Цели современной системы пенсионного обеспечения и её анализ Роберт Хольцманн и Группа специалистов Всемирного банка по проблемам пенсионного обеспечения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
12/8/20131 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В БОЛГАРИИ Йордан Христосков Руководитель Национального института социального обеспечения.
Advertisements

Разработка этапа выплат/аннуитетов после выхода на пенсию в накопительном компоненте российской пенсионной системы Семинар, май 2010 Москва, Россия.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
СТРАТЕГИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ Mихал Рутковски Руководитель Отдела социальной защиты, Регион Европы и Центральной.
1 Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя в Казахстане будет частью трехуровневой системы социального обеспечения, состоящей.
Роль накопительной системы в пенсионном страховании Збигнев Дердзюк Президент Учреждения социального страхования Польши г. Москва, 1 ноября 2011 г.
1 Финансирование государственной пенсионной системы Д-р Герберт Рише Президент Федерального ведомства пенсионного страхования Германии.
Вторая всероссийская конференция «Пенсионная система России: прошлое, настоящее и будущее» КУДА ИДЕТ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: новые вызовы для пенсионной системы.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Аналитическая модель пенсионной системы Республики Молдова Кишинев, май 2005 г. Н ЕЗАВИСИМЫЙ А КТУАРНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- А НАЛИТИЧЕСКИЙ Ц ЕНТР.
РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В СИСТЕМАХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Густаво Демарко.
Переходный период и условия реализации политики социального обеспечения Вердон Стейнс.
Продовольственный, топливный и финансовый кризис: возможные последствия и варианты стратегических решений Хассан Заман Группа по вопросам сокращения бедности.
1 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД.
Презентацию подготовили : Командиров Сергей Горлачев Илья.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным.
Транксрипт:

Цели современной системы пенсионного обеспечения и её анализ Роберт Хольцманн и Группа специалистов Всемирного банка по проблемам пенсионного обеспечения Курс дистанционного обучения Института Всемирного банка, 2003 г. Варианты реформирования современных систем пенсионного обеспечения в странах с переходной экономикой

Структура выступления Пенсии: что это? Зачем нужна государственная пенсионная система? Цели современной системы пенсионного обеспечения Анализ существующей системы пенсионного обеспечения Критерии оценки предложений по реформированию системы пенсионного обеспечения

Пенсии: что это? Периодические выплаты, осуществляемые после определённого события (напр., достижения определённого возраста) до смерти –Критерии, дающие право на получение пенсионных выплат –Периодичность выплат Форма сбережений –Защита от известных или неожиданных событий –Средство сглаживания потребления в течение жизни Трансферт между поколениями –Средство для того, чтобы обеспечивать население в старости –Участие в выгодах, поступающих благодаря экономическому росту и развитию Механизм социального страхования/ социальной помощи –Борьба с бедностью среди уязвимых групп населения –«общественный договор» между разными поколениями

Зачем нужна государственная пенсионная система? (1/3) Гипотетическая ситуация I: совершенная современная экономика, в которой люди ведут себя абсолютно рационально –Люди заранее делают сбережения и в старости приобретают аннуитеты –Люди приобретают страховой контракт, чтобы защититься от потери трудоспособности в течение жизни Т.е. люди используют инструменты финансового рынка (сбережение и объединение рисков), а роль государства ограничивается тем, что оно обеспечивает функционирование финансовых рынков

Зачем нужна государственная пенсионная система? (2/3) Гипотетическая ситуация II: Несовершенный аграрный мир, где отсутствуют финансовые рынки –Интенсивность работы корректируется с учётом индивидуальных возможностей вплоть до смерти –Выход на пенсию – иллюзия для всех, кроме кучки самых богатых жителей –Основной риск связан с нетрудоспособностью, вызванной болезнью или травмой Т.е. риски совместно несут (объединяют) члены расширенной семьи

