«Конкуренция в сегменте грузовых железнодорожных перевозок в рамках формирования Евразийского экономического союза» ФАС России 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Единое экономическое пространство. Развитие договорной базы и гармонизация законодательства в сферах естественных монополий. Общественный совет ФСТ России.
Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации 1.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства, установленные Курганским УФАС России, при проведении анализа состояния конкуренции, пути.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Выступление президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина «О тарифной политике в области железнодорожного транспорта» (совещание по итогам работы органов государственного.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Бойцов Василий Борисович.
Пути применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам в свете принятия Модельного закона о конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОРЕНБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩУРОВА ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА «ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Сочи, октябрь 2009г.1 Доклад на тему: «О текущей ситуации по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в.
Создание наднационального законодательства о конкуренции в рамках ТС и ЕЭП Татьяна Игнатовская Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА Министр экономического развития Российской Федерации НАБИУЛЛИНА Эльвира.
Транксрипт:

«Конкуренция в сегменте грузовых железнодорожных перевозок в рамках формирования Евразийского экономического союза» ФАС России 2013 г.

Соотношение норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства от года Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от года Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики от года Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики от года Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от года Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от года Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от года Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от

Статья 1 1. Целью настоящего Соглашения является формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, гармонизации законодательства Сторон в области конкурентной политики и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон. 2. Предметом настоящего Соглашения является установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории Сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. 3. Настоящее Соглашение распространяется на отношения, связанные с реализацией конкурентной политики на территории Сторон, и на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) Сторон, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от "потребитель" субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами "потребитель" субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами " субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон "национальные органы Сторон" - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий "доступ к услугам субъектов естественных монополий" оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства Стороны при наличии технической возможности "доступ к услугам субъектов естественных монополий" оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства Стороны при наличии технической возможности Статья 3. Сфера применения Соглашения 1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон и указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению. 2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях. 4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон. 8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением. Статья 3. Сфера применения Соглашения 1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон и указанных в Приложении 1 к настоящему Соглашению. 2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях. 4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон. 8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением.

Целями настоящего Соглашения являются: -обеспечение доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории государства каждой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства этой каждой Стороны; - соблюдение баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта Сторон; - обеспечение условий для доступа организаций железнодорожного транспорта государства одной Стороны на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта государства другой Стороны. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ (РАБОТ) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1.Перевозка грузов и дополнительные услуги (работы), связанные с организацией и осуществлением перевозки грузов (в том числе порожнего подвижного состава). 2. Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и дополнительные услуги (работы), связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа. 3. Услуги инфраструктуры. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики

Статья 5: 1. Правила доступа к услугам инфраструктуры в рамках Единого экономического пространства, включающих единые принципы определения приоритетности предоставления доступа к услугам инфраструктуры, существенные условия договора на оказание услуг инфраструктуры, иные положения, необходимые для обеспечения доступа перевозчиков государств Сторон к услугам инфраструктуры (разработчик – Республика Казахстан; ответственный от РФ – ФАС России). 2.Правила оказания услуг инфраструктуры, включающие перечень таких услуг, единые принципы диспетчеризации и распределения пропускной способности инфраструктуры, регулирующие вопросы лицензирования (разработчик – Республика Казахстан; ответственный от РФ – Минтранс России). Статья 6: 1.Единые правила установления исключительных тарифов, определяющие порядок предоставления исключительных тарифов и перечень необходимых материалов, обосновывающих необходимость установления исключительных тарифов для товаропроизводителей государств Сторон. 2. Правил рассмотрения Евразийской экономической комиссией заявлений потребителей о защите своих нарушенных прав и интересов действиями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов Завершается процедура внутригосударственных согласований

В соответствии с Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от , с участием экспертов от Российской Федерации: Минтранса России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России, ОАО «РЖД», разработаны : 1.Правила доступа к услугам инфраструктуры в рамках Единого экономического пространства, включающие единые принципы определения приоритетности предоставления доступа к услугам инфраструктуры, существенные условия договора на оказание услуг инфраструктуры, иные положения, необходимые для обеспечения доступа перевозчиков государств Сторон к услугам инфраструктуры (завершены внутригосударственные процедуры; распоряжение Правительства РФ от р). 2.Правила оказания услуг инфраструктуры, включающие перечень таких услуг, единые принципы диспетчеризации и распределения пропускной способности инфраструктуры, регулирующие вопросы лицензирования, а также включающие иные положения (завершены внутригосударственные процедуры; распоряжение Правительства РФ от р). 3.Единые правила установления исключительных тарифов, определяющие порядок предоставления исключительных тарифов и перечень необходимых материалов, обеспечивающих необходимость установления исключительных тарифов для товаропроизводителей государств Сторон (завершается процедура внутригосударственного согласования). 4.Правила рассмотрения Комиссией Таможенного союза заявлений потребителей о нарушении прав и интересов действиями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на перевозку грузов (завершается процедура внутригосударственного согласования). Формирование нормативно-правовой базы Единого экономического пространства

