Управление качеством организации предметно- развивающей среды в ДОУ Копытова Анастасия Владимировна, доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретико-методологические основы предметно- развивающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ.
Advertisements

Предметно пространственная развивающая среда ДОО Шалатонова Н.М. Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР –д/с «Алёнушка»
ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ. Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство способное обеспечивать социально – культурное.
« Создание предметно-развивающей среды во 2 младшей группе для решения задач комплексно- тематического планирования » Разработала Оспанова Надежда Александровна,
Презентация к уроку по теме: ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
L/O/G/O Роль предметно- пространственной развивающей среды в речевом развитии детей В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Семинар для воспитателей ДОУ Занятие г.
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании». Подготовила: Воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 130 «Деснянские звёздочки»,г.Брянск «Реализация требований ФГОС к развивающей предметно-
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Предметно – развивающее пространство в ДОУ. наследственность среда воспитание Факторы, влияющие на развитие личности.
П.Д. Рабинович, к.т.н., доцент Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Транксрипт:

Управление качеством организации предметно- развивающей среды в ДОУ Копытова Анастасия Владимировна, доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наукКопытова Анастасия Владимировна, доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук

Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении детей, снимает синдром тревожности в отсутствии близких взрослых, способствует адаптации в коллективе, вызывает желание быть вместе со сверстниками

В широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация

Развивающая предметно-пространственная среда – естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются: Концепция содержания непрерывного образованияКонцепция содержания непрерывного образования Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы Письмо Минобразования России «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семьеПисьмо Минобразования России «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье

Письмо Минобразования России «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)Письмо Минобразования России «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.)Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993г.) Концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.)Концепция дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989г.) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010г.)Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010г.)

Функциональное назначение предметно-развивающей среды Зачем нужна предметно-развивающая среда ребенку?Зачем нужна предметно-развивающая среда ребенку?

Развивающая среда ДОУ является источником становления субъектного опыта ребенкаРазвивающая среда ДОУ является источником становления субъектного опыта ребенка

Проблемность предметной среды порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчествуПроблемность предметной среды порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельностиВ условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности

Функциональное назначение предметно-развивающей среды Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельностиРазвивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности

Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процессСреда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс

Основные принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции позиции при взаимодействии Использование разновысокой мебелиИспользование разновысокой мебели

Принцип активности Использование больших модульных наборовИспользование больших модульных наборов Центров песка и водыЦентров песка и воды МастерскихМастерских Стен и т.д.Стен и т.д.

Принцип стабильности динамичности Использование сборно-разборной мебелиИспользование сборно-разборной мебели Игрушечной мебелиИгрушечной мебели Емкостей для хранения игрушекЕмкостей для хранения игрушек Мягких плоскостей, подиумов для отдыхаМягких плоскостей, подиумов для отдыха Рулонных перегородок, вертикальных разделителейРулонных перегородок, вертикальных разделителей Игровых столов сложной конфигурацииИгровых столов сложной конфигурации Игрушек-заменителей и т.д.Игрушек-заменителей и т.д.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенкаИгровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка Место отдыхаМесто отдыха Место уединенияМесто уединения

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатленияСреда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов Использование больших игрушек из винилискожи, ткани, пластикаИспользование больших игрушек из винилискожи, ткани, пластика Использование элементов образного декораИспользование элементов образного декора

Принцип половых и возрастных различий Создание специализированных игровых зонСоздание специализированных игровых зон

Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру Реализуется в выборе: ТемыТемы СюжетаСюжета Необходимых игрушекНеобходимых игрушек МестаМеста ВремениВремени

Принцип ориентирования предметно-пространственной среды на зону ближайшего развития Среда должна содержать; Материалы и предметы, известные детямМатериалы и предметы, известные детям Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослогоПредметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого Совсем незнакомые предметы и материалыСовсем незнакомые предметы и материалы

Функции развивающей среды ОрганизующаяОрганизующая ВоспитывающаяВоспитывающая РазвивающаяРазвивающая

Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка

Компоненты развивающей среды

Социальный компонент Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениямиВзаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями Преобладающее позитивное настроение;Преобладающее позитивное настроение; Авторитетность руководителейАвторитетность руководителей Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессомСтепень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом СплоченностьСплоченность Продуктивность взаимоотношенийПродуктивность взаимоотношений

Пространственно- предметный компонент Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенкаСреда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моментыСреда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты Среда должна быть гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослогоСреда должна быть гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого

Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка-оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвитияПедагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка-оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития

Педагогические характеристики предметно- развивающей среды

комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно - гигиенических нормкомфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский садсоответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад

учет всех направлений развития ребенкаучет всех направлений развития ребенка разнообразие сред, их рациональное расположениеразнообразие сред, их рациональное расположение обеспечение богатства сенсорных впечатленийобеспечение богатства сенсорных впечатлений обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельностиобеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности

обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментированияобеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детейдоступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей создание условий для изменения средысоздание условий для изменения среды

Показатели создания предметно-развивающей среды Отсутстсвие частых конфликтов между детьмиОтсутстсвие частых конфликтов между детьми Высокая продуктивность деятельности детей (множество разнообразных продуктов детской деятельностиВысокая продуктивность деятельности детей (множество разнообразных продуктов детской деятельности Спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время он хорошо различимСпокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время он хорошо различим

Вариативность предметно- развивающей среды Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждениеОпределяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждение

Разработка предметно- пространственной среды должна осуществляться на основе характеристик детского сообщества

Возрастной состав группыВозрастной состав группы Психологической характеристики группы (темперамент детей, подвижность, наличие лидерства, учет индивидуальных особенностей, показателей развития и т.д.)Психологической характеристики группы (темперамент детей, подвижность, наличие лидерства, учет индивидуальных особенностей, показателей развития и т.д.) Количественное соотношение мальчиков и девочекКоличественное соотношение мальчиков и девочек Социальные условия жизни детей в семьях и типы семейСоциальные условия жизни детей в семьях и типы семей Окружающая социальная практика (город, поселок, село)Окружающая социальная практика (город, поселок, село)

Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ ПедагогическиеПедагогические ЭстетическиеЭстетические ГигиеническиеГигиенические ЭкономическиеЭкономические

Педагогические требования Соответствие задачам и содержанию программы воспитания и обучения в детском саду и требованиям дошкольной дидактикиСоответствие задачам и содержанию программы воспитания и обучения в детском саду и требованиям дошкольной дидактики Общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфортаОбщая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта Информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно- пространственной среды детского учрежденияИнформативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно- пространственной среды детского учреждения

Эстетические требования Комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещенийКомплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений Создание эмоционального климата помещений средствами рациональной и красивой планировки, цветовой отделки и освещения, зонирование помещений и художественно-образное решение фрагментовСоздание эмоционального климата помещений средствами рациональной и красивой планировки, цветовой отделки и освещения, зонирование помещений и художественно-образное решение фрагментов Широкое использование предметов искусстваШирокое использование предметов искусства Разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещенийРазнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений

Гигиенические требования Соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещенийСоответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещений Учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детейУчет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей Прочность, термо-и влагостойкость, несгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушекПрочность, термо-и влагостойкость, несгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек

Экономические требования Определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учрежденияОпределяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения

Оснащение образовательного учреждения Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную средуМатериалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценностиМатериалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности Необходимо учитывать полоролевую идентификациюНеобходимо учитывать полоролевую идентификацию Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый вид деятельностиПредметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый вид деятельности

Материальная база включает в себя: Оборудование помещений для создания развивающей средыОборудование помещений для создания развивающей среды Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка (развитие общих движений, мелкой моторики, сенсорного восприятия, мышления, речи и языка, творчества, ознакомления с окружающим, социально- эмоционального развития, орагнизация сюжетно- ролевой игры)Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка (развитие общих движений, мелкой моторики, сенсорного восприятия, мышления, речи и языка, творчества, ознакомления с окружающим, социально- эмоционального развития, орагнизация сюжетно- ролевой игры)

Концептуальная модель предметно-развивающей среды Предметное содержаниеПредметное содержание Его пространственная организацияЕго пространственная организация Их изменения во времениИх изменения во времени

Предметное содержание Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует самостоятельно или совместно с другимиИгры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует самостоятельно или совместно с другими Учебно-методические пособияУчебно-методические пособия Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностейОборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей

Организация предметов и оборудования в простарнстве Пространственная среда должна нести определенную информацию, удовлетворяющую «пространсвенную потребность» детей. Количество и качество информации должно соответствовать возрастным особенностям детского восприятия и иметь эстетическую направленностьПространственная среда должна нести определенную информацию, удовлетворяющую «пространсвенную потребность» детей. Количество и качество информации должно соответствовать возрастным особенностям детского восприятия и иметь эстетическую направленность

Организация пространства должна учитывать характер деятельности детей, направленной на освоение информации. Чем активнее будет действовать ребенок, тем интенсивнее он будет развиватьсяОрганизация пространства должна учитывать характер деятельности детей, направленной на освоение информации. Чем активнее будет действовать ребенок, тем интенсивнее он будет развиваться

Организация предметно- пространственной среды во времени «сегодня»«сегодня» «вчера»«вчера» «завтра»«завтра»