Зачем нужна государственная пенсионная система? (3/3) Процессы урбанизации и модернизации разрушают традиционные формы обеспечения в старости, в то время как совершенный мир (пока) не создан. Поэтому вмешательство государства (в виде обязательных положений) мотивируется следующими соображениями: –«Близорукое поведение»: люди планируют на недостаточно длительную перспективу –«Бедность в течение всей жизни»: люди слишком бедны, чтобы делать сбережения на старость –Самозащита государства от стратегического поведения граждан –Отсутствие или несовершенство инструментов финансового рынка

Цели современной системы пенсионного обеспечения (1/6) Главные цели: обеспечить достаточные, доступные по средствам, устойчивые и диверсифицированные пенсионные выплаты Второстепенные цели: способствовать экономическому развитию, минимизируя отрицательные последствия (напр., для рынка труда) задействуя в то же время положительные последствия (напр., развитие финансового рынка)

Цели современной системы пенсионного обеспечения (2/6) Достаточность относится как к абсолютному (предотвращение бедности в старости), так и относительному (приемлемое замещение заработка в течение жизни) уровню –Зависит от доступа к жилью, здравоохранению и другим базовым услугам, а также от уровня дохода –Для работника со средним стажем достаточный начальный уровень замещения (с учётом налогов) составит около процентов

Цели современной системы пенсионного обеспечения (3/6) Доступность по средствам : способность граждан и общества осуществлять финансирование. Хотя более высокий коэффициент замещения может представляться желательным, такой результат сопряжён с определёнными издержками: –Прямые издержки – более высокие взносы мешают удовлетворять более неотложные нужды в сфере потребления (напр., на детей) или инвестирования (напр., приобретение жилья) –Косвенные издержки – вследствие роста заинтересованности в уклонении от уплаты взносов и переходе в неформальный сектор –Ставка взносов свыше 20% отрицательно сказывается на положении стран со средним доходом; для стран с низким доходом отрицательные последствия наступают при ставке свыше 10%.

Цели современной системы пенсионного обеспечения (4/6) Под устойчивостью понимают финансовую надёжность схемы, - как в настоящее время, так и на перспективу. Поэтому программа пенсионного обеспечения должна быть построена таким образом, чтобы её финансовое положение не требовало неожиданных повышений взносов или сокращений выплат в будущем. Иначе говоря, все необходимые корректировки (в виде изменений ставки взносов, размера пенсии или пенсионного возраста) должны быть заранее согласованы, объявлены и приняты во внимание.

Цели современной системы пенсионного обеспечения (5/6) Под надёжностью понимают способность противостоять основным шокам, в том числе – тем, что вызваны экономическим и, демографическими и политическими рисками: –Как будет работать система в условиях финансового или экономического кризиса? –Как будет работать система в условиях старения населения и изменений продолжительности жизни? –Насколько система способна противостоять политическому манипулированию и вмешательству?

Population Pyramids: Age and Sex Distribution, 2000 and 2050 Source: The Sex and Age Distribution of the World Populations: the 1998 Revision, Volume II. The Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United Nations Secretariat.

Цели современной системы пенсионного обеспечения (6/6) Второстепенными целями обязательной системы пенсионного обеспечения (и действий по её реформированию) является содействие экономическому развитию посредством минимизации отрицательных (напр., для рынка труда и в виде дефицита бюджета) и использования положительных последствий (главным образом – развитие финансового рынка). Эта цель важна, так как все пенсии (как накопительные, так и распределительные) финансируются из ВВП/ВНП, и потому важным является влияние пенсионных схем на уровень выпуска и темпы его роста.