Интеграционные процессы 1. «О реализации основных направлений интеграции» (решение Высшего Евразийского экономического совета от ): - Разработка Договора о Евразийском экономическом союзе до ; - Направления интеграционных процессов, в том числе: завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включая полную ликвидацию оставшихся барьеров на пути их свободного перемещения; обеспечение гармонизации законодательства в целях эффективного функционирования Евразийского экономического союза; проведение в ключевых областях согласованной, а при необходимости единой политики; формирование интегрированной инфраструктуры во всех сферах экономики; учреждение Евразийского экономического союза как международной организации, наделенной необходимой правосубъектностью. 2. «О направлениях дальнейшего развития интеграционных процессов» (решение Высшего Евразийского экономического совета от ): - Разработка Договора о Евразийском экономическом союзе, исходя из необходимости функционирования Единого экономического пространства, как правило, без изъятий и ограничений с ; - Кодификация международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП.

Парк грузовых вагонов 2013 год Российская Федерация: Вследствие процессов консолидации число компаний-операторов вагонов сократилось с 2100 до 1700, грузовых вагонов – тыс.ед. Развитие рынка операторских услуг позволило привлечь инвестиции в отрасль, обновить подвижной состав. Так, в частности, в период с 2003 года общий объем инвестиций достиг миллиардов рублей (14-15 миллиардов евро), было построено более 300 тысяч новых грузовых вагонов. Республика Казахстан: общий парк вагонов – 115,2 тыс. ед., при этом АО «НК Казахстан темир жолы» и его дочерней структуре – АО «Казтемиртранс» – принадлежит около 55,4 тыс. ед. Республика Беларусь: общий парк вагонов- 41,5 тыс. ед., в том числе ГО «Белорусская железная дорога» – 31,2 тыс. ед.

Запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке Само по себе доминирующее положение х/с не является нарушением – ограничение конкуренции возникает вследствие злоупотреблений таким положением, в том числе такие действия (бездействие): - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; - изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; -- навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; - - экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара; -- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; -- создание дискриминационных условий.

Федеральный закон от ФЗ «О защите конкуренции» Национальный уровень (антимонопольные органы) Статья 5 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции»: Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта : 1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: 1) совокупная доля не более чем 3-х хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем 5-ти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %); 2) в течение длительного периода относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (раздел III «Единые правила конкуренции) Наднациональный уровень Евразийская экономическая комиссия (рассмотрение заявлений, касающихся злоупотреблений доминирующим положением на трансграничном товарном рынке с ) Критерии отнесения рынка к трансграничному (Решение Высшего Евразийского экономического совета от ): Трансграничный рынок - географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более Сторон (Белоруссия, Казахстан, Россия) И -доля реализации или закупки, хозяйствующего субъекта доминирующего на трансграничном рынке, чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждой из Сторон, затронутых нарушением составляет не менее 35 %; -нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на трансграничном товарном рынке либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон; ИЛИ -совокупная доля реализации или закупки нескольких хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующего на трансграничном рынке, чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждой из Сторон, затронутых нарушением, составляет для не более чем 3-х хозяйствующих субъектов - не менее 50 %, для 4-х хозяйствующих субъектов – не менее 70 % (при этом доля каждого не менее 15 %); -в течение длительного периода времени относительные размеры долей неизменны или подвержены малозначительным изменениям, доступ новых конкурентов на рынок затруднен; - реализуемый или приобретаемый товар не может быть заменен другим товаром, рост цены товара не обуславливает соответствующему такому росту снижение спроса на этот товар, информация об условиях реализации или потребления товара доступна неопределенному кругу лиц; - нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на трансграничном товарном рынке либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! fas.gov.ru (eng) fasovka anticartel.ru emc.fas.gov.ru 13