Профильное обучение и предпрофильная подготовка Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н., зав.кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия модернизации общего образования Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО.
Advertisements

Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г ЧИТА.
Различия в применении уровневой и профильной дифференциации; нормативная и концептуальная база профильного обучения; возможности профилизации.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов обучающихся родительское собрание 9 классы март 2012 г.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ по индивидуальным учебным планам в МБОУ СОШ 2.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов год.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Портфолио Курс DigiTiiger, koolitaja Svetlana Dõtšenko 2007.a.
Транксрипт:

Профильное обучение и предпрофильная подготовка Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н., зав.кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО

Нормативные документы Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Утверждена Приказом Министра образования 2783 от Постановление Правительства РФ от «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» Письмо МО и РАО от /10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»

Сроки введения Предпроф. подготовка – уч.г. (в Новг.обл. – уч.г.) Профильное обучение – уч.г (в Новг.обл. – уч.г.)

Старшая школа: Введение профильного обучения

Главные идеи: Вариативность Индивидуализация (возможность индивидуального учебного плана) Широкий выбор возможностей

Отличие профильного обучения от углубленного не только углубление профильных предметов, но и сокращение инвариантной составляющей остальных предметов

Отличие профильного обучения от проф. ориентации Проф.ориентация – удовлетворение соц.заказа общества на профессии Профильное обучение – удовлетворение индивидуальнной потребности личности в самореализации

Структура профильного обучения Базовые общеобразоват. курсы (50%) Математика История Русский язык Литература Иностранный язык Физкультура Обществознание ( интегриров.курс для негуманитарных классов) Естествознание ( интегриров.курс для гуманитарных классов)

Структура профильного обучения Профильные общеобразоват. курсы (30%) Для конкретных профилей - в соответствии с Базисным учебным планом

Структура профильного обучения Элективные курсы – по выбору (20%) Виды элективных курсов: Углубляющие профильные предметы Развивающие содержание непрофильных предметов (для подготовки к ЕГЭ) Направленные на развитие общей культуры

Примерные профили: 1. Физико-математический 2. Естественнонаучный (физика+химия) 3. Естественнонаучный (биология+география) 4. Социально-экономический 5. Гуманитарный 6. Филологический 7. Информационно-технологический 8. Агро-технологический 9. Индустриально-технологический 10. Художественно-эстетический 11. Оборонно-спортивный 12. (возможен общеобразовательный)

Новой структуре соответствуют: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (для старшей школы - базовый и профильный уровни) Утвержден приказом Минобразования России 1089 от 5 марта 2004 г..

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Утвержден Приказом МО РФ 1312 от

Основная школа Предпрофильная подготовка в 9-м классе

Цель: помощь в выборе будущего профиля обучения и – в перспективе - профессии

Задачи: 1. Психологическая подготовка к ситуации выбора, обучение выбору 2. Обеспечение объективного формирования 10-х классов 3.Информация, знакомство с широким кругом профилей, проба в деятельности, формирование интереса к определенному профилю или профессии

Базовая модель предпрофильной подготовки На предпрофильную подготовку может быть затрачено от 102 до 272 часов учебного времени (минимум )

Резервы БУП для предпрофильной подготовки: Школьный компонент Предмет Технология

102 3(+3) для деления на подгруппы дневной учебной недели (+3) для деления на подгруппы 170 5(+3) для деления на подгруппы 102 3(+3 для деления на подгруппы ) дневной учебной недели в годв неделюв годв неделюв годв неделю всего часовПредмета «технология»школьного компонента Количество часов на предпрофильное обучение за счет Виды планов для

Структура учебного плана ориентационные курсы – 17 ч. (1 раз в 2 недели) информация, психологическое консультирование, анкетирование и т.д. – 17 ч. (1 раз в 2 недели) элективные курсы – от 70 ч.

Для обучения выбору: Ориентационные курсы «Твоя карьера», «Как выбрать профессию» и т.п. Индивидуальное психологическое консультирование Знакомство с образовательной картой территории, информация об образовательных возможностях региона в разной форме (СМИ, реклама, буклеты ОУ и др.)