Незадействованные трудовые возможности и налоговое принуждение к выходу на пенсию

Контрактные сбережения и капитализация рынка

Анализ существующей системы пенсионного обеспечения При сопоставлении целей современной и существующей систем пенсионного обеспечения выделяются три аспекта: Оценка достаточности и справедливости пенсионной системы Оценка финансовой надёжности, т.е. построение финансовых прогнозов Оценка институционального потенциала, необходимого для выплаты обещанных пенсий

Критерии оценки предложений по реформированию системы пенсионного обеспечения Позволяет ли реформа решить задачи перераспределения? Надёжны ли макроэкономическая и бюджетно-налоговая политика, в рамках которых проводится реформа? Возможна ли эффективная работа административных структур в новой многоуровневой схеме? Имеются ли нормативные и надзорные инструменты и институты, позволяющие использовать накопительный уровень с приемлемой степенью риска? Присутствует ли долгосрочная, достоверная заинтересованность со стороны правительства?

Оценка справедливости и достаточности системы Внутренняя ставка рентабельности

Оценка справедливости и достаточности системы (прод.) Пенсия как % от средней заработной платы

Оценка финансовой надёжности Текущий баланс

Оценка финансовой надёжности (прод.) Скрытый пенсионный долг

Оценка институционального потенциала Сбор взносов Учёт Выплата пенсий Степень развития финансовых рынков Возможности по осуществлению надзора за деятельностью финансовых учреждений

Готовность к реформе i) финансовые активы, в которые инвестируются средства; ii) достаточная ликвидность портфеля; iii) наличие навыков управления инвестициями; iv) наличие навыков выплаты пенсий; v) законодательная и институциональная структура, обеспечивающая регулирование и надзор за деятельностью пенсионных фондов; а также vi) совместимая связанная законодательная база, регламентирующая работу банковского сектора, страхового сектора, операции на рынке ценных бумаг, управление фондами, сферу государственных пенсий, использование залога и налогообложение.

Базовые требования Благоприятная и надёжная макроэкономическая обстановка Реформа системы пенсионного обеспечения – часто программы реформ, предусматривающей реформирование финансового рынка и рынка капитала Основная роль финансовых рынков и рынков капитала: «прозрачность» операций и правильная оценка активов пенсионных фондов Финансовая инфраструктура: правовая база,система платежей и орган лицензирования

Три тенденции в осуществлении пенсионных реформ Более существенная доля накопительных схем Большее распространение частного управления Больше индивидуального выбора

Причины и ответы Причины: –Накопительная схема: рост осознания финансовых проблем и неравенства между поколениями, которые присущи при финансировании из текущих поступлений –Частное управление: государство традиционно управляет средствами неэффективно –Индивидуальный выбор: желание в большей степени контролировать пенсию Tри ответа –расширение накопительного (третьего) уровня (Италия, Чешская Республика) –увеличение доли частично накопительного компонента (Канада, Ирландия) –внедрение новых вторых уровней, напр., в ходе реформы, предусматривающей переход к ммногоуровневой системе

Распространение многоуровневых систем Croacia Estonia Latvia Macedonia Chile Suisa Holanda Gran Bretana Argentina Australia Colombia Dinamarca Peru Hungria Kazakhstan Bolivia Mexico Uruguay El Salvador Polonia Hong Kong Suecia Croacia Estonia Latvia Macedonia Croatia Estonia Latvia Macedonia

Вопросы для обсуждения Должны ли пожилые граждане получать больше финансовых средств и внимание, чем другие возрастные группы, и почему? Как понимается справедливость в системе пенсионного обеспечения? Какой уровень пенсий считался бы достаточным и какие факторы нужно учитывать при определении такого уровня для конкретной страны?

Вопросы для обсуждения (прод.) Должно ли государство содержать тех пожилых граждан, которые, возможно, не делали взносов в формальную пенсионную систему? Какой уровень пенсий следует обеспечивать и как это сказывается на заинтересованности в уплате пенсионных взносов? Должно ли государство требовать, чтобы все работники делали взносы в систему пенсионного обеспечения? Если да, то каким образом государство может обеспечить платёжную дисциплину? В чём состоят издержки при требовании уплаты таких взносов?