« Семейно - ролевое поведение » Семинар с элементами тренинга для воспитателей семейно - воспитательных групп и приемных родителей. ГУ ЯО Рыбинский Центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: Чернова Виктория Мельникова Оксана. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками.
Advertisements

Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Взаимодействие с «трудным» родителем М.Ю.Чибисова, канд. пс. н. Окружной методический центр Южного окружного управления образования.
Информационный блок родителям о стилях воспитания.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
СТИЛИ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МОУ Северная СОШ.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Родительское собрание «Агрессия детей». Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: магистр 2 курса Заочного обучения Исаева Д.Г Уральский государственный педагогический университет Институт.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Работала на проектом: Работала на проектом: Зубаирова Валерия ученица Зубаирова Валерия ученица 6 класса В 6 класса В Руководитель: Руководитель: Щеглова.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Транксрипт:

« Семейно - ролевое поведение » Семинар с элементами тренинга для воспитателей семейно - воспитательных групп и приемных родителей. ГУ ЯО Рыбинский Центр «Наставник» Надежда Егорова методист, Полина Черемисина - педагог-психолог

Цель : Создание условий для осознания семейных ролей и стереотипов взаимодействия в приемной семье и семейно - воспитательной группе

Задачи : Содействие созданию благоприятного психологического и эмоционального климата в семье ; Формирование положительных установок у родителей на взаимодействие с приемным ребенком ; Раскрытие типа взаимодействия с ребенком, направленного на его социальное благополучие.

ПРОГРАММА проведения семинара. Теоретический блок : Презентация Ресурсного центра по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей. Выступление психолога по теме : « Ролевое поведение внутри семьи »

Практический блок : Психотехническое упражнение « Скульптуры »; « Работа с образами » - обсуждение проблемных ситуаций.

Семьи зрелые и проблемные Хорошо ли Вам живется сейчас в вашей семье? Чувствуете ли Вы, что живете с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми, которые уважают и любят Вас? Быть членом вашей семьи – это интересно и приятно?

Семья благополучная и неблагополучная. Не признает наличие проблем, может скрывать их, создавать видимость благополучия, винит других в своих проблемах, чувствует себя жертвой. Признает наличие проблем, В кризисах, конфликтах объединение для решения проблем. 6. Отношение к проблемам. Страх перед социумом (например, семья – «крепость»), закрытость, либо заискивание социумом. Многообразие социальных связей. Гибкие границы. 5. Социальные связи. Все или некоторые члены семьи не имеют своего пространства. Допустимы мелочная опека, контроль. Каждый член семьи имеет свое пространство. Допускается автономность. 4. Границы между членами семьи. Скрытые, жесткие. Либо не обсуждаются, либо навязываются авторитарными членами семьи. Гибкие, свободно осуждаемые, меняющиеся при необходимости. Соблюдаются всеми членами семьи. 3. Семейные правила. Истинные чувства скрываются от других, смогут не осознаваться. Подавляются либо срываются на других. Коммуникации нечестные двойные, запутанные – много манипуляций. Ищут скрытый смысл за услышанным, насмешки. Юмор носит характер иронии, сарказма. Члены семьи открыто и ясно говорят о испытываемых ими чувствах, не боясь быть осужденными. Стараются понять и принять чувства, испытываемые другими членами семьи. Слышат друг друга. Часто используется юмор. 2. Особенности коммуникации в семье. Низкая. Члены семьи чувствуют себя одинокими, малозначимыми, могут повлиять свою самооценку за счет принижения других. Адекватная, высокая. Каждый член семьи чувствует себя любимым, нужным, значимым, ценным. 1. Самооценка членов семьи. Неблагополучная Благополучная

Объединение против кого-то условно сплачивает других членов семьи. Если отчуждение между супругами, то они часто предпочитают много времени проводить раздельно (у каждого своя жизнь). Конфликты проявляются, когда в семье изменяются привычные условия. При этом скрытое недовольство превращается в открытое. Ссоры – единственная и наиболее привычная форма эмоциональной разрядки. Проблема главенства семьи приобретает принципиальный характер. Конфликты и кризисные ситуации воспринимаются как творческие задачи. Члены семьи объединяются для преодоления возникших трудностей и разрешения конфликтов. Проявление конфликтов. Эмоциональное отчуждение между супругами, или по отношению к другим членам семьи. Члены семьи одиноки, не чувствуют поддержки семьи. Согласие, забота друг о друге, взаимопонимание носят показной характер. Ревность, стремление занять мысли и чувства другого человека собой. Согласие, уважение к чувствам других, забота и взаимопонимание, которые носят истинный характер. Господствующие чувства членов семьи. Психологическая изолированность кого-то одного (или более) членов семьи от других. Поддержание видимого благополучия в семье. Борьба за главенствующее положение в семье. Желание сделать счастливым других, быть нужным другим, не принося себя в жертву. Суть объединения членов семьи. ИзоляцияМнимое сотрудничествоСоперничествоПодлинное сотрудничество Возможные формы семейного неблагополучия Семейное благополучие

Стереотипы общения : навязанные функции, неправильные роли.

