«Стратегическое планирование на региональном и муниципальном уровнях: подходы, проектирование, реализации» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
ТЕХНИЧЕСКОЕ (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ на подготовку Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Транксрипт:

«Стратегическое планирование на региональном и муниципальном уровнях: подходы, проектирование, реализации» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (РНЦГМУ) Светлана Николаевна Юркова, к.т.н., доцент , Москва, Трубниковский пер., 19, к (499) (495)

Органы местного самоуправления КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ К ИНСТИТУТУ РАЗВИТИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Смена взглядов, разработка и реализация новой политики развития муниципального образования Местное развитие – это процесс увеличения объемов и качества товаров и услуг при оптимальных расходах на их производство в целях повышения качества и уровня жизни населения. Местное развитие – это деятельность органов местного самоуправления, посредством которой обеспечивается взаимодействие и координация в системе «власть-бизнес-население» и социально-экономическое развитие в интересах сообщества. Кардинальные структурные изменения в системе управления муниципальным образованием

Организационно-технологическая схема разработки концепций стратегического комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации 1 – разработка основных положений (краткого варианта) концепции стратегического развития субъекта Российской Федерации; 2 – доведение разработанных материалов до муниципальных образований, входящих в субъект Российской Федерации; 3 – разработка муниципальными образованиями концепций своего развития; 4 – согласование и корректировка концепций развития муниципальных образований, утверждение их в установленном порядке; 5 – разработка концепции стратегического развития субъекта Российской Федерации

Основные термины и понятия стратегического территориального планирования Стратегическое планирование – ЭТО особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Характерные черты стратегического планирования Прогнозные оценки изменений внешней и внутренней среды; Анализ факторов влияния на перспективы развития; Устремленность в долгосрочную и среднесрочную перспективу; Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание и развитие; Органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, необходимых для их достижения, причем как имеющихся, так потенциально привлеченных или созданных в планируемой перспективе.

Основные термины и понятия стратегического территориального планирования Объект стратегического территориального планирования – это административно- территориальная единица (регион- субъект РФ, федеральный округ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.д.) как социально- экономический комплекс. Концепция перспективного комплексного социально- экономического развития (региона, МО) – это прогнозно- аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития территории, основные положения стратегии и социально- экономической политики в разрезе ее отдельных составляющих и средств реализации поставленных целей. Стратегический выбор (региона, МО) – совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей комплексного социально-экономического развития. Приоритетные функции – ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве «полюсов экономического развития» (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, пропульсивные, т.е обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития (региона, МО).

Основные термины и понятия стратегического территориального планирования Цель развития – ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (словесно, на содержательном уровне), количественно и во времени. Программа комплексного социально-экономического развития (региона, МО) – реализующий концепцию прогнозно-проектный документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям (с использованием конкурсных условий) и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономического развития и реализацию стратегического выбора. Стратегический план – краткий документ, презентационного характера, содержащий систему мер и проектов, направленных на создание условий для реализации приоритетных функций, определенных в качестве стратегического выбора.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КССР) КССР – постоянно действующий коллегиальный орган, обеспечивающий участие общественности, бизнеса и некоммерческого сектора в подготовке, формировании, реализации, мониторинге и модернизации стратегических документов, определяющих перспективное развитие муниципального образования. КССР создается под председательством Главы муниципального образования и включает представителей: Муниципального совета Администрации МО Федеральных структур, действующих на территории МО Населенных пунктов Важнейших структурообразующих предприятий Общественных организаций и профессиональных объединений Организаций и учреждений некоммерческого сектора (научных, образовательных и т.д.) Финансовых структур Территориального общественного самоуправления Групп населения а также: Областной администрации (в качестве наблюдателей) Иных муниципальных образований и юридических лиц- партнеров по межмуниципальному и другим видам экономического сотрудничества (в качестве наблюдателей).

ГРУППА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (ГСП) ГСП – рабочий орган по разработке проектов стратегических документов (КОНЦЕПЦИЙ, ПРОГРАММ), создаваемый распоряжением Главы муниципального образования под своим руководством и включающий работников администрации. В состав ГСП целесообразно включить: Заместителя Главы по экономике (заместитель руководителя группы) Заместителей Главы по направлениям Руководителей проблемных и отраслевых подразделений администрации Основные задачи ГСП: сбор и анализ исходной информации разработка проектов структур документов разработка проектов разделов концепции ( программы) согласование проектных материалов с соответствующими подразделениями Администрации МО и Администрации области разработка механизма реализации концепции формирование проекта концепции (программы) в целом представление проектных материалов на рассмотрение Координационного совета в установленные сроки. Для реализации поставленных задач ГСП: Руководствуется рекомендациями консультантов и основывает свою работу на предложенной методической основе Формирует рабочие группы для разработки отдельных разделов концепции (программы) и координирует их деятельность Вносит предложения по совершенствованию работ Взаимодействует с консультантами в дистанционном режиме по закрепленным направлениям Привлекает дополнительно экспертов по отдельным вопросам (при необходимости) Обеспечивает подготовку и проведение общественных слушаний, а также расширенных рассмотрений отдельных положений концепции с заинтересованными партнерами Обеспечивает организационную подготовку и проведение консультационных семинаров и совещаний Решает оперативные вопросы, возникающие в процессе разработки

