Анализ процесса стратегического планирования развития городского округа Тольятти 1999-2006гг. Анализ процесса стратегического планирования развития городского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
«Общественные советы и общественный контроль» 1. Механизмы вовлечения общественности в процессы взаимодействия с органами власти (особенно активизировались.
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Концепция Программы Общественной палаты Российской Федерации «Эко - ответственность» Москва 2010 проект.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Государственно - общественное управление СОЗДАЕМ СОВЕТ ДОУ МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида 9 «Сказка»
LOGO Региональная общественная экспертиза и мониторинг: использование механизмов для повышения устойчивости НКО, экспертиза бюджетного процесса Сергеева.
Транксрипт:

Анализ процесса стратегического планирования развития городского округа Тольятти гг. Анализ процесса стратегического планирования развития городского округа Тольятти (по итогам общественной экспертной оценки) гг.

Выработка рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического развития города Тольятти (далее – ПСР) на 2007г. и последующий период времени. Вовлечение местного сообщества в процесс стратегического планирования социально- экономического развития города Тольятти. Цели оценки:

Что было сделано: Проведен анализ нормативной базы, регулирующей вопросы стратегического развития. Выделены основные причины, снижающие эффект работ по стратегическому развитию. Выделены проблемные позиции, требующие стратегического и оперативного решения с участием городского сообщества. Выработаны обоснованные рекомендации по первоочередным мерам, направленным на повышение эффективности работ по стратегическому развитию. Разработана Методика проведения общественной экспертной оценки процесса стратегического развития.

Источники информации Использовались: сеть Интернет (в том числе портал органов местного самоуправления городского округа) правовая система «Консультант» отчет о научно-исследовательской работе «Разработка проекта Концепции комплексного социально-экономического развития г.Тольятти» (1998г.) городские СМИ иные материалы, предоставленные городскими и региональными общественными организациями.

Источники информации Местные нормативные правовые акты Концепция комплексного социально-экономического развития города Тольятти (утверждена решением Думы 493 от г.); Миссия города (принята на Совете по стратегическому планированию г.); Раздел «Стратегический план города» (размещен на сайте мэрии в 2002 году); Распоряжение мэра города 483-1/п от г. «О разработке стратегического плана развития города Тольятти»; Распоряжение мэра города /р от г. «О создании межотраслевой комиссии по вопросам стратегического планирования развития города»; Иные нормативные акты, имеющие отношение к развитию города.

Источники информации Контекст Конституция РФ. Федеральный Закон 131-ФЗ от г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». Декларация о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии (принята резолюцией S-25/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от г.) Европейская декларация прав городов, а также Европейская хартия городов (приняты на 27-й сессии Постоянной конференции местных и региональных органов власти Европы в Страсбурге, 30 марта 1992 года).

Анализпроцессастратегическогоразвития

Общая структура стратегического плана Необходимые элементы плана: 1) 1) характеристика исходного состояния города во всех аспектах с подтверждающими количественными показателями и качественными оценками, 2) 2) характеристика цели (ожидаемого состояния города) в тех же самых показателях, 3) 3) обоснование выбора цели и перечня направлений развития; 4) 4) перечень действий, обеспечивающих переход от исходного состояния к ожидаемому (целевому) состоянию 5) 5) сведения об исполнителях этих действий, 6) 6) перечень ресурсов, которые необходимо использовать для перехода из исходного состояния в желаемое.

Реальная структура городской стратегии Исходное состояние города описано крайне скупо, количественные характеристики отсутствуют. Пример: показатель «Заболеваемость населения» в тексте Концепции КСЭР имеет такую характеристику: «Высокая заболеваемость. Онкозаболеваемость в 4 раза превышает среднероссийский уровень. Общая заболеваемость детей в два раза выше по сравнению со средней по России и в 1,5 раза выше средней по Самарской области». Каков был среднероссийский уровень заболеваемости? Каков уровень заболеваемости по Самарской области?

Реальная структура городской стратегии Отсутствует количественная характеристика не только «отправной точки» для расчетов, но и ожидаемого конечного состояния. Пример характеристики одной из целей в Концепции КСЭР: Сократить сроки восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний (насколько сократить?) Улучшить медико-санитарную помощь в первичной сфере, диагностику, лечебные и реабилитационные мероприятия, в том числе на дому, и неотложную медицинскую помощь (насколько улучшить?) Реализовать программы профилактики инфекционных и социально обусловленных заболеваний (что это за программы и почему только для этих групп заболеваний?)

Реальная структура городской стратегии Выбранные стратегические цели и направления развития не обоснованы и неустойчивы (они меняются от документа к документу без достаточных на то оснований) Пример формулировки целей в разных документах: Концепция КСЭР (1999г.) – «Улучшение качества жизни на основе: устойчивого функционирования автомобильной и химической промышленности; формирования условий для многостороннего развития экономики» Миссия города (2000г.) – «Создание удобного для жизни города, делового и культурного центра Поволжья» Раздел «Стратегический план города» (2002г.) - «Повышение качества жизни горожан».