Обвинитель Постоянно ищет виноватых; Требует от других безоговорочного послушания; Считает свою точку зрения единственно правильной; Ставит детям многочисленные запреты и ограничения.

Результат воспитания « обвинителем » Негативизм, Упрямство, Оппозиционное отношение к взрослым, Агрессивность, Жестокость. Тревожность, Чувство собственной неполноценности, Несамостоятельность, Нерешительность, Затаенная обида, Реакции пассивного протеста ( уходы из дома, нежелание общаться Сильный тип нервной системы Слабый тип нервной системы

Рекомендации : Обеспечить ребенку личное пространство ; Предоставить право говорить « нет »; Дать возможность выразить негативные эмоции ; Перестать сравнивать ребенка с другими ; Отмечать положительные черты ; Родителю необходимо проговаривать свои негативные чувства в тактичной форме.

Компьютер Очень корректен, рассудителен. Говорит «прописные истины», скрывает настоящие чувства. От детей ждет соблюдение приличий, предъявляет к ним много требований. Отличается пониженным вниманием к внутреннему миру ребенка, его потребностям и желаниям.

Результат воспитания « компьютером » отсутствие положительных эмоций ; протестные реакции ; конфликт между желаниями и чувством долга ; повышенная раздражительность, склонность к истерикам. снижение уверенности ; повышенная боязливость к новому ; мнительность ; тревожность ; страх не оправдать ожидания ; избегание ситуаций оценки. Сильный тип нервной системыСлабый тип нервной системы

Рекомендации : Устанавливать доверительные отношения в семье ; Выражать свои эмоциональные состояния ; Давать возможность ребенку выражать свои эмоции ;

Миротворец ( мученик ) Боится конфликтов, избегает споров. Постоянно испытывает чувство вины и берет на себя работу других. Стремится служить другим. Стремится оградить детей от любых трудностей, проблем, волнений.

Результат воспитания « миротворцем » требует исключительного внимания окружающих к себе ; игнорирует интересы и нужды окружающих ; капризничает, манипулирует взрослыми, потребительское отношение к окружающим ; истерические реакции на предъявляемые требования и критику. проявляет несамостоятельность, неприспособленность ; избегает неудач ; боится принимать решения, брать на себя ответственность ; испытывает большие сложности в общении ; Сильный тип нервной системы Слабый тип нервной системы

Рекомендации : Установить четкие и понятные правила, разумные ограничения, выдвинуть обоснованные требования к ребенку ; Не ждать ответной благодарности ; Сохранять и развивать собственные интересы и увлечения ; В отношениях с детьми не приносите в жертву отношения с мужем, близкими.

Отстраненный Ведет себя беззаботно, не включается в семейные отношения ; Не интересуется внутренним миром ребенка, не вникает в его проблемы ; Самоустраняется от воспитания ребенка, не контролирует его ; Делает вид, что происходящее в семье его не касается.

Результат воспитания « отстраненным » отсутствие способности сдерживать себя ; повышенная готовность к конфликтам ; оппозиционное отношение к взрослым ; отсутствие волевых качеств ; зависимость от сиюминутных желаний, влечений ; отсутствие интереса и навыков к труду. ощущение одиночества, ненужности ; отчужденность ; замкнутость, подавленность ; подверженность негативному влиянию со стороны ; неумение преодолевать трудности. Сильный тип нервной системы Слабый тип нервной системы

Рекомендации : Находить время для теплого и участливого общения с ребенком ; Проявлять интерес к внутреннему миру ребенка, его переживаниям ; Организовывать совместные игры, занятия, трудовую деятельность ; Устанавливать четкие и понятные правила, выдвигать разумные требования к ребенку.

Шаги к истинному сотрудничеству в семье.

Очень большой материал для изменений. Постоянно работают над собой. Возможность изменений. Модель поведения перенятая у собственных родителей. Нежелание работать над собой (проще быть жертвой). Преобладание депрессивной тенденции, пессимизма, обвинение других в своих проблемах. Модель поведения перенятая у собственных родителей. Работа над собой. Позитивное отношение к себе, другим, вера в лучшее. Почему такая самоценность? Может быть уверенное, но это «маска». Скрывают в поведении свои истинные чувства, исполняя различные роли. Может быть и неуверенное. Чувства не расходятся со словами, жестами, поведением. Поведение. Надевают «маски» обвинителя. Равнодушны к внутреннему миру другого, его проблемам. Избегают контакта «глаза в глаза». С интересом относятся к другим. Активно слушают их, с контактом «глаза в глаза». Общение с другими. Не доверяет, отделяются от других. Боятся, что его обидят, высмеют, бросят, обманут, унизят, оскорбят. Или унижаются перед окружающими, подчиняясь им, или грубо подавляют других. Доверяет другим людям. Видит, принимает и уважает высшую ценность другого человека. Искренне выражают свои чувства к ним, не боясь оказаться непонятым. К другим. Равнодушны к себе, отношение негативное, чувствуют себя ненужными, незнакомыми. Находятся в состоянии одиночества и изоляции. Чувствуют себя жертвами. Чувствует себя важным и нужным. Доверяет самому себе. Отношение к себе. НИЗКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ВЫСОКАЯ САМОЦЕННОСТЬ