Этапы стратегического планирования на муниципальном уровне стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития муниципального образования на рассматриваемую перспективу; обоснование стратегического выбора, целей и приоритетов муниципального развития, механизма их реализации; подготовка управленческих решений по достижению намеченных целей и приоритетов в форме концепции стратегического развития муниципального образования, программы его социально-экономического развития, инвестиционных проектов и т.п.; мониторинг хода реализации стратегического выбора и целей социально-экономического развития муниципального образования.

Основные принципы, определяющие формирование концепции перспективного комплексного социально-экономического развития Целенаправленность Социальность Комплексность Системность Адаптивность Эффективность Минимизация риска Баланс интересов Легитимность Демократичность Профессионализм Принцип "первого руководителя"

Принципиальная схема разработки и согласования муниципальных и региональной концепций стратегического социально-экономического развития Доведение материалов краткой версии до «своих» муниц. районов Разработка поселениями проектов стратегических документов Согласование, корректировка, утверждение поселенческих страт. документов Разработка краткой версии концепции развития муниципального района Доведение краткой версии Концепции до «своих» поселений Разработка проекта концепции развития муниципального района Согласование, корректировка и утверждение концепции муниципального района Доведение материалов краткой версии до «своих» городских округов Разработка проекта концепции развития городского округа Подготовка краткой версии концепции развития региона Согласование, корректировка и утверждение концепции развития гор. окр. Разработка и утверждение концепции развития региона

Примерная структура концепции стратегического развития муниципального района (начало) 1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ общая характеристика и роль в развитии области; интегральная оценка исходной социально–экономической ситуации и предпосылок развития МО; основные проблемы; внутренние ресурсы развития; внешние факторы, определяющие перспективное развитие МО анализ и оценка качества жизни населения; анализ и оценка величины и эффективности использования местного социально–экономического потенциала; анализ и оценка экологической обстановки; анализ и оценка экономической ситуации; состояние системы управления; 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ уровень здоровья и продолжительность жизни населения; уровень жизни населения; образ жизни населения и условия жизнедеятельности; параметры экологической обстановки 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ перспективные виды экономической деятельности; факторный анализ; виды деятельности, включенные в состав стратегического выбора.

Примерная структура концепции стратегического развития муниципального района (окончание) 4. СТАРТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР ПОСЕЛЕНИЙ 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6. ОБЩИЙ КОНТУР МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 8. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 9. ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ 7. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕСТНОЙ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Социальная политика Политика охраны здоровья населения Политика обеспечения безопасности населения Политика социальной поддержки населения Политика социальной адаптации молодежи Политика развития сферы образования Политика развития сферы культуры Политика развития сферы услуг Жилищная политика Политика в сфере жилищно–коммунального обслуживания Политика в области благоустройства и рекреации Политика транспортного обеспечения населения Политика развития общественной активности Другие. Экологическая политика Экономическая политика Финансовая политика Политика диверсификации экономики Политика интеграции ресурсов Политика поддержки малого предпринимательства Конверсионная политика Инвестиционная политика Политика партнерских отношений Политика межмуниципального сотрудничества Другие

Основное назначение программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования во-первых, в решении важнейших проблем комплексного социально- экономического развития муниципального образования; во-вторых, в обосновании практической достижимости намеченных целей стратегического развития муниципального образования на ближайшую перспективу, определяемую, как правило, временным горизонтом 2-5 лет, что обусловлено сроком действия выбранных органов городского самоуправления; в-третьих, в обеспечении рационального сочетания интересов различных субъектов управления и хозяйствования в процессе решения широкого круга проблем развития муниципального образования на основе соблюдения известного принципа социального партнерства.

Задачи, решаемые в рамках программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования уточняются главные цели комплексного социально- экономического развития муниципального образования на период реализации программы; выявляются и ранжируются ключевые проблемы на пути достижения главных целей в разрезе «проблемных» разделов программы, и на этой основе формулируются цели «второго уровня» и задачи по их достижению, на реализацию которых и должны быть направлены мероприятия в составе «проблемных» разделов; разрабатывается система мер, направленных на реализацию поставленных целей и задач с учетом принципов и приоритетов, установленных местной социально-экономической политикой, и соответствующей объем финансовых ресурсов на реализацию программы с указанием источников финансирования.

