ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ ООН Процедуры представления и рассмотрения индивидуальных сообщений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальные сообщения в договорные органы ООН по правам человека: процедура рассмотрения и выполнение решений Астана, сентября 2015 Индивидуальные.
Advertisements

Международный пакт о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах -был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.
Обращение в Европейский суд по правам человека: критерии приемлемости жалобы, правила обращения Антон Бурков.
Европейский суд по правам человека: правила обращения. Критерии приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека.
Международная защита прав человека.. На сегодняшний день Российская Федерация является участником двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Устав обязывает главный орган ООН – Генеральную Ассамблею ООН – уделять особое внимание защите прав человека. В 1948 г. она приняла Всеобщую декларацию.
МЕХАНИЗМЫ ООН В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Сегодня мы поговорим о/об: Уставе ООН; Всеобщей декларации прав человека; Основных договорах в области прав человека;
Международные документы прав человека в области получения и оказания медицинских услуг.

Статья 3 Конвенции и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев Антон Бурков.
Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства.
Европейский суд по правам человека международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, включает все вопросы,
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ: 1. простота подготовки и оформления жалобы; 2. отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины и судебных.
Международная защита прав человека. В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
Виды Контроля: Международный Государственный Общественный контроль.
1 Совместный проект ЕС и Совета Европы «Внедрение апелляции в российскую судебную систему» Анализ апелляционной процедуры в Германии: публично- правовой.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН 1979 г. (CEDAW)
Транксрипт:

ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ ООН Процедуры представления и рассмотрения индивидуальных сообщений

OHCHR2 Что Вас ожидает? Получение навыков использования процедур представления и рассмотрения индивидуальных сообщений договорными органами; Полезные инструкции по составлению сообщений; Полезные инструкции по составлению сообщений; Особые обстоятельства срочного характера Особые обстоятельства срочного характера Последующие меры Последующие меры Рассмотренные КПЧ дела и Замечания общего порядка Рассмотренные КПЧ дела и Замечания общего порядка Преимущества данных процедур Преимущества данных процедур Вопросы & ответы Вопросы & ответы

OHCHR3 Какие договорные органы? Комитет по правам человека (КПЧ) Комитет по правам человека (КПЧ) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) Комитет против пыток (КПП) Комитет против пыток (КПП) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) Комитет по правам инвалидов (КПИ) Комитет по правам инвалидов (КПИ) Международный пакт о гражданских и политических правах & Факультативный протокол Международный пакт о гражданских и политических правах & Факультативный протокол Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации & статья 14 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации & статья 14 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания & статья 22 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания & статья 22 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин & Факультативный протокол Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин & Факультативный протокол Международная конвенция о правах инвалидов & Факультативный протокол Международная конвенция о правах инвалидов & Факультативный протокол

OHCHR4 Процедуры представления и рассмотрения индивидуальных сообщений, еще не вступившие в силу Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ) Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей & статья 77 (необходимо 10 заявлений) Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей & статья 77 (необходимо 10 заявлений) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах & Факультативный протокол (необходимо 10 ратификаций Факультативного протокола) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах & Факультативный протокол (необходимо 10 ратификаций Факультативного протокола) Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений & статья 31 (необходимо 20 ратификаций Конвенции) Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений & статья 31 (необходимо 20 ратификаций Конвенции)

OHCHR5 Статус ратификации/договоры МПГППКЛРДКППКЛДЖКПИ УзбекистанП

OHCHR6 Статус ратификации/сообщения ФП МПГПП Ст.14КЛРД Ст. 22 КПП ФП КЛДЖ ФПКПИ Узбекистанн/п

OHCHR7 Процедура Кто может жаловаться? Любое лицо, находящиеся под юрисдикцией государства-участника, признавшего компетенцию Комитетов + группы лиц (только для КЛРД) Любое лицо, находящиеся под юрисдикцией государства-участника, признавшего компетенцию Комитетов + группы лиц (только для КЛРД) Против какого государства? Должно признать компетенцию Комитетов – факультативная процедура Должно признать компетенцию Комитетов – факультативная процедура На что можно жаловаться? Нарушение гарантированных договором прав Нарушение гарантированных договором прав Определенные условия должны быть соблюдены Определенные условия должны быть соблюдены

OHCHR8 Как подавать жалобу? Письменная процедура Письменная процедура (конфиденциальная); (конфиденциальная); отсутствие устных отсутствие устных слушаний слушаний Заявление о конкретных Заявление о конкретных нарушениях договоров нарушениях договоров

OHCHR9 Подача жалоб – практические советы Жалоба должна быть полной Жалоба должна быть полной –Судебные решения с переводами –Письменные показания свидетелей: факты –Не направляйте оригиналы документов! Предоставьте доверенность (свободная форма) Предоставьте доверенность (свободная форма) Составлена на одном из рабочих языков Составлена на одном из рабочих языков –АНГ, ФР, ИСП, РУС + АРАБ/КИТ для КЛДЖ Запрос о принятии предварительных мер (особые обстоятельства срочного характера)? Запрос о принятии предварительных мер (особые обстоятельства срочного характера)?

