Формирование профессиональных компетенций студентов через использование технологии критического мышления на уроках химии Русских Татьяна Павловна КГБОУ КСК Преподаватель химии
Технология развития критического мышления Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве студента и педагога, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс.
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: вызов; осмысление новой информации; размышление (рефлексия).
Урок по теме «Железо» Урок построен в соответствии с требованиями технологии РКМ и включает три стадии - вызова, осмысления, рефлексии; приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления): «пометки на полях», «мозговой штурм», «попс-формула», «конструирование текста», «загадка», «анаграмма», «третий лишний», объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
1. Стадия вызова: Руль, педаль и тормоза, И четыре колеса. Двигатель, багажник, шины И мотор есть у… (машины) Он давно в названии века, В организме человека. Называют мной характер, Из меня почти весь трактор. Очень в яблоке полезно, И зовут меня … (Железо).
Задание: Решите анаграммы и исключите лишнее. иймеркн иксолодр ддрооов золеже кремний кислород водород железо
2. Стадия осмысления: Объяснения нового материала. Нормальное (основное) состояние атома железа, его степени окисления, положение в ПСХЭ. Задание: Рассмотрите образец выданного вам металла. Опишите его физические свойства. Используя текст учебник, заполните укажите: 1. цвет 2. блеск 3. пластичность 4. магнитные свойства 5. температура плавления 6. твердость
Задание: Закончить уравнения химических реакций, демонстрирующих химические свойства железа (работа у доски и в тетради со схемой, просмотр видеоопытов и демонстраций химических свойств железа): 1) Fe + CI 2 = показывает видеосюжет данного химического свойства железа). 2) Fe + S = 3) Fe + HCI = (проводят реакцию самостоятельно в группах). 4) Fe + O 2 = (показывает видеосюжет данного химического свойства железа). 5) Fe + CuSO 4 = (проводят реакцию самостоятельно в группах). 6) Fe + H 2 O = 7) Fe + O 2 + H 2 O =
Прием «Пометки на полях» + - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; - - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете; V - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; ? - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Задание: Рассмотреть образцы соединений железа, отметить основные их характеристики. ( Использование наглядного материала – минералов, работа в группах). Выводы: Железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко. Соединения железа (II) имеют ярко выраженный основный характер. Соединения железа (III) – проявляют амфотерные свойства.
Прием «Конструирование текста». Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe +2 (для первого варианта) и генетический ряд Fe +3 (для второго варианта). Fe(OH) 3, Fe, Fe(OH) 2, FeCI 3, Fe 2 O 3, FeCI 2, FeO. Ответы записываются на доске.
3. Стадия рефлексии. Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест 2 варианта). «Попс – формула»: Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения: Сегодня я понял (а), что… Главным на уроке для меня было… Больше всего мне запомнилось… Домашнее задание: §14, упражнение 4 на странице 82 Домашнее задание: §14, упражнение 4 на странице 82
ПОПС формула Суть каждого элемента Ключевые слова П – позиция О – объяснение П – пример С – следствие «Я считаю, что…» «Мне кажется, что…» «Я думаю, что…» «На мой взгляд…» «Потому что …» «Я могу это доказать это на примере …» «Например…» «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» «Поэтому …»
Урок: Железо - элемент побочной подгруппы (урок для студентов специальности «Строительство зданий и сооружений»). Тип урока: комбинированный урок. Ход урока: I. Актуализация знаний. Проверка знаний по ранее изученному материалу
Стадия вызова Что объединяет эти изображения? (на слайде изображения изделий из железа, в том числе и железобетонные конструкции, используемые в строительстве). Либо возможен просмотр фильма. («Царь Соломон» - про строительство храма).
Что объединяет эти изображения?
Стадия осмысления новой информации А. СТРОЕНИЕ АТОМА ЖЕЛЕЗА Проблемный вопрос: По какой причине атом принадлежит к той или иной подгруппе ПСХЭ? Например, кальций – элемент главной подгруппы, а железо элемент побочной? (Причина в строении атомов химических элементов.)
Б. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖЕЛЕЗА Демонстрирует видеоопыты: Взаимодействие железа с кислородом, Взаимодействие железа с серой, Закончите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Обратите внимание на состав железной окалины. Проблемный вопрос: Возможна ли реакция и почему: Fe + ZnCl2 = ? Растворы кислот нельзя перевозить в железной таре. А концентрированные HNO3 и H2SO4 можно. Почему?
доклад «Применение железа в строительстве».
Презентация «Железобетон»
Стадия рефлексии Мы рассмотрели строение и свойства железа. Что нового узнали о железе? По какой причине атом принадлежит к той или иной подгруппе ПСХЭ?Что можете сказать о его положении в ПСХЭ? опрос Верите ли вы, что … ? (самостоятельно письменно отвечают на вопросы да или нет): Железо расположено в главной подгруппе ПСХЭ; На внешнем электронном уровне железа находится 2 электрона; Железо проявляет переменную степень окисления; Состав железной окалины Fe2O3 · FeO Медь активнее железа;Железо реагирует с солями всех металлов; Железо не реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами; и т.д.
Заключение При использовании технологии критического мышления на уроках у студентов формируются такие профессиональные компетенции как самостоятельное решение соответствующей проблемы, знание и умение применять основные понятия дисциплины, умение логически мыслить, умение анализировать и оценивать по определённым критериям изученные явления, процессы, объекты, исполнительская дисциплина и организованность.