Технологическая схема разработки программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования - поселение

Технологическая схема разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - муниципальный район

Технологическая схема разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - городской округ

Оценка результативности программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования Социальная результативность Экологическая результативность Экономическая результативность Общесистемная результативность Оценка социальной результативности осуществляется с помощью показателей, характеризующих отдельные аспекты улучшения качества жизни населения муниципального образования. Речь идет о показателях, с помощью которых определяются позитивные изменения социального характера, например: повышение уровня занятости, увеличение денежных доходов населения, рост производства и качества социально значимой продукции (услуг), улучшение функционирования жилищно- коммунальной сферы, учреждений здравоохранения и охраны правопорядка и т.п. Экологическая результативность программы комплексного социально- экономического развития муниципального образования, входящих в ее состав проектов и мероприятий, оценивается с помощью показателей, характеризующих снижение уровня загрязнения окружающей среды и нарушения природных систем, повышение уровня экологической безопасности. Экономическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, проектов и мероприятий, входящих в ее состав, может проявляться в различных сферах его жизнедеятельности. Так, экономическая результативность программы (проектов, мероприятий) развития социальной сферы муниципального образования может оцениваться с помощью показателей, характеризующих снижение доли затрат местного бюджета на содержание жилищно- коммунального хозяйства, транспорта, увеличение затрат городского бюджета на адресную поддержку жителей, нуждающихся в социальной защите и т.п. Общесистемная результативность реализации муниципальной программы комплексного социально- экономического развития состоит в формировании благоприятного имиджа муниципалитета, что является, в частности, важнейшим условием его конкурентоспособности за инвестиционные ресурсы; в получении дополнительных эффектов за счет развития муниципальных связей (инициация и активизация новых точек и полюсов экономического развития, улучшение доступа к источникам сырья, материалов, комплектующих средств, топлива и энергии, развитие сети сбыта) и т.п.

Возможные источники финансирования мероприятий программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования местный бюджет; бюджеты других муниципальных образований; региональный бюджет; федеральный бюджет; инвестиционные ресурсы предприятий, внешних и отечественных инвесторов: банковские кредиты; средства фондов и грантовой поддержки некоммерческих организаций; прочие источники финансирования.

Алгоритм разработки и реализации муниципальной финансовой политики Аналитический этап включает следующие задачи: анализ и оценка величины социально-экономического потенциала муниципального образования, эффективности его использования с позиции укрепления финансовой базы местного самоуправления; анализ и оценка существующей налогового потенциала, эффективности реализации принятых мер, направленных на его увеличение и эффективное использование; анализ и оценка выполнения местного бюджета; анализ существующих финансовых потоков в сфере обеспечения социально-экономического развития муниципального образования; анализ условий инвестиционной деятельности на территории. Этап прогнозных работ предполагает: прогноз возможностей использования социально-экономического потенциала муниципального образования в интересах наращивания финансовой базы местного самоуправления; определение приоритетных с позиции местного сообщества проблем социально-экономического развития муниципального образования для первоочередного финансирования их решения; выбор и обоснование количественно определенных целей привлечения финансовых средств для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования; Этап реализации стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования включает: инициирование и организация разработки инвестиционных проектов; стимулирование привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов для реализации приоритетных с позиции местного самоуправления программ и проектов; организация общественной экспертизы значимых для территории инвестиционных проектов и предложений организация разработки и контроль хода реализации программы укрепления финансовой базы местного самоуправления; организация обучения сотрудников аппарата местной администрации решению комплекса проблем, связанных с разработкой и реализацией муниципальной финансовой политики; организация совместной работы с экономическими подразделениями местной администрации, администрацией «своего» субъекта РФ, с территориальными звеньями государственных финансовых и экономических структур (налоговая служба, казначейство, антимонопольные структуры и т.п.), с другими субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы в социально-экономическом развитии муниципального образования, с целью привлечения и эффективного использования финансовых средств для решения местных проблем.

