Реформа регулирования и практика отбора поставщиков для госзакупок в России: 2005-2009 гг. Что изменилось после принятия закона 94-ФЗ? Конференция ГУ-ВШЭ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прямая и косвенная поддержка предприятий властями: замещение или дополнение?* XII Всероссийский Симпозиум по Прикладной и Промышленной Математике, Казань,
Advertisements

Концентрация и диверсификация производства черных металлов в России Выполнила: студентка НФ ГУ-ВШЭ Батырь Анастасия Данное исследование поддержано Научным.
12 августа 2009 ФЦП «Электронная Россия» и эффективность расходов на информатизацию.
Что такое оценка? IV. Оценка грантовых программ Программа поддержки бизнеса в Ирландии Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
Центр предпринимательства ВШМ СПбГУ Направления исследований предпринимательства Г.В. Широкова, к.э.н., доцент, директор Центра предпринимательства ВШМ.
ВЫСШАЯ ШКОЛА МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Презентация исследования «Управление брендом на нерастущих рынках: малобюджетные решения. Видение директоров.
Андрей Владимирович ШАРОНОВ Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации «Итоги размещения заказов в.
"ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ (РАБОТ)" Экспертная группа г.
Круглый стол «Комплектование библиотек в условиях конкурсных процедур» V международная научно-практическая конференция и выставка «Корпоративные библиотечные.
ОБМЕННЫЙ КУРС И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ Конференция ГУ-ВШЭ 5 апреля 2006 г. А. Бланк, Е. Гурвич (Экономическая экспертная группа)
Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. Бизнес Саммит Food Business BBCG, 9-10 февраля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,
Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий И.Б.Гурков.
Леонтьевские чтения: VII ежегодная конференция Экономическая теория и история Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? Санкт-Петербург,
1 Томск. Межведомственный научно-образовательный центр СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ. Формирование информационно-аналитической базы для обеспечения развития экономики.
Либерализация торговли, прямые иностранные инвестиции и рост производительности компаний: Российский опыт.
1 4-я Всероссийская конференция выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров с международным участием Заместитель Министра А.Ю.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Развитие федерального законодательства в сфере закупок в рамках формирования федеральной контрактной системы городской округ г. Воронеж, 2013.
Подготовка и публикация докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на региональном и субрегиональном уровнях как механизм модернизации.
Транксрипт:

Реформа регулирования и практика отбора поставщиков для госзакупок в России: гг. Что изменилось после принятия закона 94-ФЗ? Конференция ГУ-ВШЭ, 8 апреля 2010 А.Яковлев, О.Демидова

2005 – новый закон о закупках (94-ФЗ) Практика применения 94-ФЗ: много противоречий и с активная критика закона – со стороны представителей госзаказчиков Наряду с борьбой с коррупцией, одной из главных целей 94-ФЗ было обеспечение доступа в систему закупок для новых поставщиков (МСП) Основные способы достижения цели: отбор по цене (запрет на требования по наличию опыта, квалификации и т.д.) + обязательные конкурентные процедуры для мелких закупок (от 100 тыс. рублей) Как на самом деле закон повлиял на состав поставщиков? 2 Постановка проблемы

3 Возможности для анализа Мониторинг конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности, проводимый ИАПР ВШЭ. Опрос 1002 предприятий в годах и опрос 957 фирм в 2009 году, панель 499 фирм =>>> уникальная возможность на одной и той же выборке оценить ситуацию до и после радикальной институциональной реформы. Параметры выборки (2009). Фирмы из 8 групп ОКВЭД и 48 регионов РФ. 8% всех занятых и 6% всей продукции обрабатывающей промышленности. Среднее число работников = 587 человек, 73% фирм создано до 1992 г., 10% – после 1998 г. 11% фирм с участием государства и 10% – с участием иностранных акционеров. Среди респондентов 67,5% - ген.директора компаний, 31% - заместители ген.директоров. Вопросы о госзакупках. Участие фирмы в поставках по госзаказам (28% в 2004 году и 41% в 2008 году), оценка распространенности «откатов» (в терминахпрактически всегда, часто, иногда, никогда), оценка последствий принятия 94- ФЗ (только в опросе 2009 года). Другие характеристики. Среди 200 вопросов анкеты - вопросы о деятельности фирм (инвестиции, экспорт, организационно-управленческие инновации) и о связях с государством (помимо гос.участия в собственности также помощь властям, участие в бизнес-ассоциациях).