Для обеспечения объективного формирования 10-х классов:

1. «малый ЕГЭ» - сдача 4 выпускных экзаменов (русск. яз. и математика – обязательные, два – по выбору, желательно профильные – как вступительные в 10 профильный класс) Экзамены сдаются в присутствии независимой муниципальной экзаменационной комиссии (МЭК).

2. Портфолио (портфель учебных достижений)

«Философия» портфолио: смещение акцента с того, чего не знает, на то, чего добился и на что способен интеграция количественной и качественной оценки перенос «ударения» с оценки на самооценку (сам собирает портфолио, оценивает значимость своих достижений, наращивает их)

Портфолио позволяет: поощрять самостоятельность и активность развивать рефлексивные навыки формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать учебную деятельность и т.д. осуществлять индивидуализацию реализовать компетентностный подход (оцениваются не только учебные достижения, но и творчество, и ценностные ориентации)

Структура портфолио Общая информация (автобиография, резюме) Официальные документы (вкладыш в аттестат, дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, результаты олимпиад, конкурсов и т.п.) Творческие работы (рефераты, иллюстрации, проекты, исследования, чертежи и фотографии моделей, работ по искусству и т.п.); а также результаты социальных практик, общественной деятельности (участие в общественных движениях, педагогическая практика и т.п.) Отзывы и характеристики

Элективные курсы в 9-м классе

Принципы организации Вариативность – не меньше 2-х Разнообразие тематики - по разным профилям Свобода выбора – из множества предложенных Небольшой объем – оптимально от 6 до 18, но не больше 34 Деятельностный подход – проба себя в деятельности (Хочу ли я? Могу ли я?)

Виды курсов: 1. Предметные Цель: углубление знаний по профильному предмету, подготовка к сдаче профильного экзамена для поступления в 10 класс

Виды курсов: 2. Межпредметные Цель: знакомство с профилями, обучение практической (исследовательской, проектной и т.д.) деятельности

Основания для создания программы Научные знания Опыт практической деятельности Уровень подготовки детей Психолого-педагогические теории обучения

Структура программы Название программы, ее объем и адресат Пояснительная записка Содержание программы (тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся) Библиография: литература, использованная учителем при составлении программы; литература, рекомендованная для детей

Содержание пояснительной записки: Цели и задачи программы Содержательный материал программы, его отличие от основных (базовых и профильных) курсов Формы реализации (виды учебной деятельности) Требования к результату (виды итоговых работ) Критерии и способы оценивания Форма отчетности

Экспертиза программы Требования к программе балл ы весово й коэфф. оценк а 1Соответствие положению концепции профильного обучения 1 2Новизна содержания программы для учащихся 2 3Мотивирующий потенциал программы 2 4Полнота содержания учебного материала 3 5Прогрессивность, научность содержания 2 6Инвариантность содержания программы 1

Требования к программе балл ы весово й коэфф. оценк а 7Соответствие степени обобщенности знаний, включенных в программу, ожидаемым результатам обучения 3 8Практическая направленность содержания 2 9Связность или систематичность содержания учебного материала 3 10Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям 3 11Выбор методов развертывания содержания 2 12Контролируемость программы1 13Чувствительность программы к сбоям 1

Требования к программе балл ы весово й коэфф. оценк а 14Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее реализацию 3 15Эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию 1 Итоговая оценка программы

Методика подсчета рейтинга программы: 0 – если не соответствует данному требованию 1 – частично соответствует 2 – в основном соответствует 3 – полностью соответствует Затем баллы умножаются на весовой коэффициент и выводится итоговая оценка программы

Задачи образовательных учреждений: Проведение ориентировочных курсов Проведение предметных курсов Проведение межпредметных курсов Информирование учащихся и родителей о возможностях предпрофильной подготовки Организация и проведение проб по профилям старших классов Создание мест для использования ресурса портфолио. Организация и проведение рейтинговых состязаний для накопления информации в портфолио Диагностика зрелости выбора профиля обучения Комплектование профильной школы