11 класс тема урока «Гидролиз солей». Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу» Составила Громова Ольга Ильинична, учитель химии и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гидролиз солей. Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу » Составила Громова Ольга Ильинична, учитель химии и биологии «МОУ Лямбирская.
Advertisements

«Гидролиз солей» Тема урока: Новикова Ирина Петровна учитель химии МОУ Совхозная сош Тамбовский район.
Гидролиз солей Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5. Презентация подготовлена учителем химии Рощепкиной Н.
Гидролиз солей.. Гидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Учитель химии Бимской СОШ Тоюшева Эльвера Петровна Разработка урока химии в 11 классе по теме:
Гидролиз солей Учитель химии Раджабова Е.Е. ГБОУ СОШ 3 пгт. Смышляевка.
Тесты Слабая кислота – это: 1) HNO 3 2) H 2 SiO 3 3) HCl 4) H 3 PO 4.
Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц.
Гидролиз Гидролиз- это реакция обменного разложения веществ водой.
Тема: Гидролиз солей ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ.
Растворы. Электролитическая диссоциация Подготовила: Нарбекова М.И.
Гидролиз солей. Гидролиз солей. Гидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой.
По материалам статьи Ю. Н. Медведева Составитель : Снастина М. Г.
Урок химии в 11 классе по программе Габриеляна (базовый уровень) Учитель: Коротышева Юлия Николаевна, ГОУ СОШ год.
Марченко Е.П., Учитель химии МОУ «Машинская СОШ» Тосненский район Ленинградской области.
Гидролиз солей Разработка урока по теме: ЛИЕН Ермошин М.П.
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Соли 8 класс.
Испытуемый раствор Цвет лакмуса Среда раствора рН раствора H 2 O (дист.) NaCl Na 2 CO 3 AlCl 3 рН=7 рН>7 рН<7.
Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Шубный Иван Андреевич МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа 1» Презентация.
Транксрипт:

11 класс тема урока «Гидролиз солей». Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу» Составила Громова Ольга Ильинична, учитель химии и биологии «МОУ Лямбирская СОШ 1»

Громова О.И 2 «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». М. Фарадей.

Громова О.И 3 Цели урока: Образовательная Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ; Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Воспитательная Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Громова О.И 4 Задачи урока: 1.учебные: слабой Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и кислоты. 2.развивающие: развивать способность к догадке, творческие способности; развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, 3.воспитательные содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Гидроксиды Подготовка учащихся к восприятию лекции. Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ. 1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований Основания:Кислоты: NaOH, KOH, NH 4 OH, Cu(OH) 2, Zn(OH) 2, Al(OH) 3, H 2 SO 4, HNO 3, HClO 4, HCl, HMnO 4, HI, HBr, H 2 SO 3, H 2 CO 3, H 2 SiO 3, HF, HNO 2

Громова О.И 6 3. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? 4. Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты 5.Что показывает степень электролитической диссоциации? Электролиты сильныеслабые NaOH, KOH, H 2 SO 4, HNO 3, HClO 4, HCl, HMnO 4, HI, HBr; NH 4 OH, Cu(OH) 2, Zn(OH) 2, Al(OH) 3, H 2 SO 3, H 2 CO 3, H 2 SiO 3, HF, HNO 2, СН 3 СООН

Громова О.И 7 6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде? Какие вы знаете индикаторы? ИндикаторЦвет индикатора в среде кислойщелочнойнейтральной ЛакмусКрасныйСиний Фенолфта- леин БесцветныйМалиновыйБесцветный Изменение цвета различных индикаторов при действии растворов кислот и щелочей

Громова О.И 8 Изучение нового материала Что представляют собой соли? Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. В зависимости от силы основания и кислоты можно выделить 4 типа солей: 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +2H2O 2NaOH + H2SiO3 = Na2SiO3 + 2H2O

Громова О.И 9 1.Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием (AlCl 3, FeSO 4, Mn(NO 3 ) 2.) 2. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (Na 2 CO 3, Na 2 SiO 3, КСN, NaCH 3 COO). 3. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием (NH 4 CN, Cu(CH 3 COO) 2 ). 4. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием (NaCl, Na 2 SO 4, BaI 2 ).

Громова О.И 10 Мы выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если проверим растворы солей на индикатор? Формула соли Фенол- фталеин ЛакмусСреда раствора Какие ионы Na 2 CO 3 AlCl 3 NaCl Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? Давайте попробуем разобраться с этим в месте.

Громова О.И 11 Мы выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если проверим растворы солей на индикатор? Формула соли Фенол- фталеин ЛакмусСреда раствора Какие ионы Na 2 CO 3 малино- вый синийщелочнаяOH – > AlCl 3 красныйкислаяН+ >Н+ > NaClнейтраль- ная H + = OH – Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? Давайте попробуем разобраться с этим в месте.

Громова О.И 12 Мы наблюдали за растворами солей, где кроме соли ещё присутствует вода. Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает. Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к теме урока - Гидролиз Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей.

