основе RoR в мировой практике В Чили фирмам разрешается получать норму прибыли, равную безрисковой норме доходности плюс премия, определяемая систематическим риском отрасли и разницей между нормой на безрисковые инвестиции и доходом на диверсифицированный инвестиционный портфель Каждые 2 месяца тариф корректируется на инфляцию Уровень долгосрочных издержек устанавливается в рамках пятилетнего инвестиционного плана, который разрабатывается с целью минимизации издержек, связанных с удовлетворением прогнозируемого спроса Доходность компаний корректируется в зависимости от деятельности аналогичных фирм за рубежом Чили Норвегия Окончательный тариф складывается из индивидуально устанавливаемого предельного уровня издержек для каждой компании и общего для всех допустимого интервала нормы прибыли на капитал. Оба показателя устанавливаются на определенный период Если по итогам периода фактические издержки оказались ниже установленного предельного уровня, то компания получает право на 50% данной экономии, а оставшиеся 50% будут переданы потребителям посредством корректировки тарифов на предстоящий период Среди стран-членов Евросоюза методика регулирования на основе RoR применяется в таких странах как: –В электроэнергетике - Швеция, Норвегия, Финляндия - (через определение максимально допустимых затрат) –В газовой сфере – Австрия (RoR = 6,97%), Босния и Герцеговина (RoR = 0%), Хорватия (RoR варьируется), Грузия (RoR = 12%), Македония (RoR = 9%), Сербия (RoR = 7,5%) ЕС