OHCHR10 Предварительные меры Юридическое основание Юридическое основание –Правило 92 Правил процедуры КПЧ –Правило 63 Правил процедуры КЛДЖ –Правило 108 Правил процедуры КПП –Правило 94(3) Правил процедуры КЛРД Цель: избежание непоправимого ущерба предполагаемой жертве – Сообщение 869/1999, Пиандионг против Филиппин Цель: избежание непоправимого ущерба предполагаемой жертве – Сообщение 869/1999, Пиандионг против Филиппин Например, риск незамедлительного приведения смертного приговора в исполнение, высылка, депортация Например, риск незамедлительного приведения смертного приговора в исполнение, высылка, депортация = запрос в сообщении / укажите подробности

OHCHR11 Процедура по получении новых сообщений Секретариат может попросить предоставить дополнительную информацию – укажите Ваши полные контактные данные Секретариат может попросить предоставить дополнительную информацию – укажите Ваши полные контактные данные Решение Специального докладчика по новым сообщениям (& мерам срочного характера) Решение Специального докладчика по новым сообщениям (& мерам срочного характера) Регистрация дела – присвоение номера Регистрация дела – присвоение номера –Автор уведомлен –Все документы пересылаются государству- участнику с просьбой предоставления замечание в течение определенного промежутка времени

OHCHR12 Замечания государства-участника & комментарий Два месяца с момента отправки письма для того, чтобы оспорить приемлемость сообщения Два месяца с момента отправки письма для того, чтобы оспорить приемлемость сообщения Шесть месяцев для того, чтобы предоставить замечания по существу и приемлемости дела (три месяца для КЛРД) Шесть месяцев для того, чтобы предоставить замечания по существу и приемлемости дела (три месяца для КЛРД) Может запросить отмену мер срочного характера Может запросить отмену мер срочного характера Все замечания государства-участника направляются автору для комментария (в течение 2 месяцев) Все замечания государства-участника направляются автору для комментария (в течение 2 месяцев)

OHCHR13 Оспаривание государством- участником приемлемости Специальный докладчик решает рассматривать или нет приемлемость сообщения отдельно от его существа Специальный докладчик решает рассматривать или нет приемлемость сообщения отдельно от его существа Обе стороны информируются Обе стороны информируются Если вопрос о приемлемости рассматривается отдельно Если вопрос о приемлемости рассматривается отдельно –Вопрос о приемлемости рассматривается в первоочередном порядке –Если сообщение приемлемо, то обе стороны делают комментарии по существу –Комитет примет решение по существу

OHCHR14 Оспаривание государством- участником приемлемости (2) Если вопрос о приемлемости рассматривается одновременно с рассмотрением по существу Если вопрос о приемлемости рассматривается одновременно с рассмотрением по существу –Государству-участнику дается возможность направить замечания по существу –Автор может направить на свои комментарии на замечания государства (в течение 2 месяцев) –Любые комментарии автора направляются государству-участнику для информации –Комитет одновременно принимает решение по приемлемости и существу сообщения

OHCHR15 Основные критерии приемлемости КПЧ КПЧ –ФП & Правило 96 КПП КПП –Ст. 22 КПП & Правила 98 и 107 КЛРД КЛРД –Ст. 14 КЛРД & Правила 83 и 91 КЛДЖ КЛДЖ –ФП & Правило 56(3)

OHCHR16 Основные критерии приемлемости (2) Должно затрагивать государство- участника, признавшего компетенцию соответствующего Комитета Должно затрагивать государство- участника, признавшего компетенцию соответствующего Комитета Сообщение не должно быть анонимным Сообщение не должно быть анонимным Лицо должно быть жертвой нарушения права, гарантированного соответствующим договором Лицо должно быть жертвой нарушения права, гарантированного соответствующим договором

OHCHR17 Основные критерии приемлемости (3) Приемлемость по времени ratione temporis / длящиеся нарушения Приемлемость по времени ratione temporis / длящиеся нарушения Соответствующая детализация заявленного нарушения Соответствующая детализация заявленного нарушения Отсутствие злоупотребления правом на предоставление сообщений Отсутствие злоупотребления правом на предоставление сообщений Приемлемость по существу ratione materiae Приемлемость по существу ratione materiae Временные ограничения (КЛРД – 6 месяцев) Временные ограничения (КЛРД – 6 месяцев)