Громова О.И 13 Рассмотрим примеры, когда соль образованна слабой кислотой и сильным основанием Схема гидролиза NaCN NaCN Na OH HCN сильное основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ] > [H + ] Щелчная среда

Громова О.И 14 Уравнения гидролиза NaCN NaCN Na + + CN Н 2 О OH + H + ____________________________ Полное ионное уравнение гидролиза: Na + + CN ¯ + Н 2 О Na + + OH ¯ + HCN Сокращённое уравнение гидролиза: CN ¯ + Н 2 О OH ¯ + HCN Полное молекулярное уравнение гидролиза: NaCN + Н 2 О NaOH + HCN Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную среду, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. рн >7, среда щелочная, гидролиз по аниону.

Громова О.И 15 Схема гидролиза Na 2 CO 3 Na 2 CO 3 NaOHH 2 CO 3 сильное основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ]>[H + ] Щелочная среда

Громова О.И 16 Уравнения гидролиза Na 2 CO 3 Na 2 CO 3 2Na + + СO 3 2– Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза: 2Na + + СO 3 2– + Н 2 O 2Na + + HCO 3 – + ОН – Сокращённое уравнение гидролиза: СO 3 2– + Н 2 O НСO 3 – + ОН – Полное молекулярное уравнение гидролиза: Na 2 CO 3 + Н 2 O 2NaHCO 3 + NaОН Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную среду, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. рн >7, среда щелочная, гидролиз по аниону.

Громова О.И 17 Вывод: Соль слабой кислоты и сильного основания при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы ( ОН - ). Реакция идёт по аниону, среда щелочная

Громова О.И 18 Рассмотрим примеры, когда соль образованна сильной кислотой и слабым основанием Схема гидролиза NH 4 Cl NH 4 Cl NH 4 OH HCl слабое основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]

Громова О.И 19 Уравнения гидролиза NH4Cl NH 4 Cl NH Сl – Н 2 O Н + + ОН – _________________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза : NH Сl – + Н 2 O NH 3 ·H 2 О + Сl – + Н + Сокращённое уравнение гидролиза: NH Н 2 O NH 3 ·H 2 О + Н + Полное молекулярное уравнение гидролиза: NH 4 Cl + Н 2 O NH 3 ·H 2 О + НСl Избыток ионов водорода дает соли кислую среду, поэтому лакмус краснеет. рн < 7, среда кислотная, гидролиз по катиону.

Громова О.И 20 Схема гидролиза AlCl 3 AlCl 3 Al(OH) 3 HCl слабое основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]

Громова О.И 21 Уравнения гидролиза АlСl 3 АlСl 3 Аl Сl – Н 2 O Н + + ОН – ______________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза : Al Сl – + Н 2 O АlOН Сl – + Н + Сокращённое уравнение гидролиза: Аl 3+ + Н 2 O АlOН 2+ + Н + Полное молекулярное уравнение гидролиза: АlСl 3 + Н 2 O АlOНСl + НСl Избыток ионов водорода дает соли кислую среду, поэтому лакмус краснеет. рн < 7, среда кислотная, гидролиз по катиону.

Громова О.И 22 Вывод: Соль сильной кислоты и слабого основания и при гидролизе даёт в растворе ионы водорода ( Н + ). Реакция идёт по катиону, среда кислая

Громова О.И 23 Схема гидролиза Al 2 S 3 Al 2 S 3 Al(OH) 3 H2SH2S слабое основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ] ?[H + ] Среду можно определить по Кg Рассмотрим пример, когда соль образованна слабой кислотой и слабым основанием

Громова О.И 24 Уравнения гидролиза Al 2 S 3 Al 2 S 3 + 6H 2 O-->2Al(OH) 3 + 3H 2 S Гидролиз по катиону и аниону.

Громова О.И 25 Вывод: Соль слабой кислоты и слабого основания подвергается гидролизу необратимо. Реакция гидролиза идёт по катиону и аниону, среда определяется по константе дисоциации веществ.

Громова О.И 26 Рассмотрим пример, когда соль образованна сильной кислотой и сильным основанием основанием Схема гидролиза NaCl NaCl NaOHHCl сильное основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]=[H + ] Нейтральная среда

Громова О.И 27 Уравнения гидролиза NaCl NaCl Na + + Сl – Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ Na + + Сl – + Н 2 O Na + + Cl – + H 2 O Одинаковое количество гидроксид-ионов и ионов водорода дает соли нейтральную среду, поэтому индикаторы не меняют окраску (гидролизу не подвергается). рн =7, среда нейтральная, гидролиз не происходит.