Реальная структура городской стратегии Механизм реализации стратегического плана неконкретен. Его невозможно выполнить, за него невозможно даже «отчитаться», так как неясно, с чем сравнивать результаты. Пример механизма реализации Концепции КСЭР: «Сохранить перечень бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств» (Сохранить на каком уровне? Сколько позиций должно быть в этом перечне?) Пример из отчета мэрии: Направление: Формировать у населения города устойчивую социально психологическую и духовно -патриотическую позицию. Сведения о выполнении: Ежегодно медицинские учреждения г. Тольятти проводят работу по вопросам медицинской профилактики и формирования у населения навыков здорового образа жизни. Организационно - методическим и консультативным органом пропаганды гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни является Центр медицинской профилактики. Специалисты лечебных учреждений и Центра медицинской профилактики проводят беседы среди пациентов, читают лекции на производстве, проводят обучающие семинары для учащихся по профилактике наркомании, ВИЧ, туберкулеза, СПИД. Для освещения вопросов профилактики широко привлекаются средства массовой информации

Реальная структура городской стратегии Расчет потребности в ресурсах для реализации стратегии отсутствует. Сведения об исполнителях отсутствуют. «Обратная связь» и способы оценки влияния на городское сообщество отсутствуют. Нарушен ряд требований российского законодательства.

Действия, предпринятые ОМСУ для реализации стратегии Когда: Когда: 1999 год Что сделано: Что сделано: создан Совет по стратегическому планированию, в состав которого входили представители всех трех секторов городского сообщества. Итог: Итог: Деятельность этого совета закончилась после ближайших выборов.

Действия, предпринятые ОМСУ для реализации стратегии Когда: Когда: 2002 год Что сделано: принято распоряжение мэра 483-1/п от г. «О разработке стратегического плана развития города Тольятти», которым утверждены «Итоги работы I и II сессий группы стратегического планирования»

Распоряжение мэра 483-1/п от г. В РАСПОРЯЖЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. В РАСПОРЯЖЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Следовательно, три года с момента принятия Концепции КСЭР потребовалось, чтобы понять, что стратегическое планирование заключается в следующем: в «совместном выборе целей городского развития» (возникает вопрос, а как быть с целями, определенными в Концепции КСЭР и утвержденными представительным органом местного самоуправления – Думой?); в «максимальной идентификации целей и мероприятий с целями и мероприятиями всех заинтересованных групп населения» (следует ли полагать, что на момент разработки Концепции КСЭР предлагалось игнорировать «цели и мероприятия заинтересованных групп»?); в «привлечении всех экономически активных групп населения к процессу составления ПСР» (значит ли это, что опыт ранее созданного стратегического совета нельзя рассматривать, как «привлечение всех групп населения»?) в «управлении процессом и его сопровождении со стороны муниципалитета, принятии управленческих решений» (Если за три года с момента принятия Концепции КСЭР органы исполнительной власти города поняли, что муниципалитет должен управлять процессами развития города и принимать по этому поводу управленческие решения, то возникает резонный вопрос – а кто и как управлял этими процессами до того?).

Распоряжение мэра 483-1/п от г. В распоряжении выделены 6 стратегических направлений, В распоряжении выделены 6 стратегических направлений, которые слабо соотносятся не только со стратегическими направлениями Концепции КСЭР, но и с иными документами по стратегическому планированию

Распоряжение мэра 483-1/п от г. В РАСПОРЯЖЕНИИ: В РАСПОРЯЖЕНИИ: «Определены внешняя и внутренняя стороны объекта планирования. В связи со слабой методической базой, освещающей методику определения внешней среды города, внешняя среда была определена по схеме определения внешней среды коммерческого предприятия. Необходимо учесть, что часть внешней среды города как объекта стратегического плана при определенных условия имеет тенденции внутренней среды.» «Определены названия к 46 таблицам для анализа внешней и внутренней среды.» «Участниками ГСП и группами по разработке кадровой политики приобретены навыки разработки стратегического плана».

Действия, предпринятые ОМСУ для реализации стратегии Когда: Когда: 2003 год Что сделано: принято распоряжение мэра города /р от г. «О создании межотраслевой комиссии по вопросам стратегического планирования развития города»

Распоряжение мэра /р от г. В РАСПОРЯЖЕНИИ В РАСПОРЯЖЕНИИ определен список членов межотраслевой комиссии, утверждено Положение о ее деятельности. ИЗ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ КОМИССИИ НА МОМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ (НОЯБРЬ 2006Г.): заместитель мэра Радюшин Я.Н. покинул обозначенный пост в 2004г.; заместитель директора департамента здравоохранения мэрии Меркулова Г.М. успела уйти на повышение в 2005г. и затем на пенсию в 2006г., начальник управления по общественным, межрегиональным связям и информационно-аналитической работе М.А.Вахтина не только покинула мэрию в 2005г., но и упомянутой структуры в мэрии уже не существует, заместитель директора департамента образования мэрии Л.Е.Загребова не только сменила место работы в 2004г., но и ушла на повышение на должность директора департамента социальной поддержки населения; пресс-секретарь мэра Е.А.Озерова также покинула свой пост.