4 Проверяемые гипотезы 1.До принятия 94-ФЗ при распределении госзаказов существовали преференции для фирм с гос.участием, более старых фирм, крупных фирм 2.После принятия 94-ФЗ преференции для этих категорий фирм сохранились 3.Параметры, характеризующие эффективность фирм, не влияли на результаты их отбора в качестве поставщиков по госзаказам Индикаторы: наличие экспорта в 2008, крупные инвестиции в гг., сертификация по ISO, привлечение кредитов в 2008 г 4.Наличие у фирм связей с государством положительно влияло на возможность получения госзаказов Индикаторы: участие государства в собственности + оказание помощи властям + участие фирм в бизнес-ассоциациях 5.Участие фирмы в госзакупках в 2004 году положительно влияло на получение госзаказов в 2008 году 6.Уровень коррупции в системе госзакупок не изменился

5 Методология анализа Гипотезы проверялись с помощью логит-моделей, в которых в качестве зависимой переменной использовалось наличие госзаказов у фирм-респондентов в 2004 и 2008 годах. Модель 1 оценивалась по данным 2004 года, модели 2, 3 и 4 – по данным 2008 года. Модель 5 – на панельных данных. Использованные переменные: a.Модели 1 и 2 - отрасль, размер, инвестиционный потенциал региона, период создания (до 1992, , 1999 и позже), госучастие, участие иностранцев (базовый набор) b.Модель 3 – базовый набор + наличие экспорта, крупных инвестиций, сертификации по ISO, привлечение кредитов в 2008 г. c.Модель 4 – базовый набор + оказание помощи властям и участие фирм в бизнес-ассоциациях Для проверки устойчивости полученных результатов модели 1-4 были дополнительно протестированы по панельным данным.

Результаты регрессионного анализа 6 Модель , вся выборка Модель , панель Модель , вся выборка Модель , панель отрасль знач. размер инвест.потенциал региона незнач. незнач + + период создания есть разл. незнач. госучастие +++незнач. участие иностранцев незнач.

Результаты регрессионного анализа 7 Модель 3, 2008, вся выборка Модель 3, 2008, панель Модель 4, 2008, вся выборка Модель , панель отрасль знач. размер инвест.потенциал региона период создания незнач. госучастие +незнач.++ участие иностранцев незнач. наличие экспорта незнач. крупные инвестиции незнач. сертификация по ISO незнач. привлечение кредитов в 2008 г. незнач. помощь властям незнач. участие в бизнес-ассоциациях +незнач

Результаты регрессионного анализа 8 Модель 1 + State_Procure_2004 Модель 2 + State_Procure_2004 Модель 3 + State_Procure_2004 отрасль знач. размер +незнач.+ инвест.потенциал региона период создания незнач. госучастие незнач. участие иностранцев незнач. наличие экспорта, незнач. крупные инвестиции незнач. сертификация по ISO незнач. привлечение кредитов в 2008 г. незнач. помощь властям незнач. участие в бизнес-ассоциациях незнач. участие в госзакупках в

Уровень коррупции в системе госзакупок, данные BEEPS Russia other transition countriesRussia other transition countriesRussia other transition countries Yes payments/gifts are paid No payments/gifts are paid Don t know Refusal Total number Средний размер "отката"6.04%7.50%6.53%6.67%10.48%11.04% Percent of the contract value paid as informal payments or gifts

Уровень коррупции в системе госзакупок, данные ГУ-ВШЭ 10 Оценка распространенности «откатов» при получении государственных или муниципальных заказов до и после введения 94-ФЗ в 2005 годув 2009 году число фирмдоля в выборке (%)число фирмдоля в выборке (%) Практически всегда878,7606,3 Часто11711,710410,9 Иногда14214,221522,5 Никогда36636,533835,3 Затрудняюсь ответить29028,924025,1 Всего Формальная проверка с помощью непараметрических критериев по панельным данным. Вывод: значимых изменений в оценках не произошло.

Предварительные результаты Исходные условия (до принятия 94-ФЗ) – преференции в адрес старых и крупных фирм с госучастием 94-ФЗ не изменил условий для МСП, но снял преференции для старых фирм и фирм с госучастием При этом: более развитые регионы стали существенно чаще использовать госзакупки 94-ФЗ не обеспечивает условия для отбора более эффективных фирм в качестве поставщиков по госзаказам Сохраняется влияние связей с властями на результаты отбора поставщиков – через участие фирм в бизнес-ассоциациях Факт участия фирмы в госзакупках в 2004 году положительно влияет на получение госзаказа в 2008 году Уровень коррупции в системе госзакупок не изменился