OHCHR18 Основные критерии приемлемости (4) = этот же вопрос Ст. 5(2)(a) ФП к МПГПП: этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования – см. оговорки Ст. 5(2)(a) ФП к МПГПП: этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования – см. оговорки Ст. 4(2)(a) ФП к КЛДЖ: тот же вопрос уже был рассмотрен Комитетом или рассматривался или рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования Ст. 4(2)(a) ФП к КЛДЖ: тот же вопрос уже был рассмотрен Комитетом или рассматривался или рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования

OHCHR19 Основные критерии приемлемости (5) = этот же вопрос Ст. 22(5)(a) КПП: этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования Ст. 22(5)(a) КПП: этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования Включают в себя: ЕСПЧ, МАСПЧ, АКПЧ Включают в себя: ЕСПЧ, МАСПЧ, АКПЧ

OHCHR20 Основные критерии приемлемости (6) Исчерпание внутренних средств правовой защиты Обязательно должны быть исчерпаны Обязательно должны быть исчерпаны КРОМЕ: КРОМЕ: –Средства правовой защиты не доступны или не эффективны –Исчерпание средств правовой защиты необоснованно затягивается

OHCHR21 Решения о (не)приемлемости Комитеты/Рабочие группы рассматривают сообщения с учетом всех критериев приемлемости Комитеты/Рабочие группы рассматривают сообщения с учетом всех критериев приемлемости Если один из критериев приемлемости не соблюден: сообщение признается неприемлемым Если один из критериев приемлемости не соблюден: сообщение признается неприемлемым КОНЕЦ РАССМОТРЕНИЯ Возможности для пересмотра? Возможности для пересмотра? Если все критерии приемлемости соблюдены, Комитет приступает к рассмотрению сообщения по существу Если все критерии приемлемости соблюдены, Комитет приступает к рассмотрению сообщения по существу

OHCHR22 Решения по существу Основано на всей представленной Комитету информации Основано на всей представленной Комитету информации Переслано обеим сторонам & опубликовано Переслано обеим сторонам & опубликовано Отдельные мнения/ Процесс принятия решений Отдельные мнения/ Процесс принятия решений Если найдено нарушение Если найдено нарушение –В решении указываются меры для восстановления нарушенного права –Государство-участник должно проинформировать Комитет о принятых мерах –Специальный докладчик по последующим мерам/ миссии Юридическая сила решений? Юридическая сила решений? Возможность для пересмотра? Возможность для пересмотра?

OHCHR23 Процедура ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ РАССМОТРЕНИЕ ПРИЕМЛЕМОСТИ ПРИЕМЛЕМОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЯ НАЛИЧИЕ НАРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВО- УЧАСТНИК ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИЦУ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ИНФОРМИРУЕТ КОМИТЕТ О ПРЕДПРИНЯТЫХ МЕРАХ ПОСЛЕДУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГ О РАЗРЕШЕНИЯ НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ РАССМОТРЕНИЯ

OHCHR24 Специальный докладчик по последующей деятельности Имеет полномочия отслеживать исполнение государством-участником рекомендаций, данных Комитетом Имеет полномочия отслеживать исполнение государством-участником рекомендаций, данных Комитетом Когда целесообразно, встречается с представительствами государства-участника и обсуждает способы реализации рекомендаций Когда целесообразно, встречается с представительствами государства-участника и обсуждает способы реализации рекомендаций Представляет ежегодный отчет Комитету о своей деятельности + отдельная глава в ежегодном докладе Комитета Генеральной Ассамблее ООН Представляет ежегодный отчет Комитету о своей деятельности + отдельная глава в ежегодном докладе Комитета Генеральной Ассамблее ООН Поддерживает диалог и ведет настоятельную работу с государством-участником по соблюдению рекомендаций Поддерживает диалог и ведет настоятельную работу с государством-участником по соблюдению рекомендаций

OHCHR25 Преимущества процедуры ООН по представлению сообщений По процедуре По процедуре –Отсутствие сроков для представления сообщений –Менее сложная процедура - не требуется юридическое представительство –Менее продолжительная –Предварительные меры По содержанию По содержанию –Менее строгое правило по исчерпанию внутренних средств правовой защиты –Более благоприятная юриспруденция в отношении толкования определенных прав

OHCHR26 Роль НПО/гражданского общества Ключевая роль с точки зрения Комитета Ключевая роль с точки зрения Комитета Оказание содействия лицам в подаче сообщений Оказание содействия лицам в подаче сообщений Юридическое представительство интересов данных лиц в Комитете Юридическое представительство интересов данных лиц в Комитете Могут и должны отслеживать выполнение государством-участником рекомендаций Могут и должны отслеживать выполнение государством-участником рекомендаций Распространение юриспруденции Распространение юриспруденции

OHCHR27 ВОПРОСЫ?

OHCHR28 За дополнительной информацией обращайтесь к: Petitions Unit, OHCHR Palais Wilson CH-1201 Geneva, Switzerland Факс: Изложение фактов 7: tSheet7Rev.1ru.pdf tSheet7Rev.1ru.pdf