Громова О.И 28 Вывод: Соль сильной кислоты и сильного основания и при гидролизе дают в растворе равное количество ионов водорода ( Н + ) и гидроксид ионов ( ОН - ). Реакция гидролиза не идёт, среда нейтральная

Громова О.И 29 Закрепление знаний Выполните следующие задания Какую среду будут иметь водные растворы следующих солей: Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей. 1 вариант2 вариант а) нитрата цинка (II) б) сульфата калия в) сульфида натрия а) хлорида меди (II) б) сульфита натрия в) нитрата бария

Громова О.И 30 Ответы

Громова О.И 31 Zn(NO 3 ) 2 Zn NO 3 – Н 2 O Н + + ОН – ________________________________________________________ Zn NO 3 – + Н 2 O ZnOН + + 2NO 3 – + Н + Zn 2+ + Н 2 O ZnOН + + Н + (среда кислая) Zn(NO 3 ) 2 + Н 2 O ZnOНNO 3 + НNO 3 2 вариант CuCl 2 Cu Сl – Н 2 O Н + + ОН – _______________________________________________________________________________________________________________________ Cu 2+ + Сl – + Н 2 O CuOH + + Cl – + Н + Сu 2+ + Н 2 O СuOH + + Н + (среда кислая) CuCl 2 + Н 2 O CuOHCl + НCl а) 1 вариант

б ) 1 вариант K 2 SO 4 2K + + SO 4 2– Н 2 O Н + + ОН – _____________________________________ 2K + + SO 4 2– + Н 2 O 2K + + SO 4 2– + H 2 O (среда нейтральная) 2 вариант Na 2 SO 3 2Na + + SO 3 2– Н 2 O Н + + ОН – ________________________________________ 2Na + + SO 3 2– + Н 2 O 2Na + + HSO 3 – + ОН - SO 3 2– + Н 2 O НSO 3 – + ОН – (среда щелочная) Na 2 SO 3 + Н 2 O = NaHSO 3 + NaОН

Громова О.И 33 Na 2 S 2Na + + S 2– Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ 2Na + + S 2– + Н 2 O 2Na + + HS – + ОН – S 2– + Н 2 O НS – + ОН – (среда щелочная) Na 2 S + Н 2 O NaHS + NaОН 2 вариант Ba(NO 3 ) 2 Ba NO 3 – Н 2 O Н + + ОН – ___________________________________________________________________ Ba NO 3 – + Н 2 O (среда нейтральная) в) 1 вариант

Громова О.И 34 Закрепление знаний: Выполните тестовое задания ЕГЭ части А Задания А-26 (ЕГЭ) 1.Кислую среду имеет водный раствор: 1. Na 3 PO 4 2. KCl 3. Na 2 CO 3 4. ZnSO 4 2.Кислую среду имеет раствор: 1. Нитрата меди (II) 2. Нитрата бария 3. Ацетата калия 4. Карбоната натрия 3.Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов: 1. CuSO 4 и BaCl 2 2. Fe(NO 3 ) 3 и FeCl 2 3. K 3 PO 4 и NaCl 4. Al(NO 3 ) 3 и CaCl 2 4Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов: 1. BaCl 2 и ZnCl 2 2. AlCl 3 и FeCl 2 3. FeCl 3 и NaCl 4. KCl и CaCl 2 5.Щелочную среду имеет водный раствор: 1. FeCl 3 2. K 2 SO 4 3. Na 2 CO 3 4. BaCl 2 6.Фенолфталеин приобретает малиновую окраску в растворе каждой из двух солей: 1. Сульфата меди (II) и сульфида натрия 2. Хлорида калия и хлорида аммония 3. Карбоната натрия и силиката калия 4. Нитрата бария и хлорида железа (II) 7.Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и 1. нитрата бария 2. силиката калия 3. сульфата натрия 4. хлорида алюминия 8.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, 1. Гидролизуется по катиону 2. Гидролизуется по аниону 3. Не подвергается гидролизу 4. Полностью разлагается водой

Громова О.И 35 Задания В-4 (ЕГЭ) 1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора. Состав солиРеакция среды А) NaNO 2 Б) Al 2 (SO 4 ) 3 В) NaNO 3 Г) KCN 1. кислая 2. щелочная 3. нейтральная

Громова О.И Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора. ФОРМУЛА СОЛИСРЕДА РАСТВОРА А) K 2 SO 4 Б) CrCl 3 В) Li 2 CO 3 Г) NH 4 Br нейтральная щелочная кислая

Громова О.И Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора. Название солиСреда раствора А) нитрат свинца (Pb(NO 3 ) 2 ) Б) карбонат калия (K 2 CO 3 ) В) нитрат натрия (NaNO 3 ) Г) сульфид лития (Li 2 S) 1. кислая 2. щелочная 3. нейтральная

Громова О.И 38 Рефлексия 1. Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента? 2. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы? 3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций? 4. Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни? 5. Понравился ли Вам урок? 6. Было ли Вам трудно ответить на вопросы тестов? При положительном ответе на вопрос поднимите желтую карточку, при отрицательном – зеленую.

Громова О.И 39 Задние на дом: Параграф 18, В контакте. Ru, в заметках, материал ЕГЭ выполнить.

Громова О.И 40 Источники материалов Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. М.,

Громова О.И 41 Спасибо за урок!