Действия, предпринятые ОМСУ для реализации стратегии Когда: Когда: 2005 год Что сделано: ход выполнения стратегического плана рассмотрен на заседании Думы.

Интересы общественности В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: совершенствование экономических механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и НКО, развитие договорных отношений, внедрение механизма аутсорсинга осуществление частичной передачи полномочий (особенно в социальной и хозяйственной сферах) от местной власти к НКО с одновременным финансированием их выполнения развитие рынка услуг НКО привлечение дополнительных средств в экономику за счет использования новаторский идей НС (например, через развитие въездного туризма) развитие предпринимательской деятельности НКО

Интересы общественности В сфере финансов и инвестиций: расширение участия НКО в выполнении муниципального заказа инвестирование социально значимых и инновационных проектов содействие расширению инвестиций бизнеса в некоммерческий сектор, развитие благотворительности и меценатства

Интересы общественности В сфере градостроительства и ЖКХ: развитие новых форм управления жилой собственностью общественный аудит, контроль за уровнем цен и качеством застройки предотвращение социальных кризисов, провоцируемых изменениями в законодательстве сохранение комфортной среды жизни, гуманитарно ориентированного городского пространства, в т.ч. развитие городского дизайна и расширение зеленого строительства рациональное использование городских территорий улучшение транспортного обслуживания сохранение оптимального сочетания объектов жилой, бытовой и промышленной сферы

Интересы общественности В сфере экологии: экологическая безопасность исключение факторов, негативно влияющих на здоровье жителей формирование экологической культуры

Интересы общественности В сфере социальной политики: обеспечение доступности и качества социальных услуг (не только в области социальной поддержки) обеспечение приоритетности мер по формированию здорового образа жизни перед мерами, направленными на ликвидацию последствий (в том числе обеспечение доступности соответствующих услуг, информации и учреждений) обеспечение возможности для отдыха и досуга создание и сохранение социально комфортных условий жизни уменьшение количества маргинальных групп в городском сообществе, ликвидация социальной безнадзорности расширение форм обеспечения социальной стабильности (социальная помощь, само- и взаимопомощь) проведение взвешенной миграционной политики формирование городских культурных традиций, имиджа города обеспечение доступности образования, развитие форм образования для взрослых развитие механизмов общественного участия в управлении образованием повышение качества социальных услуг обеспечение общественной безопасности контроль за работой правоохранительных органов организация социальной практики студентов в НКО развитие добровольческого движения, детских и молодежных объединений опережающая работа с детьми и молодежью обеспечение защиты прав и достоинства

Интересы общественности В сфере управления городом: введение механизмов партнерства и оценки эффективности работы местной власти, бизнеса и НКО развитие совещательных органов с участием общественности внедрение механизмов из некоммерческого сектора при продвижении интересов города на уровне региональной и федеральной власти

В итоге: 1.Процесс управления жизнью города можно охарактеризовать, как поддержание существования, а не развитие. 2.Фактически, процесс стратегического планирования развития города Тольятти нужно начинать заново, стараясь не допустить вышеуказанных ошибок. 3.Необходимо определить главную цель, актуальную именно для города Тольятти (в конце 60-х - 80-е годы всем тольяттинцам было ясно, что Тольятти – это автомобильная столица России и образцовый социалистический город, строящийся по лучшим образцам градопроектирования. Думается, что городу Тольятти требуется стратегия взрыва, а не стратегия сдерживания развития (взрыва в сфере науки, образования, искусства, технологий, экономики, управления, природосбережения), а менталитет тольяттинцев позволяет это сделать). 4.Необходимо рассмотреть на заседании Думы городского округа Тольятти вопрос «Об информации ходе реализации Концепции комплексного социально-экономического развития г.Тольятти, утверждённой решением Думы 493 от г.» и решением Думы начать официальный процесс разработки Стратегического плана развития городского округа Тольятти с привлечением представителей науки, власти, бизнеса, некоммерческого сектора и активных горожан.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 1.Введение. Актуальность общественного участия в стратегическом развитии муниципального образования. 2.Основы стратегического планирования. 3.Понятие, цель, задачи и предмет общественной экспертизы. 4.Правовые основы общественной экспертизы. 5.Перечень документов и информации, используемой при проведении общественной экспертизы. 6.Логическая схема общественной экспертизы. 7.Методы проведения общественной экспертизы. 8.Результаты общественной экспертизы и их применение. 9.Приложения: 9.1. Концепция комплексного социально-экономического развития города Тольятти (1999г.) 9.2. Заключение общественной экспертизы по оценке процесса стратегического развития города Тольятти за период с 1999 по 2006гг Список международных документов, определяющих правила развития городов; 9.4. Европейская декларация прав городов Список индикаторов развития муниципального образования; 9.6. Методика оценки муниципальных программ как одного из видов стратегических документов, определяющих направления развития города; 9.7. Памятка общественному эксперту.