Принципиальная схема увязки основных документов, характеризующих стратегическое комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его финансовое обеспечение Концепция стратегического комплексного социально- экономического развития муниципального образования на перспективу до 10 лет Программа комплексного социально- экономического развития муниципального образования на перспективу 3-4 года Программа комплексного социально- экономического развития муниципального образования на 1 год Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования на перспективу до 10 лет, необходимых для реализации концепции Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования на перспективу 3-4 года, необходимых для реализации программы Перспективный финансовый план муниципального образования на 3 года Стратегический годовой баланс финансовых ресурсов муниципального образования Годовой бюджет муниципального образования

Основные блоки системы стратегического управления муниципальным образованием ПОЛИТИКА МО В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОПЕРАТОРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Решения представительного органа МО Постановления администрации МО Различные регламенты и т.д. ДОКУМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Концепция развития Программа развития Стратегический план Среднесрочный (перспективный) бюджет (3 года) Инвестиционная программа Бюджет развития на 1 год и др. ПРОЦЕДУРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (инструменты и процедуры, используемые на стадиях инициации, разработки, реализации и контроля реализации комплексных программ) PR- ПОДДЕРЖКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ На международном уровне На федеральном уровне На уровне субъекта РФ На муниципальном уровне Основные блоки системы стратеги- ческого управления муниципальным образованием

ЭКОНОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Группа органов муниципального управления, занимающихся текущей деятельностью Группа органов муниципального управления, занимающихся стратегическим управлением КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО КРИТЕРИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКОНОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВАРИАНТЫ СОВМЕЩЕНИЯ СТРУКТУР ТЕКУЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ Наряду с системой текущего управления создается самостоятельная система управления развитием (разделяются функции текущего и стратегического управления) Вся система управления МО приводится в соответствие с целями и задачами развития (функции стратегического управления становятся преобладающими, текущее управление осуществляется «попутно») Система управления развитием встраивается в систему текущего управления, становясь ее подсистемой (достигается динамический баланс функций, приоритетность одной из них определяется ситуацией)

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Характеристики моделиАдминистративная Цель деятельности органов МСУ Выполнение поставленных плановых заданий Представление о потребностях объекта управления развитием Нечеткое Организационная структура управления развитием Линейная структура (развития не обеспечивает) Характер планированияДеятельность органов МСУ не планируется на перспективу (по факту), отсутствует стратегический подход к управлению Характер управленияАдминистративное управление силами органов МСУ

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Характеристики моделиИнтегрально-административная Цель деятельности органов МСУ Выполнение заданий и обеспечение процесса развития Представление о потребностях объекта управления развитием Четкое Организационная структура управления развитием Линейно-функциональная структура (создана в соответствии с целями и задачами развития) Характер планированияДеятельность органов МСУ планируется на перспективу и корректируется в зависимости от внутренних и внешних изменений Характер управленияУправление силами органов МСУ с ограниченным привлечением других субъектов муниципального развития

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Характеристики моделиМодель совместного управления развитием муниципального образования Цель деятельности органов МСУ Развитие муниципального образования (местного сообщества) Представление о потребностях объекта управления развитием Четкое Организационная структура управления развитием Программно-целевая структура (создана в соответствии с целями и задачами развития) Характер планированияДеятельность органов МСУ планируется на перспективу и корректируется в зависимости от внутренних и внешних изменений Характер управленияУправление происходит на основе согласования интересов всех субъектов муниципального развития и при их непосредственном участии

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Группа органов мун.упр. (текущее упр-ние) Группа органов мун.упр. (стратег. упр-ние) АДМИНИСТРАЦИЯАДМИНИСТРАЦИЯ Разра- ботка Социально- экономическая политика Планирование развития Реализация программ и проектов развития Осуще ствле- ние К О Р Д И Н А Ц. С О В Е Т НАСЕЛЕНИЕ Общ. и науч. организации БИЗНЕС Конт- роль и коор- дина- ция Разра- ботка Осуще ствле- ние Конт- роль и координ ация

ПРОГРАММА КУРСА «Технологии стратегического планирования и разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - поселения» (16 ч.) 1. Стратегическое социально-экономическое планирование на муниципальном уровне в новых правовых условиях (2 ч.) 2. Разработка программы комплексного социально-экономического развития поселения: общие положения (3 ч.) 3. Рекомендации по разработке программы комплексного социально-экономического развития городского (сельского) поселения (8 ч.) 3.1. Разработка раздела «Качество жизни населения» 3.2. Разработка разделов «Реализация стратегического выбора поселения» и «Развитие экономики» 3.3. Разработка раздела «Пространственное развитие и землепользование» 3.4. Разработка разделов «Межмуниципальное сотрудничество» и «Участие в реализации международных, федеральных, региональных и районных программ и проектов» 3.5. Разработка раздела «Управление развитием поселения» 4. Порядок разработки, согласования и принятия проекта программы комплексного социально- экономического развития поселения (2 ч.) 5. Сопровождение, координация и оценка хода реализации программы комплексного социально- экономического развития поселения (1 ч.)

Благодарю за внимание Светлана Николаевна Юркова , Москва Г-69, Трубниковский пер., 19, к (499) (495) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (РНЦГМУ)