Развитие творческого мышления учащихся. Обработка информации полушариями головного мозга Левое полушарие Правое полушарие последовательнонелинейно линейноглобально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Advertisements

1 Умения и способности, подлежащие развитию Работа с одарёнными детьми.
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА: ЕРМОЛЕНКО СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Развитие познавательных способностей. Родителям школы – дошкольника (6- лет +)
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Внеурочная деятельность для учащихся 1-2 классов «МИР ЛОГИКИ» Руководитель: педагог-психолог Иванова Н.В.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ Особенности психического развития.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи: 1.развитие мышления в процессе формирования.
«Использование современных технологий на уроках истории»
Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: 1. Изучить психологию.
Методы о которых говорится в билете. Метод образного «видения». Базируется на эмоционально-образном исследовании объекта. Образовательный продукт выражается.
Транксрипт:

Развитие творческого мышления учащихся

Обработка информации полушариями головного мозга Левое полушарие Правое полушарие последовательнонелинейно линейноглобально аналитическисинхронно логическиинтуитивно

Конвергентное мышление – последовательное, логическое. Конвергентное мышление – последовательное, логическое. Дивергентное мышление – целостное, интуитивное. Дивергентное мышление – целостное, интуитивное.

Особенности проявления творчества (креативности) у детей: Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен; Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен; Демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); Демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); Часто делает все по-своему (независим, неконформен); Часто делает все по-своему (независим, неконформен); Изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; Изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; Способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); Способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); Способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; Способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; Склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях. Склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях.

Творческие способности, подлежащие развитию: Способность рисковать; Способность рисковать; Дивергентное мышление; Дивергентное мышление; Гибкость в мышлении и действиях; Гибкость в мышлении и действиях; Быстрота мышления; Быстрота мышления; Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; Богатое воображение; Богатое воображение; Восприятие неоднозначных вещей; Восприятие неоднозначных вещей; Высокие эстетические ценности; Высокие эстетические ценности; Развитая интуиция Развитая интуиция

Этапы творческого процесса: 1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию. 2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон. 3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления и познавательной сферы школьников

Приемы и упражнения: 1. Целенаправленное формирование умственных действий в процессе обучения. На уроках предлагать ученикам что-то сравнить, провести анализ или сделать вывод, обобщить. При этом анализировать правило выполнения и показывать образец. 2. Чередование реального осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.

3. Использование в учебной деятельности детей следующих упражнений: Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало событий, середина или конец). Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало событий, середина или конец). Загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры, шарады, кроссворды и проч. Загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры, шарады, кроссворды и проч. Составление предложений. (Берут наугад три слова, не связанных по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова). Составление предложений. (Берут наугад три слова, не связанных по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова). Поиск аналогов. (Называют какой-либо предмет или явление. Необходимо вписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Поиск аналогов. (Называют какой-либо предмет или явление. Необходимо вписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Способы применения предмета. (Назвать как можно больше различных способов применения предмета). Способы применения предмета. (Назвать как можно больше различных способов применения предмета).

Для развития конвергентного мышления используются вербальные, логические задачи: Сережа поет лучше Миши, Миша поет лучше Коли. Кто из мальчиков поет лучше всех? Сережа поет лучше Миши, Миша поет лучше Коли. Кто из мальчиков поет лучше всех? Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола. Кто из этих птиц летает быстрее всех? Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола. Кто из этих птиц летает быстрее всех? Собака легче жука, собака тяжелее слона. Кто легче всех? (Абстрагирование). Собака легче жука, собака тяжелее слона. Кто легче всех? (Абстрагирование).

Для развития дивергентного мышления: Составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур. Составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур. Нарисовать как можно больше сюжетов на одну тему. Нарисовать как можно больше сюжетов на одну тему. Придумать и назвать как можно больше способов традиционного и необычного использования предмета. Придумать и назвать как можно больше способов традиционного и необычного использования предмета. Описать с разных сторон какую-либо ситуацию. Описать с разных сторон какую-либо ситуацию. Придумать заглавие к рассказу. Придумать заглавие к рассказу. Поиск причин событий. («В этом году в лесах было много грибов», «Весь день на улице звучала музыка»). Поиск причин событий. («В этом году в лесах было много грибов», «Весь день на улице звучала музыка»).

Развитие воображения Формируются: Легкость генерирования идей; Легкость генерирования идей; Способность к эмпатии; Способность к эмпатии; Способность ассимилировать информацию; Способность ассимилировать информацию; Способность к свертыванию мысленных операций; Способность к свертыванию мысленных операций; Способность предвидения; Способность предвидения; Умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма; ощущение стройности организации идей и др.) Умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма; ощущение стройности организации идей и др.)

Приемы творческого воображения: «склеивание» - «склеивание» - мысленно соединяя части различных предметов (животных), составить из них новый предмет (животное) с новыми необычными свойствами; мысленно соединяя части различных предметов (животных), составить из них новый предмет (животное) с новыми необычными свойствами; «типизация» - «типизация» - например: нарисовать врача, художника, президента, летчика, лесника и т.п. Рассказать о своем рисунке, какие черты вы выделили у представителей этих профессий. например: нарисовать врача, художника, президента, летчика, лесника и т.п. Рассказать о своем рисунке, какие черты вы выделили у представителей этих профессий.

Развитие памяти: Задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, различных ее видов (словесно-логическая, образная, эмоциональная) и форм (кратковременная, долговременная). Задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, различных ее видов (словесно-логическая, образная, эмоциональная) и форм (кратковременная, долговременная). Пример. Развитие словесно-логической памяти – пересказы отрывков из произведений литературы.

Развитие внимания: Задачи на определение несоответствий в рисунках; Задачи на определение несоответствий в рисунках; Нахождение различий в двух похожих рисунках Нахождение различий в двух похожих рисунках

Развитие познавательной сферы формирует: Умение добывать информацию; Умение добывать информацию; Проводить самостоятельное исследование; Проводить самостоятельное исследование; Делать сравнения; Делать сравнения; Давать оценки; Давать оценки; Давать определения понятиям; Давать определения понятиям; Аргументированно доказывать правильность точки зрения в соответствии с законами формальной и неформальной логики; Аргументированно доказывать правильность точки зрения в соответствии с законами формальной и неформальной логики; Способность действовать в уме (составлять четкий внутренний план умственных действий; Способность действовать в уме (составлять четкий внутренний план умственных действий; Формулировать и высказывать суждения; Формулировать и высказывать суждения; Делать умозаключения. Делать умозаключения.